Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2016 г. N 16-АПГ16-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, в качестве которой выступает Волгоградское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", Керина А.С. Волгоградского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Волгоградской области от 13 апреля 2016 года N 256/1863-5 "Об инициативе проведения референдума в Волгоградской области", о возложении на Избирательную комиссию Волгоградской области обязанности направить в Волгоградскую областную Думу ходатайство избирательного объединения в лице руководящего органа регионального отделения политической партии - Бюро Комитета Волгоградского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" от 29 февраля 2016 года о регистрации образованной названным избирательным объединением инициативной группы по проведению референдума Волгоградской области и приложенные к нему документы, по апелляционному представлению прокуратуры Волгоградской области и апелляционной жалобе Избирательной комиссии Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 5 мая 2016 года, которым заявление удовлетворено частично,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснение представителя Избирательной комиссии Волгоградской области Куца Д.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Волгоградского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Давыдова М.А., уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума Керина А.С., полагавших необходимым решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области (далее - Избирательная комиссия) от 13 апреля 2016 года N 256/1863-5 "Об инициативе проведения референдума в Волгоградской области" отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума Волгоградской области от Волгоградского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - ВОО ПП "КПРФ").
Отказ в регистрации инициативной группы мотивирован тем, что в нарушение требований пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и пункта 1 статьи 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 года N 1475-ОД "Об областном референдуме" (далее - Областной закон) инициативная группа граждан создана численностью 8 человек.
ВОО ПП "КПРФ" и уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума от названного избирательного объединения Керин А.С. обратились в суд с административными исковыми заявлениями (объединёнными судом в одно производство) об отмене названного выше постановления Избирательной комиссии и просили обязать эту комиссию направить в Волгоградскую областную Думу ходатайство избирательного объединения в лице руководящего органа регионального отделения политической партии - Бюро Комитета ВОО ПП "КПРФ" от 29 февраля 2016 года о регистрации образованной названным избирательным объединением инициативной группы по проведению референдума Волгоградской области и приложенные к нему документы.
В обоснование требований указали, что оспариваемое постановление принято в нарушение положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона 67-ФЗ, согласно которым инициатором проведения референдума субъекта Российской Федерации может являться избирательное объединение, руководящий орган которого (или его регионального отделения) независимо от его численности, выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
Решением Волгоградского областного суда от 5 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным и отменено постановление Избирательной комиссии от 13 апреля 2016 года N 256/1863-5 "Об инициативе проведения референдума в Волгоградской области".
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционном представлении прокуратуры Волгоградской области и апелляционной жалобе Избирательной комиссии, срок на подачу которой восстановлен определением Волгоградского областного суда от 13 мая 2016 года, содержится просьба об отмене решения суда в части удовлетворенных требований, как постановленное с нарушением норм материального права и процессуального права, а также ввиду неправильного установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно апелляционных жалобы и представления поданы возражения представителем административного истца о необоснованности указанных в них доводов и законности судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, пришёл к верным выводам о том, что с инициативой проведения регионального референдума в Избирательную комиссию Волгоградской области обратилась не группа граждан, а руководящий орган регионального отделения политической партии "КПРФ" - Бюро Комитета ВОО ПП "КПРФ" в соответствии с предоставленными полномочиями, в установленном законом порядке.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с позицией суда, основанной на фактических обстоятельствах дела и правильном применении положений статей 14 и 36 Федерального закона N 67-ФЗ, статей 9 и 16 Областного закона, регулирующих порядок реализации права на назначение и проведение референдума субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 67-ФЗ выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации может избирательное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определённом федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
Согласно пунктам 2-5 этой же статьи инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, а также указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от её имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Аналогичные положения по существу содержатся в статьях 9 и 16 Областного закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29 февраля 2016 года на заседании Бюро Комитета ВОО ПП "КПРФ" в соответствии с предоставленными Федеральным законом N 67-ФЗ, Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", а также пунктами 1.3, 6.11 и 6.12 Устава ПП "КПРФ" полномочиями принято решение об инициативе проведения референдума в Волгоградской области, за что проголосовали единогласно 8 присутствующих членов Бюро из 14.
Обстоятельств, которые бы позволили суду сомневаться в легитимности принятого Бюро Комитета ВОО ПП "КПРФ" решения, не установлено.
Ходатайство о регистрации инициативной группы в Избирательную комиссию направлено первым секретарём Комитета ВОО ПП "КПРФ" Паршиным Н.А., подписанное им и всеми членами Бюро Комитета ВОО ПП "КПРФ", поддержавших решение о выдвижении инициативы проведения референдума, с указанием их фамилий, имён, отчеств, дат и мест рождения, мест жительства, паспортных данных, наименования и места нахождения руководящего органа ВОО ПП "КПРФ".
В ходатайстве содержатся наименование, место нахождения, руководящего органа регионального отделения избирательного объединения, вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум, проставлена печать ВОО ПП "КПРФ", а также приложены протокол заседания Бюро Комитета ВОО ПП "КПРФ" N 45 от 29 февраля 2016 года, на котором принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума, и другие документы, анализ содержания которых в их совокупности позволил суду сделать верный вывод о том, что инициатива проведения референдума Волгоградской области выдвинута именно избирательным объединением, то есть, как правомерно констатировал суд, в качестве инициативной группы по проведению референдума выступает Бюро Комитета ВОО ПП "КПРФ" независимо от его численности.
При таком положении является правильной позиция суда об отсутствии у Избирательной комиссии оснований считать, что инициативная группа референдума создана группой граждан в количестве 8 человек, и необоснованности применения к возникшим правоотношениям положений пункта 1 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 1 статьи 16 Областного закона о минимальном составе такой группы (20 человек), следовательно, суд первой инстанции признал оспариваемое постановление Избирательной комиссии незаконным и отменил его в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводов, которые могли бы служить основанием для отмены постановленного по делу решения, апелляционные представление и жалоба не содержат, следовательно, основания для их удовлетворения и отмены судебного решения отсутствуют.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Волгоградского областного суда от 5 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокуратуры Волгоградской области и апелляционную жалобу Избирательной комиссии Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2016 г. N 16-АПГ16-4
Текст определения официально опубликован не был