Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 67-АПУ16-19
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зыкина В.Я.
судей Ботина А.Г. и Зеленина С.Р.
при секретаре Щукиной Ю.В.,
с участием осужденного Макшанцева Д.А., его защитника-адвоката Арутюновой И.В., представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации - прокурора Шаруевой М.В., рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам осужденного Макшанцева Д.А. и его защитника- адвоката Варгентина О.Г. на приговор Новосибирского областного суда от 28 июня 2016 года, которым
Макшанцев Д.А. ... ранее не судимый,
осужден по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ к лишению свободы на срок 15 (пятнадцать) лет с ограничением свободы на срок 1 год, с установлением ему следующих ограничений и обязанностей: не выезжать в течение этого срока за пределы территории муниципального образования, где он будет проживать после отбытия основного наказания в виде лишения свободы, не изменять места жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы; являться в данный специализированный государственный орган 1 (один) раз в месяц для регистрации.
Местом отбытия наказания в виде лишения свободы определена исправительная колония строгого режима.
Срок отбытия наказания Макшанцеву Д.А. исчислен с 28 июня 2016 года, с зачетом в срок отбытия наказания времени содержания под стражей в период с 01 марта 2016 года по 27 июня 2016 года включительно.
В приговоре также содержатся решения о мере пресечения в отношении Макшанцева Д.А. и о судьбе вещественных доказательств по делу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зыкина В.Я., а также объяснения осужденного Макшанцева Д.А., его защитника- адвоката Арутюновой И.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, выступление прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаруевой М.В., возражавшей против доводов апелляционных жалоб и просившей приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Макшанцев Д.А. осужден за убийство, совершенное группой лиц.
Судом установлено, что преступление совершено при следующих обстоятельствах.
8 августа 2015 года Макшанцев, Г.Т. и Марков, занимавшиеся совместной частной деятельностью по ремонту автомобилей, по месту проживания последнего в ... районе г. ... по адресу: ул. ... д. ... кв. ... отмечали день рождения дочери Маркова и распивали по этому случаю спиртные напитки. Между Макшанцевым и Г. возникла ссора в связи с тем, что Г. предъявил Макшанцеву, организовавшему эту их деятельность, претензии в связи с неполной оплатой его работы по покраске автомобилей. В ходе ссоры Г. нанес удар рукой в область лица Макшанцеву, и последний на почве возникших личных неприязненных отношений решил лишить потерпевшего жизни.
Во исполнение этого умысла Макшанцев стал наносить Г. удары руками в туловище и область головы. Наблюдавший за действиями Макшанцева Марков (осужден за данное преступление по приговору Новосибирского областного суда от 18 марта 2016 года), из ложно понятого чувства товарищества и взаимовыручки, также с целью лишения жизни на почве возникших неприязненных отношений присоединился к Макшанцеву, и они, действуя совместно и согласованно группой лиц, нанесли потерпевшему множественные, не менее 51 ударов руками по верхним конечностям, в область головы и туловища; кроме того Макшанцев, приискав на месте преступления неустановленный твердый тупой предмет, нанес им потерпевшему множественные, не менее 9 ударов в область головы.
В результате избиения потерпевшему Г. были причинены множественные телесные повреждения в виде кровоподтеков на грудной клетке, перелома грудины и ребер, кровоизлияний в области туловища, верхних конечностей и шеи, закрытой черепно-мозговой травмы, осложнившейся развитием отека, набухания и дислокации головного мозга с вклиниванием стволового отдела в большое затылочное отверстие, от чего Г. скончался на месте.
Убедившись, что потерпевший Г. скончался, Макшанцев вместе с Марковым с целью сокрытия следов этого преступления, частично завернув его труп в пищевую пленку, на автомобиле вывезли труп и сокрыли его в реке ...
