Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2016 г. N 2-АПГ16-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.,
при секретаре Кирсановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5 Власова A.П. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Череповца Вологодской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5, от 22 июля 2016 года N 11/56 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5 Кощеева А.В." по апелляционной жалобе Кощеева А.В. на решение Вологодского областного суда от 5 августа 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Власова А.П.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Вологодского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Прохорова Э.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Власова А.П. - Кулакова И.Н., мнение представителей Избирательной комиссии Вологодской области Осипова Д.Л., председателя избирательной комиссии города Череповца Шляпакова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 17 июня 2016 года N 402 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Вологодской области очередного созыва.
На основании постановления Избирательной комиссии Вологодской области от 26 февраля 2016 года N 208/1106 территориальная избирательная комиссия города Череповца выполняет полномочия окружной избирательной комиссии по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5.
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Череповца, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5, от 22 июля 2016 года N 11/56 Кощеев А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5.
Власов А.П., также являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5 (на основании постановления ТИК г. Череповца от 29 июля 2016 г. N 13/81), обратился в областной суд с заявлением об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии города Череповца от 22 июля 2016 года N 11/56.
В обоснование требований административный истец сослался на то, что регистрация Кощеева А.В. произведена с нарушением требований пунктов 2, 2.2 и 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку при подаче документов для регистрации Кощеева А.В. в избирательную комиссию не были представлены документы, определенные избирательным законодательством, и были представлены документы, оформленные с нарушением требований закона, а именно: не представлена справка о принадлежности Кощеева А.В. к Политической партии "Коммунистическая партия РФ"; в справке, оформленной на имя кандидата адрес регистрации указан с двойным указанием субъекта "Вологодская обл."; в справках, оформленных на имя супруги кандидата К. в адресе места жительства отсутствует указание составной части адреса - ... района (адрес указан следующим образом: ... область, с. ...); в справках, оформленных на имя несовершеннолетнего сына кандидата К. в графе "дата рождения" указана неверная дата: вместо ... указано ...; копия протокола конференции Вологодского областного отделения Политической партии "Коммунистическая партия РФ" от 26 июня 2016 г. оформлена с нарушением закона, так как скреплена с иным документом (списком кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам) и не содержит заверительных надписей; финансовый отчет и учет поступления и расходования денежных средств не представлен в машиночитаемой форме; не представлена заверенная отделением ПАО "Сбербанк России" копия договора банковского счета, а представлен оригинал; номер счета на первой странице договора не совпадает со сведениями выписки по счету первого финансового отчета; не представлена справка об остатке средств специального избирательного счета, а представлена выписка из лицевого счета; сведения об основном месте работы подтверждены оригиналом справки с места работы.
Приведенные нарушения, по мнению Власова А.П., в силу подпунктов "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктов 3, 3.1 части 8 статьи 41 Закона Вологодской области от 9 июня 2003 г. N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" являются основанием для отказа в регистрации Кощеева А.В. и отмене обжалуемого постановления.
Решением Вологодского областного суда от 5 августа 2016 года исковые требования Власова А.П. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено постановление территориальной избирательной комиссии города Череповца от 22 июля 2016 года N 11/56 о регистрации Кощеева А.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5.
В апелляционной жалобе Кощеев А.В. просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Власова А.П.
Ссылается на то, что суд дал неверную оценку доводу истца о непредставлении в избирательную комиссию Вологодской области справки о принадлежности Кощеева А.В. к политической партии Коммунистическая партия РФ, поскольку такая справка была представлена, о чём у заинтересованного лица имеется подтверждающий документ.
Указывает, что содержащееся в справке, оформленной на имя кандидата, двойное указание на субъект Российской Федерации является технической ошибкой, которая не может рассматриваться как недостоверная информация.
Приводит довод о том, что в справках, оформленных на имя супруги кандидата, информация о регистрации без указания наименования административного района соответствует паспортным данным К.
Полагает, что неверное указание им даты рождения ребенка не препятствовало регистрации кандидата, поскольку идентификацию личности ребенка возможно установить по иным сведениям, например, по свидетельству о рождении.
Считает, что представление им с первым финансовым отчетом выписки из лицевого счета вместо справки об остатке на счете не является нарушением, поскольку представленный документ полностью подтверждает необходимые сведения о состоянии счета и соответствует требованиям законодательства.
Относительно апелляционной жалобы представителем Власова А.П. - Рамишвили К.С. представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Административный истец Власов А.П. и административный ответчик Кощеев А.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим отмене.
При этом суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Разрешая заявленные требования, суд не усмотрел нарушений избирательного законодательства в отношении выдвижения списка кандидатов в депутаты на конференции Вологодского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", которое оформлено надлежащим образом протоколом внеочередной конференции от 26 июня 2016 года.
Также суд установил, что документ, подтверждающий членство Кощеева А.В. в политической партии, был представлен уполномоченным представителем на стадии заверения списка кандидатов по одномандатным округам и в дальнейшем на стадии уведомления представлен в территориальную избирательную комиссию.
Двойное указание в справках кандидата наименования субъекта Российской Федерации - Вологодская область, суд посчитал технической ошибкой, которая не повлияла на объем необходимой информации об адресе регистрации (места жительства) кандидата.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт отсутствия среди документов, представленных на регистрацию кандидата Кощеева А.В., предусмотренных законом документов для регистрации кандидата и факт наличия на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований закона.
При этом суд исходил из того, что не указание в справке о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов (далее - справка о расходах) и в справке о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (далее - справка об имуществе), оформленных на имя супруги кандидата К. в адресе её места жительства наименования ... района, в который входит населенный пункт с. ..., является нарушением порядка указания адреса.
