1. Назначение документа
В настоящем документе представлены методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональной медицинской информационной системы (далее - РМИС).
Основная цель создания данного документа состоит в определении базовых рекомендаций к проектированию, разработке и эксплуатации региональных медицинских информационных систем (РМИС).
2. Перечень нормативно-правовых актов
2.1. Федеральные законы, распоряжения Правительства Российской Федерации
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2015);
- Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (ред. от 30.12.2015);
- Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 13.07.2015);
- Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (ред. от 30.12.2015);
- Федеральный закон от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и её компонентов" (ред. от 14.12.2015);
- Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (ред. от 29.12.2015);
- "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212);
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (ред. от 17.06.2015);
- Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
- Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2010 N 2299-р "О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011-2015 годы";
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения".
2.2. Приказы и методические рекомендации Минздрава России и ФФОМС
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2011 N 364 "Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" (ред. от 12.04.2012);
- Концепция региональной информатизации (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 N 2769-р);
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.01.2011 N 29н "Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования";
- Приказ Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 07.04.2011 N 79 "Об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования" (ред. от 26.12.2013);
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.02.2013 N 66 "Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации" (ред. от 14.04.2015);
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 мая 2003 г. N 224 "Об утверждении Положения об информационной системе, обеспечивающей субъекты обращения лекарственных средств необходимой информацией";
- Методические рекомендации "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг" (утв. Минздравсоцразвития РФ 12.03.2005);
- Методические рекомендации "Организация контрольных мероприятий и оценка эффективности реализации дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан" (утв. Минздравсоцразвития РФ 07.06.2005);
- Методические рекомендации по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании (утверждены ФФОМС 30.12.2004 N 4742/40);
- Методические рекомендации по составу и техническим требованиям к сетевому телекоммуникационному оборудованию учреждений системы здравоохранения для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним, обязательные для создания в 2011-2012 годах в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения (опубликованы на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ 29.06.2011);
- Методические рекомендации по порядку организации работ по созданию субъектом Российской Федерации в 2011-2012 годах регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (опубликованы на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ 29.06.2011);
- Методические рекомендации по составу, создаваемых в 2011 - 2012 годах в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения, прикладных компонентов регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним (опубликованы на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ 29.06.2011);
- Методические рекомендации по оснащению медицинских учреждений компьютерным оборудованием и программным обеспечением для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним (опубликованы на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ 29.06.2011).
2.3. Нормативно-правовые акты в области защиты информации
- Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (ред. от 21.07.2014);
- Приказ ФСТЭК РФ от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
- Методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости, включая "Методические рекомендации по составлению Частной модели угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных учреждений здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости" (утв. Минздравсоцразвития РФ 23.12.2009);
- Методические рекомендации по проведению в 2011 - 2012 годах работ по информационной безопасности для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (опубликованы на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ 29.06.2011);
- Приказ ФСБ России от 10.07.2014 N 378 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности";
- Приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
2.4. Прочие документы
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/ТС 18308-2008 "Информатизация здоровья. Требования к архитектуре электронного учета здоровья" (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.03.2008 N 44-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52976-2008 "Информатизация здоровья. Состав первичных данных медицинской статистики лечебно-профилактического учреждения для электронного обмена этими данными. Общие требования" (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.10.2008 N 239-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52977-2008 "Информатизация здоровья. Состав данных о взаиморасчетах за пролеченных пациентов для электронного обмена этими данными. Общие требования" (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.10.2008 N 240-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52978-2008 "Информатизация здоровья. Состав данных о лечебно-профилактическом учреждении для электронного обмена этими данными. Общие требования" (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.10.2008 N 241-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52979-2008 "Информатизация здоровья. Состав данных сводного регистра застрахованных граждан для электронного обмена этими данными. Общие требования" (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.10.2008 N 242-ст);
- Требования к МИС, передаваемым в фонд алгоритмов и программ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, применяемым в Государственной информационной системе персонифицированного учета в здравоохранении Российской Федерации, N SBR1009140314-02-2.20.
3. Термины, определения, обозначения и сокращения
3.1. Перечень сокращений, используемых в документе
Таблица 1. Перечень сокращений, используемых в документе
Сокращение |
Определение |
АРМ |
Автоматизированное рабочее место |
БД |
База данных |
БП |
Бизнес-процесс |
ВМП |
Высокотехнологичная медицинская помощь |
ГИС |
Географическая информационная (геоинформационная) система |
ДМС |
Добровольное медицинское страхование |
ДН |
Диспансерное наблюдение |
ЕГИСЗ |
Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения |
ЕПГУ |
Единый портал государственных услуг |
ИНН |
Идентификационный номер налогоплательщика |
ИС |
Информационная система |
ИЭМК |
Интегрированная электронная медицинская карта |
КТС |
Комплекс технических средств |
ЛВН |
Лист временной нетрудоспособности |
ЛВС |
Локальная вычислительная сеть |
ЛДП |
Лечебно-диагностический процесс |
ЛИС |
Лабораторная информационная система |
ЛЛО |
Льготное лекарственное обеспечение |
ЛС |
Лекарственные средства |
МЗ |
Министерство здравоохранения |
МИС |
Медицинская информационная система |
МО |
Медицинская организация |
МП |
Медицинская помощь |
МЧС |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
НЕЙ |
Нормативно-справочная информация |
ОМС |
Обязательное медицинское страхование |
ПО |
Программное обеспечение |
ПФ |
Пенсионный фонд |
РИС |
Радиологическая информационная система |
СНИЛС |
Страховой номер индивидуального лицевого счета |
СМП |
Скорая медицинская помощь |
СППВР |
Системы поддержки принятия врачебных решений |
СМЭВ |
Система межведомственного электронного взаимодействия |
СУБД |
Система управления базами данных |
СЭМД |
Структурированные электронные медицинские документы |
ТФОМС |
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
УЭК |
Универсальная электронная карта |
ФМБА |
Федеральное медико-биологическое агентство |
ФОМС |
Фонд обязательного медицинского страхования |
ФСС |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
ЭМК |
Электронная медицинская карта пациента |
ЭП |
|
ЭР |
Электронная регистратура |
CDA |