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней защитник осужденного адвокат Варгентин О.Г. выражает несогласие с приговором, считая его незаконным и необоснованным. По мнению защитника, выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства допущены существенные нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела. Как считает защитник, выводы суда о виновности Макшанцева в совершении преступления не подтверждены доказательствами, исследованными в судебном заседании. При этом в обоснование своих доводов защитник в апелляционной жалобе приводит показания осужденного Макшанцева Д.А., потерпевшей Г., свидетелей: Г., М., Т., М., М., В., М., Ж.Д., У., К., Г. эксперта Т. содержание и выводы заключений судебно-медицинской экспертизы трупа Г., молекулярно-генетических и криминалистических экспертиз, содержание протокола осмотра места происшествия, давая этим доказательствам собственную оценку. По мнению защитника, судом неправильно оценены доказательства по делу и необоснованно отвергнуты показания подсудимого Макшанцева Д.А., данные им в судебном заседании, а показания свидетелей Г., Т. и осужденного Маркова Д.П. необоснованно признаны достоверными доказательствами. Как указывает защитник, Марков Д.П., будучи привлеченным к уголовной ответственности за убийство Г., был заинтересован в перекладывании ответственности за данное преступление на Макшанцева, а его брат - Т. также является лицом, заинтересованным в облегчении участи своего брата - Маркова Д.П.; в ходе судебного заседания свидетель Т. и осужденный Марков Д.П. давали противоречивые показания об одних и тех же обстоятельствах, которые не были устранены судом; в приговоре неправильно оценены показания свидетеля М. - отца осужденного; при этом суд не предоставил возможности свидетелю дать пояснения по показаниям, ранее данным им на предварительном следствии; в приговоре не дано оценки показаниям свидетеля защиты П. По мнению защитника, судом нарушен принцип презумпции невиновности обвиняемого, а разбирательство по делу не было непредвзятым и беспристрастным. В результате защитник - адвокат Варгентин О.Г. просит обвинительный приговор в отношении Макшанцева Д.А. отменить и вынести оправдательный приговор в связи с его невиновностью в преступлении.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней осужденный Макшанцев Д.А. считает приговор незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы осужденный приводит доводы, аналогичные доводам жалобы его защитника; утверждает, что убийство потерпевшего Г. совершил осужденный Марков, который оговорил его (Макшанцева) с целью переложить на него ответственности за данное преступление. Осужденный Макшанцев утверждает о своей непричастности к преступлению, ссылаясь при этом на исследованные в судебном заседании доказательства и давая им собственную оценку; полагает, что его отец - свидетель М. мог дать неверные показания на предварительном следствии не только в связи с зависимостью от алкоголя, но и в связи с тем, что имея в своем распоряжении недвижимое имущество, нажитое в совместном браке с его матерью, стал опасаться под воздействием алкоголя и новых знакомых женщин, что он (Макшанцев Д.А.) как сын может претендовать на его имущество. По этой причине, в силу возникшей неприязни, свидетель М. не отдавая отчет в своих действиях, мог дать против него (Макшанцева Д.А.) недостоверные показания следователю. Показания свидетеля Т. осужденный считает противоречивыми и недостоверными, поскольку, как он утверждает, данный свидетель вместе с его братом - осужденным Марковым - принимал участие в избиении потерпевшего Г. и помогал брату в сокрытии трупа потерпевшего. В итоге осужденный Макшанцев просит отменить обвинительный приговор и вынести в отношении его оправдательный приговор в связи с его невиновностью.
Государственным обвинителем - прокурором прокуратуры Новосибирской области Привалихиным Н.П. поданы письменные возражения на апелляционные жалобы осужденного Макшанцева Д.А. и его защитника-адвоката Варгентина О.Г., доводы которых прокурор считает необоснованными и просит приговор оставить без изменения.
Проверив уголовное дело, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалобы.
Вывод суда о виновности Макшанцева Д.А. в совершении инкриминированного ему преступления основан на исследованных в судебном заседании доказательствах, анализ и оценка которым даны в приговоре.
Суд обоснованно признал достоверными показания осужденного Маркова Д.П. (соучастника преступления), а также свидетеля Т. об участии Макшанцева Д.А. в убийстве потерпевшего Г. поскольку они были получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и согласуются с другими исследованными в судебном заседании доказательствами: показаниями потерпевшей Г. показаниями свидетелей Г., У., К., Г., Ж., М., М. показаниями эксперта Т. - содержание которых достаточно подробно приведено в приговоре.
Показания указанных лиц были оценены судом правильно, в совокупности с другими доказательствами по делу, в том числе протоколами следственных действий, согласно которым были осмотрены место убийство потерпевшего Г. место обнаружения его трупа, автомобиля, в котором осужденными Макшанцевым и Марковым был перемещен труп потерпевшего к месту его сокрытия; заключениями экспертов о характере и локализации обнаруженных на трупе потерпевшего Г. телесных повреждений и о причинах его смерти; заключениями проведенных по делу молекулярно-генетических экспертиз.
Доводы осужденного Макшанцева Д.А., аналогичные тем, которые приведены в его апелляционной жалобе и жалобе его защитника, были проверены судом и обоснованно отвергнуты в приговоре как противоречащие собранным по делу доказательствам.