В отношении таких справок, оформленных на имя несовершеннолетнего сына К. судом установлено указание неверной даты рождения.
Также суд пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 4.6 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области, утвержденной постановлением избирательной комиссии Вологодской области от 16 июня 2016 г. N 219/1210, Кощеевым А.В. не представлены в избирательную комиссию машиночитаемые формы первого финансового отчета.
Кроме того, представление кандидатом выписки из лицевого счета, а не справки об остатке средств на счете, выданной кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет, суд признал нарушением пункта 2.1 части 2 статьи 61 Закона Вологодской области от 9 июня 2003 г. N 909-03 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 2.1 части 2 статьи 61" имеется в виду "часть 2.1 статьи 61"
С такими выводами суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться не может.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпунктам "в" и "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Судом установлено, что в территориальную избирательную комиссию города Череповца Вологодской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5, вместе с заявлением о согласии баллотироваться Кощеевым А.В. были представлены справки о расходах и об имуществе супруги кандидата К. в которых адрес регистрации (места жительства) указан: ... область, с. ... При этом отсутствует наименование административного района - ... район, а в справках о расходах и об имуществе несовершеннолетнего сына К. указана неверная дата рождения ... вместо ...
Удовлетворяя административное исковое заявление в этой части, суд пришел к выводу о том, что кандидатом Кощеевым А.В. допущено нарушение предусмотренного избирательным законодательством порядка указания адреса в справках о расходах и об имуществе его супруги и данное обстоятельство является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Однако, с таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку неуказание района в сведениях о месте жительства супруги кандидата не свидетельствует о нарушении порядка указания адреса, влекущем отказ в регистрации кандидата.
По смыслу подпункта "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, в нём указано о нарушениях требований, перечисленных в настоящем Федеральном законе или ином законе, как, например, нарушение требований, изложенных в статье 37 названного Федерального закона, в отношении оформления подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов. Неуказание же района в сведениях о месте жительства супруги кандидата свидетельствует о неполноте сведений в ней.
Ошибочное указание сведений о дате рождения сына кандидата в справках о расходах и об имуществе несовершеннолетнего К. не является основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктам "в" и "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку наряду с указанными справками кандидатом были представлены копия паспорта Кощеева А.В., содержащая сведения о детях с указанием даты их рождения, а также свидетельства о рождении детей.
Таким образом, вышеуказанные неточности при заполнении названных сведений восполнены другими документами.
В соответствии с положениями пункта 4.6 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Вологодской области от 16 июня 2016 года N 219/1210, кандидат представляет на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в соответствующую избирательную комиссию финансовую отчетность, в том числе первый финансовый отчет в числе документов, необходимых для регистрации кандидата.
Судом установлено, что 15 июля 2016 года кандидатом в депутаты Кощеевым А.В. в числе других документов, представленных на регистрацию, был подан первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата по форме, установленной постановлением Избирательной комиссией области от 16 июня 2016 года N 219/1210, о чем имеется подтверждение о приеме документов.
Непредставление кандидатом в депутаты Кощеевым А.В. данного отчета в территориальную избирательную комиссию в машиночитаемом виде в нарушение вышеуказанной Инструкции, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Вологодской области, нельзя расценивать как отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для регистрации кандидата.
По смыслу пункта 2.1 статьи 61 Закона Вологодской области от 9 июня 2003 года N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" к числу документов первого финансового отчета кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, относятся справка об остатке средств на счете, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет, по состоянию на дату отчета, заверенная филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России" копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, а при отсутствии филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России" - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет.
Как установил суд, 15 июля 2016 года Кощеевым А.В. была представлена в избирательную комиссию выписка из лицевого счета Вологодского отделения N ... ПАО "Сбербанк России".
Проанализировав содержание выписки из лицевого счета Кощеева А.В. по состоянию на 13 июля 2016 года, с указанием нулевого входящего и исходящего остатка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что по данной выписке возможно установить необходимые сведения об остатке средств на специальном избирательном счете кандидата, а представление такой выписки вместо справки об остатке средств на счете кандидата не свидетельствует об отсутствии необходимых для регистрации кандидата документов.
Несоответствие номера специального избирательного счета, указанного в договоре N 9 от 13 июля 2016 года с ПАО "Сбербанк России", и в представленной выписке специального избирательного счета, как установила апелляционная инстанция, допущено по ошибке банка, составлявшего договор на открытие счета, в котором допущена описка. Согласно поступившей в суд апелляционной инстанции информации из Вологодского отделения N ... ПАО "Сбербанк России" кандидату Кощееву А.В. в данном банке был открыт один специальный избирательный счет, реквизиты которого соответствуют представленной Кощеевым А.В. выписке.
С учетом изложенного, оснований считать, что территориальная избирательная комиссия города Череповца Вологодской области приняла оспариваемое постановление в отсутствие сведений и документов, предусмотренных статьей 33 Федерального закона N 67-ФЗ и Законом Вологодской области от 9 июня 2003 года N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области", у суда первой инстанции не имелось.
При таком положении у суда отсутствовали правовые основания для признания административного искового заявления обоснованным и отмены оспариваемого постановления территориальной избирательной комиссии города Череповца Вологодской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5, от 22 июля 2016 года N 11/56 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5 Кощеева А.В.", в связи с чем решение суда подлежит отмене, как незаконное, с вынесением нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Вологодского областного суда от 5 августа 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5 Власова A.П. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Череповца Вологодской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5, от 22 июля 2016 года N 11/56 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Юго-Восточному одномандатному избирательному округу N 5 Кощеева А.В. отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2016 г. N 2-АПГ16-9
Текст определения официально опубликован не был