Clinical Document Architecture - Архитектура клинических документов, стандарт электронного обмена медицинской информацией |
DICOM |
Digital Imaging and Communications in Medicine - Индустриальный Стандарт создания, хранения, передачи и визуализации медицинских изображений и документов обследованных пациентов |
HL7 |
Health Level Seven - организация, регламентирующая разработку международных стандартов в области медицинской информатики и интероперабельности и одновременно стандарт обмена данными |
HTML |
Hypertext Markup Language - язык гипертекстовой разметки |
IDS/IPS |
Intrusion detection, prevention system - система предотвращения и защиты от вторжений |
IHE |
Integrating the Healthcare Enterprise - международная организация, разрабатывающая профили, которые объединяют различные стандарты обмена электронной информацией для решения практических задач интеграции МИС |
LOINC |
Logical Observation Identifier Names and Codes - "Логические идентификаторы наблюдений: названия и коды" - номенклатура лабораторных и клинических терминов |
JSON |
Java Script Object Notation - текстовый формат обмена данными, основанный на JavaScript |
ODF |
Open Document Format открытый формат документов для офисных приложений |
PACS |
Picture Archiving and Communication System - Система архивации передачи изображений в формате DICOM |
|
Portable Document Format - межплатформенный формат электронных документов |
RAID |
Redundant Array of Independent/Inexpensive Disks - избыточный массив независимых жёстких дисков - массив из нескольких жестких дисков, управляемых контроллером, взаимосвязанных скоростными каналами и воспринимаемых как единое целое |
RTF |
Rich Text Format - проприетарный межплатформенный формат хранения размеченных текстовых документов |
SNOMED CT |
Systematized Nomenclature of Medicine - Clinical Terms - Международная стандартизированная номенклатура клинических терминов |
SOA |
Service-Oriented Architecture - модульный подход к разработке программного обеспечения, основанный на использовании распределённых, слабо связанных заменяемых компонентов, оснащённых стандартизированными интерфейсами для взаимодействия по стандартизированным протоколам |
SSL |
Secure Sockets Layer уровень защищенных сокетов |
TLS |
Transport Layer Security - безопасность транспортного уровня |
VPN |
Virtual Private Network - виртуальная частная сеть |
WSDL |
Web Services Description Language - язык описания веб-сервисов и доступа к ним, основанный на языке XML |
XML |
extensible Markup Language - расширяемый язык разметки |
3.2. Перечень терминов, используемых в документе, и их определения
Таблица 1. Основные термины и определения предметной области
N |
Термин, сокращение |
Описание, определение, расшифровка |
Нормативный источник |
1. |
Бизнес-процесс |
Устойчивая последовательность работ, соотнесенная с отдельным видом деятельности организации |
Толковый словарь "Инновационная деятельность". Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). Новосибирск: Сибирское научное изд-во, 2008. |
2. |
Географическая информационная (геоинформационная) система |
Информационная система, обеспечивающая сбор, обработку и визуализацию геопространственных данных и связанной с ними информации, в том числе о геопозиционировании объектов |
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2769-р "Об утверждении Концепции региональной информатизации" |
3. |
Документированная информация |
Зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель |
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
4. |
Доступ к информации |
Возможность получения информации и ее использования |
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
5. |
Единая государственная информационная система здравоохранения |
Совокупность информационно-технологических и технических средств, обеспечивающих информационную поддержку методического и организационного обеспечения деятельности участников системы здравоохранения |
Приказ Минздравсоцразвития РФ N 364 от 28.04.2011 "Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" |
6. |
Интегральный анамнез пациента |
Набор медицинских данных, которые содержат наиболее важные клинические факты, необходимые для обеспечения безопасного и надежного медицинского обслуживания при оказании плановой медицинской помощи, а также для оказания помощи в случае неотложных или незапланированных медицинских ситуаций |
|
7. |
Интегрированная электронная медицинская карта |
Совокупность электронных персональных медицинских записей, относящихся к одному человеку, собираемых, передаваемых и используемых несколькими медицинскими организациями |
Проект национального стандарта от 12.10.2015 "Электронная медицинская карта. Основные принципы, термины и определения" |
8. |
Интероперабельность |
Способность к взаимодействию между независимыми информационными системами (от англ. interoperability) |
|
9. |
Информационная система |
Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств |
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
10. |
Информационная система медицинской организации |
Совокупность информационных, организационных, программных и технических средств, предназначенная для комплексной информационной поддержки лечебно-диагностических, административных и иных бизнес-процессов (БП) медицинской организации |
|
11. |
Информационно-аналитическая система |
Система, обеспечивающая, наряду с процессами сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации, подготовку статистических и аналитических отчетов и справок, необходимых для оптимизации врачебных и управленческих решений и для оценки их результативности |
|
12. |
Информационно-аналитическая система Минздрава России |
Система, предназначенная для автоматизации процессов сбора и анализа данных в сфере здравоохранения с использованием современных информационных технологий для обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия решений |
|
13. |
Информационно-телекоммуникационная сеть |
Технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники |
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
14. |
Информационно-технологическая медицинская система |
Совокупность средств, обеспечивающая ведение электронной медицинской карты (ЭМК) и/или поддержку медико-технологических процессов, включающих электронные записи |
|
15. |
Информационные технологии |
Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов |
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации. информационных технологиях и о защите информации" |
16. |
Информация |
Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления |
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
17. |
Конфигурация |
Взаимосвязанные функциональные и физические характеристики продукции, установленные в данных о конфигурации продукции |
ГОСТ Р ИСО 10007-2007 "Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией" |
18. |
Конфиденциальность информации |
Обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя |
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
19. |
Лабораторная информационная система |
Совокупность информационного и программного обеспечения, технических и аппаратных средств, а также организационных решений, предназначенная для автоматизации технологических процессов медицинской лаборатории |
|
20. |
Медицинская информационная система |
Совокупность информационных, организационных, программных и технических средств, предназначенная для автоматизации медицинских процессов и (или) организаций |
|
21. |
Медицинская информационная система мед. организации (учреждения) |
Интегрированная или комплексная информационная система, предназначенная для автоматизации лечебно-диагностического процесса и сопутствующей медицинской деятельности медицинской организации |
|
22. |
Медицинская организация |
Юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
23. |
Мониторинг здоровья населения |
Система слежения за состоянием и изменением здоровья населения для углубленной оценки и прогнозирования здоровья населения на различные временные интервалы на определенной территории |
|
24. |
Нормативно-справочная информация |
Информация, заимствованная из нормативных документов и справочников, используемая при функционировании информационных систем |
|
25. |
Обладатель информации |
Лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам |
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации. информационных технологиях и о защите информации" |
26. |
Оператор информационной системы |
Гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных |
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
27. |
Организационное обеспечение МИС |
Совокупность методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы |
