В соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 10.1-1 и пунктами 32 и 33 статьи 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2001, N 33, ст. 3424; 2002, N 52, ст. 5141; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3225; 2005, N 11, ст. 900; N 25, ст. 2426; 2006, N 1, ст. 5; N 2, ст. 172; N 17, ст. 1780; N 31, ст. 3437; N 43, ст. 4412; 2007, N 1, ст. 45; N 18, ст. 2117; N 22, ст. 2563; N 41, ст. 4845; N 50, ст. 6247; 2008, N 52, ст. 6221; 2009, N 1, ст. 28; N 18, ст. 2154; N 23, ст. 2770; N 29, ст. 3642; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4193; N 41, ст. 5193; 2011, N 7, ст. 905; N 23, ст. 3262; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7040; N 50, ст. 7357; 2012, N 25, ст. 3269; N 31, ст. 4334; N 53, ст. 7607; 2013, N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4043, ст. 4082, ст. 4084; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6985; 2014, N 30, ст. 4219; 2015, N 1, ст. 13; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 4001; N 29, ст. 4348, ст. 4349, ст. 4357; 2016, N 1, ст. 50, ст. 81; N 27, ст. 4225) настоящее Положение устанавливает требования к организации и осуществлению профессиональным участником рынка ценных бумаг внутреннего контроля, требования к организации и осуществлению и профессиональным участником рынка ценных бумаг внутреннего аудита, в том числе случаи, когда осуществление внутреннего аудита обязательно, а также требования к внутренним документам профессионального участника рынка ценных бумаг, определяющим порядок осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Глава 1. Общие положения
1.1. В целях организации и осуществления внутреннего контроля профессиональный участник рынка ценных бумаг должен определить совокупность органов управления, а также структурных подразделений и должностных лиц, обеспечивающих контроль за соблюдением профессиональным участником рынка ценных бумаг порядка осуществления деятельности (далее - система внутреннего контроля).
1.2. Система внутреннего контроля, организованная в соответствии с настоящим Положением, может быть интегрирована в систему внутреннего контроля, осуществляемого профессиональным участником рынка ценных бумаг в рамках иных видов деятельности в соответствии с нормативными актами Банка России.
1.3. Система внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг должна быть направлена на достижение целей, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, учредительными и внутренними документами профессионального участника рынка ценных бумаг, в том числе:
эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, эффективности управления рисками профессионального участника рынка ценных бумаг;
достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей);
обеспечения информационной безопасности (защищенности интересов (целей) профессионального участника рынка ценных бумаг в информационной сфере, представляющей собой совокупность программно-технических средств, информационно-коммуникационных средств связи, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений);
соблюдения законодательства Российской Федерации, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов профессионального участника рынка ценных бумаг;
исключения вовлечения профессионального участника рынка ценных бумаг и участия его работников в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России.
1.4. Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан обеспечить функционирование системы внутреннего контроля на постоянной основе.
Внутренние документы профессионального участника рынка ценных бумаг должны содержать перечень органов управления, структурных подразделений и должностных лиц, входящих в систему внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг (систему органов внутреннего контроля). Требования к внутренним документам установлены главами 3 и 5 настоящего Положения.
В систему органов внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг входят:
1) органы управления профессионального участника рынка ценных бумаг;
2) контролер (служба внутреннего контроля);
3) внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) в случаях, когда наличие внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) в соответствии с настоящим Положением является обязательным;
4) должностное лицо или структурное подразделение, ответственное за организацию системы управления рисками (при наличии);
5) главный бухгалтер (заместители главного бухгалтера) (иное лицо, выполняющее его функцию);
6) руководители (заместители руководителя) структурных подразделений, непосредственно осуществляющих бизнес-функции (при наличии);
7) должностное лицо (руководитель структурного подразделения), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; 2012, N 31, ст. 4334; 2013, N 30, ст. 4082, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4219) и принятых в соответствии с ним нормативных актов;
8) другие работники и подразделения, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определенными внутренними документами профессионального участника рынка ценных бумаг и требованиями законодательства Российской Федерации.
