Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2016 г. N 2-АПГ16-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Прохорова Э.А. и избирательного объединения "Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Вологодской области" на решение Вологодского областного суда от 9 августа 2016 года, которым удовлетворён административный иск избирательного объединения "Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Вологодской области" о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Вологодской области от 24 июля 2016 года N 234/1324 "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутого избирательным объединением "Вологодское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в части регистрации Прохорова Э.А. в составе областного списка кандидатов (региональная группа по Центральному одномандатному избирательному округу N 1, номер в списке 1).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя избирательного объединения "Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Вологодской области" Кулакова И.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы избирательного объединения, объяснения Прохорова Э.А. и представителя избирательного объединения "Вологодское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Чикирева С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы Прохорова Э.А., возражения представителей Избирательной комиссии Вологодской области Осипова Д.Л. и Шляпакова О.Н. против удовлетворения апелляционной жалобы Прохорова Э.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 17 июня 2016 года N 402 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания очередного созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Вологодской области от 24 июля 2016 года N 234/1324 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутый избирательным объединением "Вологодское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Постановлением Избирательной комиссии Вологодской области от 31 июля 2016 года N 239/1349 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Вологодской области".
Избирательное объединение "Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Вологодской области" обратилось в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Вологодской области от 24 июля 2016 года N 234/1324 "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, выдвинутого избирательным объединением "Вологодское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в части регистрации Прохорова Э.А. в составе областного списка кандидатов (региональная группа по Центральному одномандатному избирательному округу N 1, номер в списке 1).
В обоснование заявленных требований ссылалось на следующие обстоятельства.
В сведениях о размере и об источниках доходов Прохорова Э.А., имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, его счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, представленных в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в разделе о доходах за 2015 год не указан доход, полученный Прохоровым Э.А. на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 26 марта 2014 года, которое исполнено 2 июля 2015 года.
В справках, представленных в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 3.1. статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указан неверный идентификационный номер налогоплательщика - несовершеннолетней дочери Прохорова Э.А.
Справка о членстве Прохорова Э.А. в политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" оформлена ненадлежащим образом.
Копия постановления конференции Вологодского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о выдвижении областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области в избирательную комиссию не представлена.
Областной список кандидатов на бумажном носителе должен быть заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения. Уставом политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" не оговорено полномочие какого-либо лица на заверение списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, поэтому должно было быть принято решение конференции Вологодского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в форме постановления или резолюции о делегировании первому секретарю комитета полномочия по заверению областного списка кандидатов.
Решением Вологодского областного суда от 9 августа 2016 года административный иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе Прохоров Э.А. просит отменить решение суда и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Избирательное объединение "Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Вологодской области" в апелляционной жалобе просит удовлетворить административный иск на основании всех изложенных им доводов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "з" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно пунктам 1, 2 и 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные объединения вправе выдвигать списки кандидатов. Выдвижение списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях". При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктами 3 и 3.1. статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата из списка кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем каждому кандидату из списка кандидатов на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в сведениях о размере и об источниках доходов Прохорова Э.А., имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, его счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, представленных в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в разделе о доходах за 2015 год не указан доход, полученный Прохоровым Э.А. на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 26 марта 2014 года, которое исполнено 2 июля 2015 года.
В справках, представленных в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 3.1. статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указан неверный, не соответствующий действительности идентификационный номер налогоплательщика - несовершеннолетней дочери Прохорова Э.А.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, названные сведения представлены с нарушением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда не согласна.
Согласно пункту 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов являются: а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; б) сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона; в) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; в. 1) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона; г) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; д) регистрация кандидата в другом списке кандидатов на данных выборах либо в одномандатном (многомандатном) избирательном округе в порядке самовыдвижения или на основании выдвижения иным избирательным объединением; е) наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, а также в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), кандидата, являющегося членом иной политической партии; ж) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включённого в список кандидатов; з) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; и) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1. статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Как следует из материалов дела и установил при рассмотрении и разрешении дела суд первой инстанции, требования, установленные пунктами 3 и 3.1. статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", были исполнены в полном объёме.
Из пункта 26 статьи 38 и пункта 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что недостоверность представленных кандидатом сведений служить основанием для признания постановления избирательной комиссии незаконным и его отмены не может, поскольку такого основания в пункте 26 статьи 38 данного Федерального закона нет.
В соответствии с пунктом 8 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений избирательная комиссия направляет в средства массовой информации.
Таким образом, оснований для признания оспариваемого постановления избирательной комиссии незаконным по подпункту "з" пункта 26 статьи 38 этого же Федерального закона у суда не имелось. Поэтому отсутствовал повод и для отмены судом оспариваемого постановления избирательной комиссии.
Поскольку судом первой инстанции допущена ошибка в толковании норм материального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отмене решения суда и отказе в удовлетворении административного иска.
По доводам, содержащимся в апелляционной жалобе избирательного объединения "Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Вологодской области", оснований для отмены состоявшегося решения суда не имеется, так как они сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 9 августа 2016 года отменить и принять по настоящему административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска избирательного объединения "Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Вологодской области" отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2016 г. N 2-АПГ16-11
Текст определения официально опубликован не был