|
28. |
Паспорт МО |
Совокупность данных, характеризующих основную деятельность медицинской организации и состояние ее ресурсов |
|
29. |
Правовое обеспечение |
Совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании, внедрении и эксплуатации информационных систем |
|
30. |
Предоставление информации |
Действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц |
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
31. |
Программное обеспечение |
Совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ |
ГОСТ 19781-90 "Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения" |
32. |
Распространение информации |
Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц |
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
33. |
Региональная медицинская информационная система |
Интегрированная система сбора, обработки, получения, передачи и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей среды, ресурсном и финансовом обеспечении службы здравоохранения региона, предназначенная для поддержки процессов управления |
|
34. |
Регистры |
Специализированные информационные системы, обеспечивающие поддержку электронного документооборота персональных/полицевых данных в проблемно-ориентированных областях медицинской деятельности |
|
35. |
Ресурс медицинской организации |
Сотрудники (врачи, средний медперсонал), медицинское оборудование, используемое при оказании услуги, помещения (кабинеты) в которых ведется прием и т.д. |
|
36. |
Системы поддержки принятия врачебных решений |
Автоматизированные системы, разработанные с использованием алгоритмов вычислительной диагностики и/ или экспертных подходов, предназначенные для консультативной помощи при осуществлении медико-технологических процессов |
|
37. |
Структурированные электронные медицинские документы |
Электронные медицинские документы, обеспечивающие преемственность оказания медицинской помощи, предназначенные для обмена между информационными системами (интегральный анамнез пациента, выписной эпикриз стационара, эпикриз случая амбулаторного обращения; статистическая карта выбывшего из стационара, статталон и т.д.) |
|
38. |
Требование |
Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным |
|
39. |
Управление |
Процесс изменения организации системы (ее структуры и функций) путем переработки информации в управляющий сигнал для достижения определенной цели |
|
40. |
Электронная регистратура |
Система записи (самозаписи) на прием к врачу через Интернет или инфомат |
|
41. |
Электронное здравоохранение (e-Health) |
Информационная поддержка всего спектра задач здравоохранения на основе персоно-центрированного подхода и оперативного доступа ко всей медицинской информации |
|
4. Назначение, цели и задачи РМИС
РМИС предназначена для руководителей органов управления здравоохранением, органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации для использования при решении вопросов оперативного, тактического и стратегического управления, планирования развития здравоохранения региона, для органов государственного надзора и контроля, для МО, общественных объединений, организаций и граждан Российской Федерации.
Основным назначением РМИС является обеспечение информационной поддержки процессов управления системой здравоохранения региона и предоставления необходимых сервисов для МО.
РМИС является ключевым компонентом регионального сегмента ЕГИСЗ.
Основными целями создания и внедрения РМИС являются:
- повышение и обоснованность принятия решений на этапах оперативного, тактического и стратегического управления;
- мониторинг качества и доступности оказываемой населению медицинской помощи;
- повышение экономической эффективности здравоохранения региона за счет оптимального использования всех видов ресурсов;
- обеспечение качественно нового уровня преемственности оказания медицинской помощи населению;
- обеспечение оперативного доступа граждан к данным о своем здоровье и взаимодействие с медицинским персоналом;
- поддержка процесса непрерывного образования с использованием дистанционных форм обучения и повышения квалификации в области медицины и фармацевтики.
Для достижения поставленных целей РМИС должна выполнять следующие задачи:
Стратегические задачи РМИС:
- обеспечение планирования основных направлений развития системы здравоохранения региона;
- прогнозирование потребности в высокотехнологичной медицинской помощи;
- прогнозирование показателей здоровья населения;
- информационно-аналитическая поддержка разработки и реализации региональных программ по развитию и модернизации здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;
- прогнозирование потребности в обеспечении медикаментами и предметами медицинского назначения, льготном лекарственном обеспечении;
прогнозирование потребности в обеспечении медицинским оборудованием;
- прогнозирование потребности в медицинских кадрах и объемах подготовки специалистов.
Тактические задачи РМИС:
- поддержка информационного взаимодействия между органами исполнительной власти региона, субъектами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иными хозяйствующими субъектами в области охраны здоровья граждан;
- информационно-аналитическая поддержка разработки и реализации региональной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- поддержка и обеспечение нормативно-правового регулирования в области охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности на региональном уровне;
- учет ресурсов и обеспечение процессов управления ресурсами системы здравоохранения в регионе;
- управление и учет разрешительной деятельности в системе здравоохранения региона;
- анализ качества оказания медицинской помощи;
- анализ экономических аспектов оказания медпомощи на основе первичных учетных данных.
Оперативные задачи РМИС:
- мониторинг состояния системы здравоохранения региона, муниципалитета по показателям немедленного реагирования;
предоставление оперативной информации и поддержка в чрезвычайных
ситуациях;
- поддержка региональных сервисов для пациентов;
- обеспечение оперативного взаимодействия с МИС МО и федеральными системами и сервисами;
- обеспечение оперативного взаимодействия между различными структурами (в том числе различных ведомств), участвующими в информационном обмене как внутри, так и вне системы здравоохранения региона;
- обеспечение оперативного получения и всестороннего анализа статистической, в том числе медицинской, информации.
5. Характеристики объекта автоматизации
Объектом автоматизации является широкий круг бизнес процессов, происходящих в органах управления здравоохранением административной территории. При разработке РМИС учитывается ряд сведений, характеризующих региональную систему здравоохранения, включая сведениях об органах управления здравоохранением, медицинских, фармацевтических и других организаций.
Основными элементами объекта автоматизации являются:
- численность и состав населения территории;
- характеристика существующей системы управления при учете ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между ними;
- структура системы медицинских организаций региона;
- количество и профили медицинских организаций;
- оснащенность медицинским оборудованием;
- оснащенность вычислительной техникой;
- наличие и характеристики каналов связи РМИС;
- наличие, перечень и уровень медицинских информационных систем;
- наличие регионального центра обработки данных (ЦОД);
- наличие медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ);
- реализованные виды и способы обмена данными между организациями системы здравоохранения;
- реализованные виды и способы обмена информацией между организациями системы здравоохранения и другими структурами;
- реализованные виды обмена данными между организациями системы здравоохранения, органами управления здравоохранением и федеральными сервисами;
- характеристики производственно-хозяйственной деятельности.
6. Пользователи РМИС
Пользователями РМИС являются:
- руководители и сотрудники органов управления здравоохранением региона (ОУЗ);
- главные внештатные специалисты региона;
- руководители медицинских организаций;
- специалисты МО, сопровождающие отдельные региональные сегменты ЕГИСЗ (ВМП, ОМС и т.д.);
- врачи, оказывающие медицинскую помощь;
- сотрудники профильных учебных и научно-исследовательских центров (имеющие доступ к деперсонифицированным данным);
- пациенты.
7. Общие рекомендации к РМИС
Формирование полномасштабной информационной системы регионального здравоохранения подразумевает создания единого информационного медицинского пространства региона. В настоящее время регионы России создают свои РМИС как сегменты ЕГИСЗ.