1.5. Полномочия органов управления, структурных подразделений и должностных лиц, указанных в пункте 1.4 настоящего Положения, по осуществлению ими функций, связанных с внутренним контролем и внутренним аудитом профессионального участника рынка ценных бумаг, должны быть определены во внутренних документах профессионального участника рынка ценных бумаг с учетом требований настоящего Положения, а также иных нормативных актов Банка России.
1.6. В рамках системы внутреннего контроля профессиональный участник рынка ценных бумаг должен организовать и осуществлять деятельность по управлению риском возникновения расходов (убытков) у профессионального участника рынка ценных бумаг в результате его несоответствия или несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, нормативных актов Банка России и внутренних документов (далее - регуляторный риск). Для осуществления деятельности по управлению регуляторным риском профессиональный участник рынка ценных бумаг должен назначить контролера или сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля).
1.7. В рамках системы внутреннего контроля профессиональный участник рынка ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящим Положением, должен организовать и осуществлять внутренний аудит. Для организации и осуществления внутреннего аудита профессиональный участник рынка ценных бумаг должен назначить внутреннего аудитора или сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего аудита).
1.8. Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан обеспечить подразделения и их работников, осуществляющих внутренний контроль и внутренний аудит:
1) ресурсами (материальными, техническими, кадровыми), необходимыми и достаточными для достижения поставленных перед ними задач;
2) доступом к информации, необходимой для осуществления соответствующей функции;
3) структурой вознаграждения, обеспечивающей независимость и отсутствие конфликтов интересов работников, осуществляющих внутренний контроль и внутренний аудит.
1.9. Организационная структура профессионального участника рынка ценных бумаг для целей эффективного функционирования системы внутреннего контроля должна соответствовать характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых профессиональным участником рынка ценных бумаг рисков.
1.10. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, являющийся кредитной организацией, при организации системы внутреннего контроля руководствуется требованиями, предусмотренными Положением Банка России от 16 декабря 2013 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489, 22 декабря 2004 года N 6222, 20 марта 2009 года N 13547, 30 июня 2014 года N 32913 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7, от 31 декабря 2004 года N 74, от 1 апреля 2009 года N 21, от 9 июля 2014 года N 63) (далее - Положение Банка России N 242-П), а также настоящим Положением в части, не противоречащей Положению Банка России N 242-П.
1.11. В случае если профессиональный участник рынка ценных бумаг входит в банковскую группу (банковский холдинг) и (или) группу лиц с некредитными финансовыми организациями, передача (аутсорсинг) функций контролера (службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) в случаях, когда наличие внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) в соответствии с настоящим Положением является обязательным, допускается только организациям, входящим в указанные группы, и являющимся кредитными и (или) некредитными финансовыми организациями, с учетом требований настоящего Положения.
Требования абзаца первого пункта 1.11 настоящего Положения не распространяются на организации, привлекаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг в целях осуществления отдельных функций внутреннего аудита.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг, указанные в пункте 1.16 настоящего Положения, вправе передать функции контролера (службы внутреннего контроля) организациям, являющимся кредитными и (или) некредитными финансовыми организациями.
1.12. Передача контролеру (службе внутреннего контроля) и внутреннему аудитору (службе внутреннего аудита), в случаях, когда наличие внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) в соответствии с настоящим Положением является обязательным, функций не связанных с внутренним контролем и внутренним аудитом, а также совмещение контролером (работниками службы внутреннего контроля) и внутренним аудитором (работниками службы внутреннего аудита) указанных функций не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
1.13. В целях установления дифференцированных требований к организации системе внутреннего контроля в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций профессиональные участники рынка ценных бумаг разделяются на три группы: первая, вторая и третья.
1.14. К первой группе относятся следующие профессиональные участники рынка ценных бумаг:
1) Брокер, управляющий и дилер соответствующий одновременно двум критериям:
сумма всех активов (пассивов) баланса (валюта баланса) более или равна 2 млрд. рублей;
объем оборотов по собственным и клиентским операциям купли (продажи), по операциям РЕПО на фондовом рынке, по операциям купли (продажи) на валютном рынке, в каждом из четырех предшествующих кварталов более и равен 500 млрд. рублей.
