Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2016 г. N 4-АПГ16-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Павлова Д.Е. на решение Московского областного суда от 10 августа 2016 года об отказе ему в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения от 1 августа 2016 года N 7/1 окружной избирательной комиссии Раменского одномандатного избирательного округа N 18 о регистрации в качестве кандидата в депутаты Московской областной Думы VI созыва Стребкова К.П.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Павлова Д.Е. адвоката Моисеева С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Стребкова К.П. и представителя Окружной избирательной комиссии Раменского одномандатного избирательного округа N 18 Ивановой Н.А., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Московской областной Думы от 16 июня 2016 года N 33/170-П назначены выборы депутатов Московской областной Думы.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 24 мая 2016 года N 263/3577-5 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской областной Думы Раменского одномандатного избирательного округа N 18 возложены на территориальную избирательную комиссию Раменского района Московской области.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской областной Думы Раменского одномандатного избирательного округа N 18 от 1 августа 2016 года N 7/1 Стребков К.П. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты, выдвинутого избирательным объединением Московского областного отделения политической партии "ЛДПР - Либерально-демократическая партия России".
Павлов Д.Е., зарегистрированный кандидатом по тому же одномандатному избирательному округу N 18 от избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Московской области, обратился в Московский областной суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по Раменскому одномандатному избирательному округу N 18 от 1 августа 2016 года N 7/1 "О регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Раменскому одномандатному избирательному округу N 18 Стребкова К.П., выдвинутого избирательным объединением Московское областное отделение политической партии "ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", считая, что имеются основания для отмены регистрации кандидата в депутаты Стребкова К.П., предусмотренные подпунктами "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38, и ссылаясь на непредставление Стребковым К.П. в окружную избирательную комиссию лично заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством прекращения деятельности, не совместимой со статусом депутата Московской областной думы; справка с места работы выдана Стребкову К.П. до начала избирательной компании; не выполнены требования о необходимости извещения избирательной комиссии о дате открытия специального избирательного счёта; представленный им диплом о высшем профессиональном образовании не подтверждает уточнённые сведения присвоенной ему квалификации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункты "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Решением Московского областного суда от 10 августа 2016 года, Павлову Д.Е. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Павлов Д.Е. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Законом, а также иным законом.
Согласно подпунктам "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 поименованного Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона, иным законом.
Судом таких нарушений не установлено.
Напротив, из материалов дела усматривается, что Стребковым К.П. в окружную избирательную комиссию (с учётом восполнения обнаруженных окружной избирательной комиссией замечаний) представлены своевременно и надлежащим образом оформленные все необходимые для принятия решения о регистрации его кандидатом в депутаты от избирательного объединения, документы, указанные в пунктах 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах, как правильно отмечено в судебном постановлении, отмена решения означала бы произвольное исключение кандидата из списка и, как следствие, нарушение его пассивного избирательного права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлиять на отмену обжалуемого судебного постановления, все эти доводы судом проверялись, им дана судебная оценка по правилам статьи 84 КАС РФ, что нашло обстоятельное, мотивированное отражение в решении суда, с которой Судебная коллегия согласна.
В частности, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд на основании положений пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ верно исходил из того, что в случае выдвижения кандидата от общественного объединения в списках по одномандатным избирательным округам, такое заявление представляется в избирательную комиссию уполномоченным представителем партии, а не лично выдвинутым кандидатом, на чём настаивает податель апелляционной жалобы.
Судом достоверно установлено, что 17 июля 2016 года в окружную избирательную комиссию Раменского одномандатного избирательного округа N 18 поступило решение Избирательной комиссии Московской области от 16 июля 2016 года N 273/3729-5 "О списке кандидатов в депутаты Московской областной Думы по одномандатным избирательным округа избирательного объединения "Московское областное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России", которым был заверен список кандидатов в депутаты Московской областной Думы по одномандатным избирательным округам, а также копия заявления кандидата Стребкова К.П.
Что же касается непосредственно кандидата в депутаты Стребкова К.П., то им 18 июля 2015 года в окружную избирательную комиссию Раменского одномандатного избирательного округа N 18 представлены те документы, которые он должен представить лично, о чём ему было выдано письменное подтверждение о получении документов.
29 июля 2016 года в окружную избирательную комиссию Раменского одномандатного избирательного округа N 18 Стребковым К.П. представлены были документы для регистрации кандидата, в том числе первый финансовый отчёт, о чём ему также было выдано письменное подтверждение.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в тот же день указанным кандидатом вместе с документами для регистрации представлено в избирательную комиссию уведомление об открытии им специального избирательного счёта в филиале ПАО Сбербанк, расположенном в г. Раменское Московской области.
Доводы административного истца о непредставлении кандидатом Стребковым К.П. надлежащим образом оформленной справки с места работы несостоятельны.
Как видно из материалов дела (л.д. 67), названная справка содержит весь необходимый объём сведений о месте работы и занимаемой должности кандидата, они соответствуют сведениям, указанным Стребковым К.П. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской областной Думы, доказательствами несоответствия копии справки указанным в ней обстоятельствам и наличия у кандидата иного места работы суд не располагает. Заверение копии этой справки уполномоченным представителем избирательного объединения "Московское областное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России" в полной мере согласуется с предписаниями подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 (Условия выдвижения кандидатов) Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, допускающими заверение уполномоченным представителем избирательного объединения копий документов, в том числе подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы кандидата.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что иных доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского областного суда от 10 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Павлова Д.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2016 г. N 4-АПГ16-21
Текст определения официально опубликован не был