РМИС представляет собой совокупность информационных ресурсов в сфере здравоохранения, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих взаимодействие заинтересованных субъектов и удовлетворение их информационных потребностей.
Субъектами РМИС могут быть юридические и физические лица, получившие в установленном порядке право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью.
Сбор и обработку информации осуществляют организации - участники информационного обмена в сфере здравоохранения в порядке, установленном органом управления здравоохранением административной территории.
Наборы данных, которые собираются и обрабатываются участниками информационного обмена, состоят из данных, вносимых в обязательном порядке (единый набор для всех регионов РФ, регулируемый федеральным законодательством) и дополнительных данных, необходимых конкретному региону (устанавливается региональным законодательством).
Для передачи информации используются коммуникационные средства, позволяющие получать, хранить, передавать и использовать ее без искажений, что создает возможность получать любые необходимые группировки статистических данных на основе обработки первичной информации.
РМИС предполагает возможность централизованно-децентрализованного хранения информации, при котором структурированные данные собираются в региональное хранилище, в то время как "тяжелые" неструктурированные данные, например медицинские изображения, могут сохраняться в базах данных МИС МО, а в региональное хранилище собираются ссылки на них.
Создание региональной МИС обусловливает необходимость наличия автоматизированных систем в медицинских организациях и коммуникационной среды, в которую должны быть включены МО региона.
При разработке РМИС должны быть учтены следующие базовые принципы:
- однократный ввод и многократное использование первичной информации;
- обеспечение совместимости (интероперабельности) медицинских информационных систем;
- возможность использования прикладных медицинских информационных систем по модели "программное обеспечение как услуга" (SaaS);
- обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- обеспечение интеграции с введенными в промышленную эксплуатацию компонентами "Электронного правительства", с универсальной электронной картой гражданина Российской Федерации;
- максимально возможное сохранение существующих МИС;
- РМИС, как и другие ИС, должна разрабатываться на конкурентной основе.
8. Рекомендации по структуре (характеристика основных принципов построения, архитектуры и компонентов системы)
Прикладные информационные системы, являющиеся компонентами регионального сегмента ЕГИСЗ, разделяют на два уровня:
Первый уровень - медицинские информационные системы уровня МО.
Они предназначены для автоматизации лечебно-диагностических процессов, включая ведение ЭМК. Сведения, накапливаемые в МИС МО, являются первичной медицинской информацией, которая по определенным правилам и форматам обмена, через защищенные каналы связи, передается в РМИС для последующей обработки и использования.
Второй уровень - региональная медицинская информационная система.
Управленческая система, обеспечивающая информационную поддержку осуществления функций органа управления здравоохранением региона, территориального фонда обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций и других организаций.
РМИС может содержать региональную ИЭМК, включающую в необходимом объеме сведения из ЭМК, ведущихся в МИС МО региона.
Использование "облачной" технологии ведения ЭМК или МИС МО возможно в двух вариантах: при использовании системы, предоставляемой органом управления здравоохранением (ОУЗ) или при размещении в "облаке" принадлежащего МО программного обеспечения. В обоих случаях в РМИС передается вся формируемая в МО медицинская информация. По такой же схеме может быть организована работа в регионе лабораторных информационных систем (ЛИС), систем хранения видеоизображений (в том числе радиологических - РИС) и других специализированных систем. В этом случае регион, при наличии технических возможностей, может организовать ведение такой удаленной работы МО в рамках регионального ресурса. Ведение такого регионального ресурса не является обязательным требованием к региональному сегменту ЕГИСЗ.
РМИС может взаимодействовать с другими региональными информационными системами и региональными и федеральными сервисами.
РМИС строится на программной платформе, обеспечивающей интеграцию и совместную обработку данных, получаемых от различных источников. "Сквозная" система сбора данных должна базироваться на основе информационной совместимости при использовании единых справочников и стандартов обмена.
Используемая в РМИС платформа должна обеспечить автоматизированное формирование всех видов отчетности на основе сведений из первичных источников данных, давать возможность представления руководителям полной медико-статистической, экологической и экономической информации, необходимой для анализа и принятия обоснованных решений.
РМИС должна включать в обязательном порядке средства защиты данных от несанкционированного доступа.
РМИС должна состоять из следующих подсистем:
1. Подсистема ведения нормативно-справочной информации региона (полностью согласована с федеральной НСИ, но может включать необходимые для региона дополнения).
2. Подсистемы учета демографических показателей региона и ресурсов системы здравоохранения:
- прикрепленного населения;
- льготных категорий населения;
- медицинских работников;
- паспортов медицинских организаций;
- медицинского оборудования и медицинской техники.
3. Подсистема записи к врачу через Интернет (электронной регистратуры).
4. Подсистема региональной интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК).
5. Подсистема ведения стандартов лечения (полностью согласована с федеральной системой ведения стандартов лечения, с региональными дополнениями).
6. Региональные регистры и сегменты федеральных специализированных регистров по различным аспектам здравоохранения.
7. Подсистема организации скорой и неотложной медицинской помощи региона (включая санитарную авиацию).
8. Подсистема обеспечения региона лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе льготного рецептурного обеспечения.
9. Подсистема телемедицины региона.
10. Подсистема учета профилактических осмотров населения.
11. Подсистема санитарно-эпидемиологического мониторинга.
12. Подсистема "Службы переливания крови" (функциональный аналог).
13. Подсистема ведения документов строгой отчетности и учета (листок нетрудоспособности, льготный рецептурный бланк и др.) региона.
14. Информационно-аналитическая подсистема поддержки управленческих решений на всех уровнях организации здравоохранения региона (в том числе медстатистика).
Наряду с подсистемами РМИС, региональный сегмент ЕГИСЗ может включать следующие сервисы:
- библиотека систем поддержки принятия врачебных решений;
- региональный портал системы здравоохранения;
- личный кабинет пациента;
- портал электронного образования;
- деперсонифицированная информация для научных исследований и учебных целей;
- портал профессионального сообщества.
9. Рекомендации по функциональным возможностям РМИС
Создание РМИС осуществляется поэтапно и в процессе развития обеспечивает различные уровни функциональных возможностей: минимальный, базовый и расширенный (Таблица 3).
Таблица 3. Уровни развития функционала РМИС
Подсистемы РМИС регионального сегмента ЕГИСЗ должны обеспечивать автоматизацию следующих функций:
9.1. Ведение нормативно-справочной информации региона
- актуализация региональной НСИ в соответствии с утвержденными регламентами.
9.2. Учет демографических показателей региона и ресурсов системы здравоохранения
- ведение регистра прикрепленного населения региона;
- ведение регистра льготных категорий населения;
- ведение регистра паспортов медицинских организаций;
- ведение регистра медицинских работников;
- ведение регистра медицинского оборудования и медицинской техники;
- ведение регистра вычислительной техники и каналов связи.