Вопреки утверждениям, содержащимся в апелляционных жалобах, у осужденного Маркова Д.П. и свидетеля Т. не было оснований оговаривать Макшанцева Д.А. в совершении убийства потерпевшего Г. Таких обстоятельств судом не установлено и из материалов уголовного дела не усматривается. Сообщенные указанными лицами сведения также не содержат противоречий, которые бы позволили усомниться в достоверности их показаний. Судом не установлено, что свидетель Т. принимал участие в избиении потерпевшего Г.
Судом также правильно оценены показания отца осужденного - свидетеля М. данные им в период предварительного следствия.
Доводы осужденного о том, что отец мог оговорить его на предварительном следствии в силу указанных им причин, являются предположением Макшанцева Д.А. и объективно ничем не подтверждены.
Утверждение стороны защиты о том, что суд не предоставил возможности указанному свидетелю дать объяснения по показаниям, ранее данным им на предварительном следствии, неосновательны, поскольку таких обстоятельств из протокола судебного заседания не усматривается.
Подсудимый Макшанцев Д.А. и его защитник в ходе судебного заседания имели возможность задать свидетелю М. интересующие их вопросы, в том числе связанные с его показаниями, данными в период предварительного следствия.
Из протокола судебного заседания видно, что дело рассмотрено судом объективно; принципы презумпции невиновности обвиняемого, беспристрастности суда и равенства сторон не нарушены.
Приговор соответствует требованиям уголовно-процессуального закона, в нем приведены доказательства, на которых основаны выводы суда о виновности Макшанцева Д.А., а также мотивы, по которым суд отверг доказательства и доводы, приводимые стороной защиты.
Доказательства по делу судом оценены в соответствии с требованиями ст. 17 УПК РФ и с соблюдением правил, предусмотренных ст. 88 УПК РФ.
Вопреки содержащемуся в апелляционной жалобе защитника утверждению, показаниям свидетеля П. дана оценка в приговоре (страница 9 приговора). Как следует из показаний указанного свидетеля, он не являлся очевидцем преступления. Сообщенные свидетелем П. сведения о его взаимоотношениях с подсудимым Макшанцевым, а также о порядке оплаты труда работников, занимавшихся совместной деятельностью по ремонту автомобилей в гараже, не влияют на выводы суда о виновности Макшанцева Д.А. в убийстве потерпевшего Г.
Действия осужденного Макшанцева судом юридически квалифицированы правильно.
Вместе с тем, приговор подлежит изменению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции в приговоре установлено, что в квартире, в которой они распивали спиртные напитки, между Макшанцевым и Г. возникла ссора в связи с тем, что Г. предъявил Макшанцеву, организовавшему их деятельность по ремонту автомобилей, претензии в связи с неполной оплатой его работы по покраске автомобилей. В ходе ссоры Г. нанес удар рукой в область лица Макшанцеву, и последний на почве возникших личных неприязненных отношений решил лишить потерпевшего жизни, стал избивать его совместно с Марковым, в результате чего убил его.
Таким образом из установленных судом обстоятельств следует, что поводом для преступления явилась противоправность поведения потерпевшего Г., нанесшего удар рукой по лицу Макшанцева.
Согласно п. "з" ч. 1 ст. 61 УК РФ смягчающими обстоятельствами признаются противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления.
Поскольку судом первой инстанции данное смягчающее обстоятельство не было учтено при назначении наказания Макшанцеву Д.А., приговор подлежит изменению, а назначенное осужденному наказание - смягчению.
При этом судебная коллегия учитывает характер и степень общественной опасности совершенного Макшанцевым преступления, данные о его личности, обстоятельства, установленные судом первой инстанции, а также положения статей 6 и 60 УК РФ.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Новосибирского областного суда от 28 июня 2016 года в отношении Макшанцева Д.А. изменить:
признать обстоятельством, смягчающим наказание Макшанцева Д.А., противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
смягчить назначенное Макшанцеву Д.А. наказание до 14 лет 8 месяцев лишения свободы, с ограничением свободы на срок 1 год, с установлением ему ограничений и обязанностей, указанных в приговоре.
В остальном приговор в отношении Макшанцева Д. А. оставить без изменения, а апелляционные жалобы осужденного и его защитника - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зыкин В.Я. |
Судьи |
Ботин А.Г. |
|
Зеленин С.Р. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 67-АПУ16-19
Текст определения официально опубликован не был