Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2016 г. N 2-АПГ16-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционной жалобе административного истца Игошева Н.Н.
на решение Вологодского областного суда от 4 августа 2016 года
об отказе Игошеву Н.Н. в удовлетворении административного искового заявления
о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района от 22 июля 2016 года N 12/50 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Великоустюгскому одномандатному избирательному округу N 9 Хабарова Ф.М., выдвинутого избирательным объединением "Вологодское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Игошева Н.Н. - Кулакова И.Н. поддержавшего доводы апелляционной жалобы и представителя Избирательной комиссии Вологодской области Осипова Д.Л., полагавшего решение суда подлежащим отмене, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Вологодского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Прохорова Э.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 17 июня 2016 года N 402 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Вологодской области очередного созыва.
Постановлением избирательной комиссии Московской области от 26 февраля 2016 года N 208/1106 "О перечне территориальных избирательных комиссий, выполняющих полномочия окружных избирательных комиссий на выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Вологодской области по Великоустюгскому одномандатному избирательному округу N 9 возложены на территориальную избирательную комиссию Великоустюгского муниципального района.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района от 22 июля 2016 года N 12/50 Хабаров Ф.М., выдвинутый избирательным объединением "Вологодское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Великоустюгскому одномандатному избирательному округу N 9.
Игошев Н.Н., зарегистрированный кандидатом по этому же одномандатному избирательному округу N 9 от избирательного объединения "Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость", обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района от 22 июля 2016 года N 12/50 "О регистрации Хабарова Ф.М. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Великоустюгскому одномандатному избирательному округу N 9, выдвинутого избирательным объединением "Вологодское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Заявление мотивировано тем, что Хабаровым Ф.М. нарушены требования подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно: в избирательную комиссию представлена справка о его членстве в политической партии, подписанная не уполномоченным на то лицом; неправильно указан адрес места жительства супруги в справке об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги, не указан номер ИНН несовершеннолетней дочери в таблице раздела 1 "Сведения о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях"; в документах, подтверждающих наличие у кандидата высшего образования, имеется ошибка в наименовании образовательного учреждения; в дипломе о высшем образовании указано другое имя.
Решением Вологодского областного суда от 4 августа 2016 года Игошеву Н.Н. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Игошев Н.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражения на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных указанным этим Законом, а также иным законом.
Судом достоверно установлено, что уполномоченным лицом от избирательного объединения Вологодского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в территориальную избирательную комиссию Великоустюгского муниципального района, выполняющую функции окружной избирательной комиссии по Великоустюгскому одномандатному избирательному округу N 9, для уведомления о выдвижении кандидата своевременно представлены и надлежащим образом оформленные все необходимые документы, в том числе выписка из решения конференции партии, заверенный список кандидатов в депутаты, где под N 28 значился кандидат Хабаров Ф.М., баллотирующийся кандидатом в депутаты по Великоустюгскому одномандатному избирательному округу N 9. В дальнейшем на стадии уведомления о выдвижении кандидата Хабаровым Ф.М. была представлена справка, выданная Вологодским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", подписанная первым секретарем областного комитета КПРФ Морозовым А.Н.
Данными о том, что Морозов А.Н. не вправе был подписывать такую справку, на чём настаивает административный истец, суд не располагает.
Напротив, из материалов дела следует, что Морозов А.Н., являясь первым секретарем Вологодского областного комитета политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", уполномочен был совершать все необходимые действия по заверению справок и иных документов, связанных с участием Вологодского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в выборах депутатов в органы государственной власти и местного самоуправления на территории Вологодской области.
То обстоятельство, что в справке об имуществе и расходах несовершеннолетней дочери X., ... года рождения, не указан номер ИНН, не является, как правильно отмечается в судебном постановлении, поводом для отказа в регистрации данного кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно данному подпункту отказ в регистрации кандидата возможен в случае наличия на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона. Таких оснований судом не установлено.
Из буквального толкования пункта 3.1 статьи 33 поименованного Федерального закона вытекает, что в избирательную комиссию представляются составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения:
во-первых, о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (подпункт "а");
во-вторых, о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка (подпункт "б").
В материалах дела имеются справки со всей очевидностью свидетельствующие о том, что вышеуказанные сведения об имуществе и расходах составлены кандидатом с соблюдением требований к форме, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".
Что же касается информации об ИНН, такая информация отнесена, согласно данному Указу Президента Российской Федерации, к сведениям о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях (раздел 1 справки), а не к сведениям об имуществе и расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (разделы 2 и 3 справки), как это утверждается подателем апелляционной жалобы.
При этом в силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" неуказание таких сведений претендентом в кандидаты в депутаты, на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, законодателем не рассматривается в качестве самостоятельного основания для отказа в регистрации кандидата.
Представление кандидатом в избирательную комиссию диплома о высшем профессиональном образовании, выданного на имя Хабарова Ф.М., тогда как в паспорте имя кандидата указано Ф. правильно оценено судом первой инстанции как обстоятельство, не влекущее отмену регистрации кандидата.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Вологодского областного суда от 4 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игошева Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2016 г. N 2-АПГ16-13
Текст определения официально опубликован не был