9.3. Запись к врачу через Интернет (Электронная регистратура)
- предварительная запись на прием к врачу с использованием различных средств (Интернет, Call-центр, инфоматы, регистратура МО);
- ведение листов ожидания, анализ обслуживаемых записей;
- формирование направлений на консультацию, прием врача, обследование и т.д. (при МИС МО в "облаке").
9.4. Региональная ИЭМК
- организация регионального сервиса ведения ИЭМК пациента;
- передача СЭМД из региональной ИЭМК в федеральную ИЭМК в соответствии со структурой и регламентом обмена, установленном на федеральном уровне;
- обмен СЭМД между региональной ИЭМК и ЭМК в МО;
- обмен СЭМД между региональной ИЭМК и ЭМК, хранящимися на региональном уровне (при использования в регионе "облачной" МИС МО).
9.5. Ведение стандартов лечения
- ведение стандартов лечения в объеме, регламентированном на федеральном и региональном уровне;
- анализ оказанной медицинской помощи согласно стандартам.
9.6. Ведение специализированных территориальных регистров по основным направлениям медицины
- организация и ведение специализированных регистров по различным аспектам здравоохранения;
- обмен данными между МИС МО (ЭМК), РМИС и федеральными компонентами ЕГИСЗ в соответствии с установленной структурой и регламентами обмена информацией для формирования территориальных и федеральных регистров.
9.7. Организация скорой и неотложной медицинской помощи региона (в том числе санитарной авиации)
- учет данных о принятых вызовах и их результатах;
- управление экстренной госпитализацией пациентов в соответствии с порядком оказания помощи, утвержденном на региональном уровне;
- передача сведений в региональную ИЭМК.
9.8. Организация обеспечения региона лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе льготного
- обслуживание льготных рецептурных назначений:
- учет выписанных рецептов на льготное лекарственное обеспечение и приобретение изделий медицинского назначения с проверкой уровня "льготности" пациента путем получения соответствующих первичных сведений из МИС МО, а также путем внесения данных о выписанных рецептах непосредственно в РМИС;
- учет сведений о результатах обслуживания льготных рецептов в аптечной сети;
- ведение справочников лекарственных средств и изделий медицинского назначения, используемых в льготном обеспечении пациентов региона;
- обмен данными со смежными информационными системами;
- передача сведений по льготному рецептурному обеспечению пациентов из подсистемы регионального льготного лекарственного обеспечения в подсистему федерального льготного лекарственного обеспечения;
- ведение единой региональной подсистемы Электронный рецепт (рассчитанной на обязательный рецептурный отпуск медикаментов не только льготной категории граждан):
- организация учета информации о выписанном медикаменте и его обслуживании аптеками;
- ведение баз данных лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения с учетом особенностей региона;
- формирование необходимых отчетных форм для анализа информации о лекарственном обеспечении и обороте ЛС;
- организация обмена информацией в части электронного рецепта между региональными и федеральной подсистемами, в том числе ЛЛО, в соответствии с регламентами;
- автоматизация складского учета ЛС и изделий медицинского назначения региона:
- учёт поступления и расхода лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в МО региона по различным направлениям путем консолидации сведений из МИС МО;
- анализ потребностей МО региона в лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения;
- автоматизация работы с поставщиками ЛС и изделий медицинского назначения региона;
- поддержка принятия управленческих решений в сфере обращения лекарственных средств.
9.9. Информационное обеспечение телемедицины региона
- создание единой информационной системы, сопровождающей телеконсультирование в регионе.
9.10. Учет проведения профилактических осмотров населения
- анализ охвата населения региона диспансеризацией и профосмотрами (по возрастным категориям);
- анализ результатов диспансеризации и профилактических осмотров.
9.11. Санитарно-эпидемиологический мониторинг
- контроль эпидемиологической ситуации в регионе;
- анализ состояния окружающей природной среды, включая связь факторов загрязнения с уровнем заболеваемости и оценка влияния профессиональных вредностей на здоровье человека.
9.12. Поддержка службы переливания крови
- планирование заготовки донорской крови и ее компонентов, а также контроль за их использованием медицинскими организациями;
- ведение банка крови;
- организация обмена данными с федеральным ресурсом.
9.13. Ведение документов строгой отчетности и учета региона
- ведение и учет использования бланков документов строгой отчетности (лист нетрудоспособности, бланк рецепта на наркотические препараты);
- ведение и учет использования бланков документов обязательного учета (справка о рождении, врачебное свидетельство о смерти / фельдшерская справка о смерти, направление на МСЭ, экстренные извещения о выявленных заболеваниях, справки для ГИБДД, ФМС и др. ведомств);
- передача данных о выданных документах в информационные системы профильных служб и ведомств.
9.14. Информационно-аналитическая система поддержки управленческих решений на всех уровнях организации здравоохранения региона (в том числе медстатистика)
- ведение подсистемы мониторинга показателей здоровья населения региона, включая анализ смертности всего населения по всем классам заболеваний, включая смертность от заболеваний системы кровообращения, новообразований, травм и отравлений, оперативный анализ младенческой, детской и материнской смертности; заболеваемости по всем классам заболеваний, инвалидности;
- формирование отчетов установленного образца на основании первичных данных из МИС МО;
- передача форм обязательной государственной статистической отчетности между региональной и федеральной системами;
- анализ обеспеченности и потребности в основных видах медицинской помощи, включая контроль выполнения территориальной программы государственных гарантий населения на бесплатную медицинскую помощь, высокотехнологичные виды медицинской помощи и дополнительное лекарственное обеспечение;
- оценка показателей качества оказания медицинской помощи и их динамики для поддержки принятия управленческих решений.
9.15. Сервисы регионального сегмента ЕГИСЗ
Сервисы регионального сегмента ЕГИСЗ должны обеспечивать автоматизацию следующих функций:
9.15.1. Создание библиотеки систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР):
- разработка регионального сервиса для применения систем поддержки принятия решений;
- обеспечение работы с СППВР.
9.15.2. Поддержка регионального портала системы здравоохранения:
- информация о структуре здравоохранения региона и функциональных возможностях МО.
9.15.3. Ведение сервиса персональных медицинских данных "Личный кабинет пациента":
- организация интерфейса для взаимодействия с пациентом;
- организация передачи электронных медицинских документов в личный кабинет пациента из МИС МО;
- обеспечение возможности для пациента размещения медицинской информации в "Личном кабинете".
