Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2016 г. N 2-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Центральному одномандатному избирательному округу N 1 Прохорова Э.A.
о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Вологды от 22 июля 2016 года N 15/083 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Центральному одномандатному избирательному округу N 1 Некипелова A.А.
по апелляционной жалобе Некипелова А.A.
на решение Вологодского областного суда от 3 августа 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Прохорова Э.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения Прохорова Э.А., объяснения представителей Избирательной комиссии Вологодской области Осипова Д.Л., Шляпакова О.Н., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 17 июня 2016 года N 402 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Вологодской области очередного созыва.
На основании постановления Избирательной комиссии Вологодской области от 26 февраля 2016 года N 208/1106 территориальная избирательная комиссия города Вологды выполняет полномочия окружной избирательной комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу N 1.
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Вологды от 22 июля 2016 года N 15/080 Прохоров Э.А., выдвинутый избирательным объединением "Вологодское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия РФ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Центральному одномандатному избирательному округу N 1.
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Вологды от 22 июля 2016 года N 15/083 Некипелов А.А., выдвинутый избирательным объединением "Вологодское региональное отделение политической партии ЛДПР", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Центральному одномандатному избирательному округу N 1.
Прохоров Э.А. обратился в суд с иском об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Вологды от 22 июля 2016 года N 15/083 о регистрации в качестве кандидата в депутаты Некипелова А.А., ссылаясь на то, что избирательным объединением не соблюден порядок выдвижения кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам, в частности, решение о выдвижении кандидата по одномандатным избирательным округам не соответствует требованиям Федерального закона "О политических партиях" и Устава партии; списки уполномоченных лиц утверждены с нарушением пункта 2 статьи 30 Закона Вологодской области от 9 июня 2003 г. N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области".
Кроме того, в пакете документов, представленных кандидатом Некипеловым А.А. для уведомления о выдвижении, не заверена копия паспорта кандидата, в его заявлении о согласии баллотироваться неправильно указана избирательная комиссия, в которую подается заявление: вместо "Избирательная комиссия Вологодской области" указано "Территориальная избирательная комиссия города Вологды", оно сшито и заверено руководителем регионального отделения ЛДПР, а не самим кандидатом, в заявлении о согласии баллотироваться не указан идентификационный номер налогоплательщика (далее по тексту - ИНН).
По мнению административного истца, данные нарушения в силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" являлись основанием для отказа в регистрации Некипелова А.А. в качестве кандидата в депутаты.
Решением Вологодского областного суда от 03 августа 2016 года исковые требования Прохорова Э.А. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено постановление территориальной избирательной комиссии города Вологды от 22 июля 2016 года N 15/083 о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Центральному одномандатному избирательному округу N 1 Некипелова А.А.
В апелляционной жалобе Некипелов А.А. просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Прохорова Э.А.
Полагает, что отсутствие в его заявлении о согласии баллотироваться ИНН не могло являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку ИНН был указан в иных документах, что являлось достаточным для проверки сведений о его доходе и имуществе.
Считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что в избирательную комиссию им была представлена не заверенная копия паспорта. Указывает, что территориальная избирательная комиссия г. Вологды представила в областной суд копии документов, в числе которых имелась копия с копии его паспорта. При этом копия паспорта, представленная Некипеловым А.А. в избирательную комиссию, была прошита и заверена, однако лист с прошивкой суду не представлен, о чем заявлялось в процессе рассмотрения дела. Однако данному обстоятельству суд не дал правовой оценки.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Вологодской области представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления, а также отзывы на апелляционную жалобу председателя Территориальной избирательной комиссии города Вологды и Вологодского регионального отделения политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, в которых они поддерживают доводы апелляционной жалобы Некипелова А.А.
Некипелов А.А., представитель Территориальной избирательной комиссии города Вологды, выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу N 1, представитель избирательного объединения "Вологодское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим отмене.
При этом суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на положения пунктов 2 и 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 5 статьи 35 Закона Вологодской области от 9 июня 2003 г. N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области", исходил из того, что кандидатом Некипеловым А.А. в избирательную комиссию были представлены документы, оформленные с нарушением требований закона, поэтому пришел к выводу о том, что оспариваемое решение избирательной комиссии является незаконным.
Так, неуказание Некипеловым А.А. в заявлении о согласии баллотироваться ИНН суд признал нарушением требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации.
Кроме того, суд указал, что представленная кандидатом Некипеловым А.А. в территориальную избирательную комиссию города Вологды копия паспорта не заверена надлежащим образом кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.
С такими выводами суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться не может.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно подпункту "а" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
В силу пункта 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 35 Закона Вологодской области от 9 июня 2003 года N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" уполномоченный представитель избирательного объединения одновременно со списком кандидатов по одномандатным избирательным округам представляет в Избирательную комиссию области заявление каждого кандидата, включенного в список кандидатов по одномандатным избирательным округам, о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата Законодательного Собрания области. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Из материалов дела следует, что в территориальную избирательную комиссию города Вологды, выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу N 1, было подано заявление Некипелова А.А. о согласии баллотироваться, в котором кандидатом не был указан идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Вместе с данным заявлением им были представлены справки о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах (т. 1 л.д. 146, 161), в которых, в числе иных сведений, указан ИНН.
Таким образом, избирательной комиссии были представлены сведения об ИНН кандидата Некипелова А.А., в связи с чем вывод суда в этой части нельзя признать состоятельным.
Ошибочным является также вывод суда первой инстанции о том, что кандидатом Некипеловым А.А. допущено нарушение, выразившееся в представлении в территориальную избирательную комиссию города Вологды копии паспорта, не заверенной надлежащим образом кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.
Как видно из материалов дела, при выдвижении кандидатом Некипеловым А.А. были лично представлены в избирательную комиссию необходимые документы, в том числе заверенная кандидатом копия паспорта на бумажном носителе, о чем ему выдано подтверждение о принятии территориальной избирательной комиссией документов (т. 1 л.д. 131). Также из отзыва на апелляционную жалобу председателя территориальной избирательной комиссии г. Вологды усматривается, что при представлении избирательной комиссией копии данного документа в суд первой инстанции во время копирования произошла техническая ошибка, в результате которой в суд не была представлена копия страницы паспорта с заверительной записью кандидата Некипелова А.А.
Анализ положений избирательного законодательства, в том числе статьи 33 и пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что смысл требований, установленных положениями статьи 33 указанного Закона, состоит в обеспечении полной и объективной информированности избирательной комиссии о данных лица, претендующего на регистрацию в качестве кандидата, то есть в обеспечении возможности идентифицировать лицо, обратившееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, и установить, сообщает ли это лицо достоверные сведения о себе и не имеется ли у него ограничений пассивного избирательного права.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, избирательная комиссия располагала достоверными сведениями об идентификационном номере налогоплательщика кандидата Некипелова А.А., а также копией его паспорта, заверенной в установленном порядке самим кандидатом, в связи с чем оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления избирательной комиссии со ссылкой на пункт "в.1" пункта 24, пункт "б.1" пункта 25, подпункт "з" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая, что судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, решение суда подлежит отмене, как незаконное, с вынесением нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Вологодского областного суда от 3 августа 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Центральному одномандатному избирательному округу N 1 Прохорова Э.A. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Вологды от 22 июля 2016 года N 15/083 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Центральному одномандатному избирательному округу N 1 Некипелова А.А." отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2016 г. N 2-АПГ16-10
Текст определения официально опубликован не был