9.15.4. Портал электронного образования:
- предоставление возможностей для проведения дистанционного обучения медицинского персонала и ИТ-специалистов работе с региональной медицинской информационной системой и ЕГИСЗ;
- планирование дистанционных курсов обучения и повышения квалификации в области медицины и фармацевтики.
9.15.5. Предоставление деперсонифицированной информации для научных исследований и учебных целей:
- организация интерфейсов для запроса и получения информации;
- формирование необходимой выборки данных и их деперсонификация;
9.15.6. Портал профессионального сообщества:
- предоставление доступа к НСИ;
- возможность предоставления доступа к главным специалистам региона;
- взаимодействие между членами профессионального сообщества.
9.16. Дополнительные возможности РМИС
Кроме перечисленных функций РМИС может иметь дополнительные возможности:
9.16.1. Ведение ЭМК/ МИС МО в рамках РМИС (для организаций, не имеющих собственных МИС):
- организация регионального сервиса ведения ЭМК для организаций разного типа (поликлиника, стационар и др.;
- формирование структурированных электронных медицинских документов на основе ЭМК для передачи в региональную/федеральную ИЭМК (интегрированный анамнез пациента, выписной эпикриз стационара, эпикриз случая амбулаторного обращения; статистическая карта выбывшего из стационара, стат. талон и др.);
- формирование структурированных электронных медицинских документов по различным профилям заболеваний.
9.16.2. Региональная лабораторная информационная система:
- регистрация заказов лабораторных исследований;
- диспетчеризация проведения лабораторных исследований;
- ведение архива лабораторных исследований;
- управление передачей результатов лабораторных исследований;
- передача сведений в систему ведения ЭМК и МИС МО.
9.16.3. Региональная радиологическая система:
- диспетчеризация проведения радиологических исследований;
- ведение централизованного архива медицинских изображений региона;
- организация работы с медицинскими видеоизображениями (обработка,
хранение изображений, формирование диагностических заключений);
- передача результатов в систему ведения ЭМК и МИС МО.
10. Рекомендации к архитектуре и стандартам обмена данными
В части обмена данными и интероперабельности РМИС должна соответствовать следующим требованиям:
- использование централизованной архитектуры обмена данными (единой интеграционной шины), обеспечивающей возможность взаимодействия РМИС с любыми внешними системами;
- применение общепринятых технологических решений, в частности, сервис-ориентированная архитектура (SOA), протоколы SOAP, REST;
- использование открытых, международных стандартов обмена и доступа к медицинской информации, в том числе: HL7, IHE, DICOM. При использовании IHE необходимо опираться на стандартизированные транзакции и принятую в международном сообществе технологию использования профилей IНЕ;
- применение международных справочников и номенклатур (LOINC, SNOMED СТ и др.).
11. Технические рекомендации к РМИС
Системное и прикладное программное обеспечение развёртывается на оборудовании ЦОД.
Техническое обеспечение Системы должно обеспечивать:
- непрерывное функционирование РМИС с производительностью, достаточной для обработки пользовательских запросов с требуемым временем выполнения и временем отклика;
- высокую надежность работы Системы путем исключения возможности потери данных и длительного простоя Системы из-за отказа оборудования, поддержание резервирования и восстановления данных на любой момент времени в течение 1 дня и в любой технологической точке.
Детальные требования к техническому обеспечению Системы должны быть сформированы на этапе технического проектирования с учётом предполагаемой нагрузки на Систему и общих требований, приведенных ниже. Требования к техническому обеспечению могут быть уточнены по результатам проведения нагрузочных испытаний.
Техническое обеспечение должно предоставлять следующие возможности:
- включения в комплекс аппаратных средств дополнительных мощностей без остановки и перерыва в работе Системы;
- балансировки нагрузки между серверами приложений и в случае выхода из строя компонентов, перераспределение нагрузки;
- совместимости операционных сред, технической инфраструктуры и прикладных приложений;
- функционирования 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета времени, необходимого для проведения регламентных работ по обслуживанию;
- горячего резервирования необходимых компонент системы;
- организации системы резервного копирования с применением трехуровневой системы хранения данных и обеспечения хранения резервных копий и восстановления информации со всех важных компонентов Системы.
В процессе технического проектирования должны быть определены требования и рекомендации по аппаратному обеспечению рабочих станций пользователей и сетевой инфраструктуры.
11.1. Рекомендации к аппаратному обеспечению:
Аппаратное обеспечение РМИС представляет собой совокупность средств вычислительной техники, объединенных в вычислительную сеть, а также технологического оборудования, необходимых для выполнения всех функций РМИС.
К техническому (аппаратному) обеспечению РМИС не должно предъявляться специфических требований, ограничивающих использование компьютерного парка каким-либо конкретным производителем или группой производителей.
Аппаратное обеспечение РМИС обеспечивает:
- совместимость и возможность изменения конфигурации технических средств;
- надежность обработки информации, достаточную для эффективного функционирования и получения требуемой достоверности результатов решения задач;
- включение средств защиты информации от несанкционированного доступа.
11.2. Рекомендации к коммуникационному оборудованию:
Коммуникационное оборудование должно обеспечивать необходимую скорость передачи данных.
В качестве базового протокола сетевого и межсетевого взаимодействия должен использоваться протокол TCP/IP (стек протоколов Интернета).
11.3. Рекомендации к системному программному обеспечению:
В части применяемого системного программного обеспечения РМИС должна удовлетворять следующим требованиям:
- использование системного программного обеспечения различных производителей, включая операционные системы, системы управления базами данных (СУБД), сервера приложений и т.д.;
- системное программное обеспечение должно базироваться на широком использовании международных стандартов операционных систем, интерфейсов, протоколов передачи данных и форматов данных;
- в случае включения в состав РМИС функций, реализующих экспорт документов в форматы офисных пакетов, должна быть обеспечена поддержка форматов свободно распространяемых программных продуктов;
- программное обеспечение должно быть пригодно для эксплуатации на рабочих местах пользователей РМИС и совместимо с другими участниками информационного взаимодействия и защищено от попыток несанкционированного доступа.
11.4. Рекомендации к программному обеспечению:
Программное обеспечение РМИС должно обладать следующими свойствами:
- функциональная достаточность (полнота);
- надежность (в том числе восстанавливаемость, наличие средств выявления ошибок);
- адаптируемость;
- модифицируемость;
- масштабируемость;
- удобство эксплуатации.
В РМИС реализуется сценарий логического контроля.
Программное обеспечение РМИС должно обеспечивать возможность эксплуатации в многопользовательском режиме.
РМИС должна удовлетворять следующим требованиям программной совместимости:
- функционировать в различных операционных системах, устанавливаемых на персональных компьютерах и серверах;
- в случае функционирования системы в тонком клиенте поддерживать использованием современных распространенных web-браузеров, поддерживающих HTML5;
- выполнять подготовку, оформление и просмотр документов средствами установленных на персональных компьютерах пользователей РМИС текстовых редакторов, программ создания и редактирования электронных таблиц.
Использование "тонкого клиента" для приложений, не связанных с управлением специальным оборудованием, должно происходить без использования закрытых или платформо-зависимых программных библиотек (таких как Microsoft ActiveX, Microsoft Silver light, Adobe Flash или аналогичные).
12. Рекомендации к организационному обеспечению
Организационное обеспечение должно регламентировать использование РМИС с учетом действующих нормативных документов и включать:
- нормативные документы, регламентирующие внедрение и применение на объектах автоматизации, включая использование электронной подписи;
- методические документы по внедрению и применению РМИС.
Организационное обеспечение РМИС должно регламентировать работы, обеспечивающие работоспособность и качество функционирования: внедрение, обслуживание, администрирование и сопровождение ее компонентов.
Должны быть разработаны и утверждены следующие проекты регламентов:
- подготовке к внедрению РМИС с определением порядка выполнения работ;
- обслуживания РМИС и ее компонентов с определением порядка и условий выполнения работ по настройке, проверке работоспособности, мониторингу характеристик объекта обслуживания, модернизации, а также профилактических работ в отношении каждого компонента РМИС, включая создание резервных копий данных;
- администрирования РМИС и ее компонентов, которые должны устанавливать порядок и условия выполнения работ по организации совместного использования объекта администрирования, включая ведение реестра пользователей и прочих служебных сведений, организацию восстановления функционирования объекта администрирования после сбоев и отказов, перехода на использование резервного оборудования, а также планирования совершенствования объекта администрирования;
- сопровождения РМИС и ее компонентов, которые должны устанавливать порядок и условия выполнения работ по сбору сведений об отказах соответствующих программных средств, замечаний и предложений к их характеристикам, диагностированию причин отказов и ошибочных ситуаций, выработке решений по устранению причин отказов и обходу ошибочных ситуаций, предоставлению их обновленных версий, а также исправлений текущей версии.
13. Рекомендации к защите информации
Система защиты информации (СЗИ) РМИС должна удовлетворять требованиям Федерального закона N 152-ФЗ от 27.07.2006 г. (в ред. ФЗ-261 от 25.07.2011 г.) "О персональных данных".
Вход в РМИС и дальнейшая работа должны осуществляться только при идентификации и проверке подлинности пользователя по логину (имени пользователя) и паролю условно-постоянного действия. Аутентификация пользователей может быть реализована с использованием Единой системы идентификации, аутентификации и авторизации (ЕСИА).
В целях регистрации и учета действий пользователей и администраторов должно быть реализовано протоколирование действий пользователей и администраторов.
Должна быть реализована возможность назначения для каждого пользователя одной или более ролей, которые этот пользователь выполняет в РМИС.
В СЗИ должна быть предусмотрена возможность настройки для каждой пользовательской роли прав доступа к информационным ресурсам и выполнения определенных операций. Для каждого элемента РМИС должны задаваться права на создание в них новых записей, их редактирование, удаление и получение твердых копий.
Для каждой пользовательской роли может быть предусмотрена возможность задать специфичное главное меню РМИС с набором тех функций, которые доступны данной роли.
В случае работы с РМИС посредством Web-интерфейса доступ должен осуществляться с использованием защищенных протоколов.
Для целей защиты данных сервера БД от несанкционированного доступа конечные пользователи не должны знать пароль доступа непосредственно к самому серверу БД. Авторизация в РМИС должна предусматривать доступ к функциям приложения, а не к серверу базы данных.
Система защиты персональных данных от несанкционированного доступа состоит из подсистем:
- идентификации и аутентификации субъектов доступа и объектов доступа;
- управления доступом субъектов доступа к объектам доступа;
- регистрации событий безопасности;
- обеспечения целостности информации;
- защиты средств связи.
Подсистема идентификации и аутентификации субъектов доступа и объектов доступа должна включать:
- идентификацию и аутентификацию пользователей;
- идентификацию и аутентификация устройств, в том числе стационарных, мобильных и портативных;
- управление идентификаторами, в том числе создание, присвоение, уничтожение идентификаторов;
- управление средствами аутентификации, в том числе инициализация и блокирование средств аутентификации.
Подсистема управления доступом субъектов доступа к объектам доступа должна включать:
- управление (заведение, активация, блокирование и уничтожение) учетными записями всех пользователей;
- реализацию необходимых методов (дискреционный, мандатный, ролевой или иной метод), типов (чтение, запись, выполнение или иной тип) и правил разграничения доступа;
- обеспечение защиты информационных потоков при передаче данных между устройствами, сегментами РМИС, а также между информационными системами;
- разделение полномочий (ролей) пользователей, администраторов и лиц, обеспечивающих функционирование РМИС;
- назначение минимально необходимых прав и привилегий пользователям, администраторам и лицам, обеспечивающим функционирование информационной системы;
- ограничение несанкционированных и повторяющихся некорректных попыток входа в РМИС (доступа к РМИС);
- ограничение параллельных сеансов доступа для каждой учетной записи пользователя РМИС;
- завершение сеанса доступа в РМИС после установленного времени бездействия (неактивности) пользователя или по его запросу;
- разрешение (запрет) действий пользователей, разрешенных до идентификации и аутентификации.
Подсистема регистрации событий безопасности должна включать:
- определение событий безопасности, подлежащих регистрации, и сроков их хранения;
- определение состава и содержания информации о событиях, относящихся к безопасности, и подлежащих регистрации;
- сбор, запись и хранение информации о событиях безопасности в течение установленного времени хранения;
- реагирование на сбои при регистрации событий безопасности, в том числе программные ошибки, сбои в механизмах сбора информации и при достижении предела или переполнении объема (емкости) памяти;
- мониторинг (просмотр и анализ) результатов регистрации событий, относящихся к безопасности, и реагирование на них;
- генерирование временных меток и (или) синхронизация системного времени в информационной системе;
- защита информации о событиях безопасности;
- обеспечение возможности просмотра и анализа информации о действиях отдельных пользователей в информационной системе.
Подсистема обеспечения целостности РМИС и информации должна включать:
- обеспечение возможности восстановления информации и программного обеспечения;
- ограничение прав пользователей по вводу информации в информационную систему в рамках их ролевых функций.
Подсистема защиты РМИС и ее средств связи должна включать:
- разделение функций по управлению (администрированию) информационной системой,
- управление (администрирование) системой защиты персональных данных.
14. Рекомендации к интеграции с другими информационными системами
РМИС должна интегрироваться со следующими субъектами информационного взаимодействия:
- внутриведомственными (федерального, регионального, муниципального и учрежденческого уровня);
- вневедомственными (Росстат, ПФ, ФСС, Роспотребнадзор, ЕПГУ и др.);
- прочими.
14.1. Типы взаимодействий РМИС с внешними системами
1. Взаимодействие между РМИС и МИС МО. На уровне региона должен быть подготовлен единый открытый стандарт обмена данными. Данный стандарт должен поддерживаться всеми используемыми в регионе МИС МО, которые взаимодействуют с РМИС.
2. Взаимодействие между МИС различных МО. Обмен данными между МО должен, в большинстве случаев, идти через интеграционную шину РМИС с соблюдением правил информационной безопасности. Взаимодействие между МИС различных МО напрямую может происходить только в случае невозможности организовать такой обмен через РМИС.
3. Взаимодействие между МИС медицинских организаций, находящихся в разных регионах Российской Федерации, осуществляется через РМИС соответствующих регионов и федеральный компонент ЕГИСЗ. Обмен данными между МО должен происходить путем направления необходимой информации из МИС МО в РМИС, из РМИС в федеральный компонент ЕГИСЗ, из которого эти данные направляются в РМИС другого региона, а из нее в соответствующее МИС МО.
4. данные должны направляться в РМИС, из РМИС в федеральный компонент ЕГИСЗ.
5. Взаимодействие между МИС МО региона и МИС МО федерального подчинения осуществляется через федеральный компонент ЕГИСЗ. Обмен данными между МИС МО региона и МИС медицинских организаций федерального подчинения должен происходить путем направления необходимой информации из МИС МО региона в РМИС своего региона, из РМИС региона в федеральный компонент ЕГИСЗ, из которого эти данные направляются МИС медицинских организаций федерального подчинения, и обратно
6. Обеспечение взаимодействия региональных компонентов с федеральными сервисами ЕГИСЗ.
7. Взаимодействие между РМИС и информационной системой ТФОМС и другими системами электронного документооборота в здравоохранении регионального уровня. Основой для взаимодействия должны стать стандарты обмена информацией, используемые в системах электронного документооборота в здравоохранении регионального уровня.
8. Взаимодействие компонентов РМИС с информационными системами смежных служб (Центр медицины катастроф, МЧС, ФМБА).
9. Взаимодействие между РМИС и информационными системами учреждений других ведомств (пенсионный фонд, фонд социального страхования, территориальное управление Росстата и др.). Обмен данными должен быть основан на системе межведомственного взаимодействия (СМЭВ).
10. Взаимодействие между РМИС и прочими компонентами ЕГИСЗ. Обмен данными должен проходить в соответствии с требованиями и стандартами, принятыми в нормативных документах, определяющих порядок эксплуатации ЕГИСЗ.
14.2. Объекты информационного обмена
- комплексная информация о сфере охраны здоровья граждан и ее состоянии, хранимая и обрабатываемая в различных информационных системах сферы здравоохранения;
- сведения об участниках процессов охраны здоровья граждан (юридические и физические лица (персональные данные);
- техническая информация о функционировании информационных систем сферы охраны здоровья граждан.
Объекты процессов информационного обмена между информационными системами в силу критической значимости их работоспособности и сохранности для сферы здравоохранения в целом, а также географической и сетевой распределенности характеризуются повышенными требованиями к скорости и оперативности обработки и передачи данных, информационной безопасности, надежности и контролю информационного взаимодействия.
14.3. Рекомендации к модулю интеграции
Модуль интеграции должен обеспечивать выполнение следующих задач:
1. Универсальное автоматизированное информационное взаимодействие участников обмена информацией, а также ведение метаданных об используемых сервисах участников:
- предоставление единой точки входа с использованием SOA и технологии веб-сервисов;
- предоставление единой точки публикации сервисов, в том числе с использованием технологий WSDL, и обеспечение процесса публикации;
- осуществление обмена запросами и ответами, их маршрутизация, а также балансировка нагрузки (при наличии поддержки со стороны сервисов информационных систем участников информационного обмена) в процессе вызова-ответа сервиса;
- обеспечение асинхронных вызова-ответа сервисов и гарантированной доставки сообщений путем использования инструментов класса очередей запросов и ответов служб обмена сообщениями, использующих отдельные очереди сообщений для передачи запроса и получения ответа.
2. Безопасность информации при информационном взаимодействии:
- ведение (регистрация, редактирование и удаление) реестра информационных систем участников информационного обмена, в том числе хранение сертификатов открытых ключей ИС в целях организации безопасного взаимодействия;
- ведение (создание, редактирование и удаление) администратором РМИС паспортов веб-сервисов ИС, зарегистрированных в РМИС;
- обеспечение криптографической защиты информации посредством функций передачи данных по протоколу HTTPS, поддерживающему шифрование с использованием криптографических протоколов SSL и TLS;
- обеспечение физической защиты информации (на уровне ЦОД, на котором будет установлено решение по интеграции).
3. Надежность информационного взаимодействия:
- первичный контроль информационных сообщений на соответствие форматам, в том числе проверка заголовков и тела входящих сообщений (SOAP, HL7, JSON, XML и т.п.);
- контроль ЭП входящих сообщений с целью повышения безопасности взаимодействия;
- мониторинг состояния сервисов прикладных компонентов;
- гарантированная доставка неискаженных сообщений от отправителя к получателю;
- возможность контроля и анализа различных параметров информационного взаимодействия:
- сбор и предоставление регламентированного доступа к статистической информации об объеме и качестве информационного взаимодействия:
- протоколирование в БД процесса интеграции информационного взаимодействия;
- визуализация информации (таблицы, графики).
15. Рекомендации к документированию РМИС
Документация на РМИС и ее компоненты должна содержать все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу в действие и эксплуатацию, а также для поддержания уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы в соответствии с настоящими требованиями.
Техническая и эксплуатационная документация должна быть разработана в следующем составе:
- описание применения;
- описание системы;
- спецификация;
- руководства пользователя по каждой подсистеме РМИС и системе в целом;
- руководство администратора РМИС;
- программы и методики испытаний компонент РМИС;
- отчет о проведении испытаний компонент РМИС.
Желательно предоставление методических материалов и пособий для обучения пользователей использованию функционала системы (презентации, типовые схемы работы, и др.).
Техническая и эксплуатационная документация должна удовлетворять требованиям комплекса стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы.
Комплект документации должен быть предоставлен в печатном виде и в электронном виде на магнитном или лазерном (CD или DVD) носителе. Текстовые документы предоставляются в формате текстового редактора, структурные схемы и рисунки - в формате графического редактора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем (РМИС) (утв. Министерством здравоохранения РФ 23 июня 2016 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был