2) Депозитарий, соответствующий одному из следующих критериев:
является эмитентом российских депозитарных расписок;
является расчетным депозитарием.
3) Регистраторы.
4) Форекс-дилеры.
1.15. Ко второй группе относятся депозитарии, не подпадающие под критерии первой группы профессиональных участников рынка ценных бумаг, установленные пунктом 1.14 настоящего Положения, а также иные профессиональные рынка ценных бумаг, не подпадающие под критерии первой группы профессиональных участников рынка ценных бумаг, установленные пунктом 1.14 настоящего Положения, и соответствующие хотя бы одному из следующих критериев:
1) брокер, имеющий более 100 клиентов;
брокер, объем операций, совершенных по поручениям клиентов, которого в каждом из четырех предшествующих кварталов превышает 100 млрд. рублей;
2) дилер, объем операций с ценными бумагами и договорами, являющимися производными финансовыми инструментами, которого в каждом из четырех предшествующих кварталов превышает 100 млрд. рублей;
3) управляющий, имеющий более 100 договоров на доверительное управление ценными бумагами;
управляющий, объем операций, совершенных в интересах клиентов, которого в каждом из четырех предшествующих кварталов превышает 100 млрд. рублей.
1.16. К третьей группе относятся:
1) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар (товарный брокер), вне зависимости от их соответствия критериям, изложенным в пунктах 1.14 и 1.15 настоящего Положения;
2) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность и не имеющие право на основании договора на брокерское обслуживание с клиентом использовать в своих интересах денежные средства клиентов и совершать сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами за счет клиентов без привлечения другого брокера (агента), являющегося участником торгов и участником клиринга (клиентский брокер), вне зависимости от их соответствия критериям, изложенным в пунктах 1.14 и 1.15 настоящего Положения;
3) иные профессиональные участники рынка ценных бумаг, не перечисленные в пунктах 1.14 и 1.15 настоящего Положения.
1.17. Профессиональный участник рынка ценных бумаг ежегодно проводит оценку собственной деятельности для определения характера совершаемых операций по состоянию на первый рабочий день первого месяца календарного года.
Определение соответствия группе осуществляется путем сопоставления собственных показателей профессионального участника рынка ценных бумаг и критериев, указанных в пунктах 1.14, 1.15, 1.16 настоящего Положения, на день проведения оценки.
1.18. При изменении группы на основании проведенной оценки, указанной в пункте 1.17 настоящего Положения, профессиональный участник рынка ценных бумаг должен привести систему внутреннего контроля в соответствии с требованиями настоящего Положения в течение шести месяцев с момента проведения указанной оценки.
1.19. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, относящийся к группе, указанной в пункте 1.14 настоящего Положения, обязан организовать внутренний аудит.
1.20. В случае, если профессиональный участник рынка ценных бумаг, совмещающий несколько видов деятельности, одновременно относится к нескольким группам, указанным в пунктах 1.14, 1.15 и 1.16 настоящего Положения, такой профессиональный участник рынка ценных бумаг считается относящимся к той группе, которая устанавливает более высокие требования.
Глава 2. Контролер (службы внутреннего контроля) профессионального участника рынка ценных бумаг
2.1. Профессиональный участник рынка ценных бумаг назначает контролера или формирует службу внутреннего контроля. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности единоличным исполнительным органом. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен единоличному исполнительному органу.
2.2. Лицо, назначаемое на должность контролера (руководитель службы внутреннего контроля), должно соответствовать квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
2.3. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) профессионального участника не вправе исполнять обязанности, не связанные с исполнением функций внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
В случае если профессиональный участник рынка ценных бумаг совмещает свою деятельность с иными видами деятельности, функции контролера (службы внутреннего контроля) профессионального участника рынка ценных бумаг могут совмещаться с функциями контролера (службы внутреннего контроля), осуществляемыми профессиональным участником рынка ценных бумаг в рамках таких видов деятельности.
2.4. Для контролера (руководителя службы внутреннего контроля) профессиональных участников рынка ценных бумаг, указанных в пунктах 1.14 и 1.15 настоящего Положения, работа в указанных профессиональных участников рынка ценных бумаг должна являться основным местом работы.
2.5. Допускается временное отсутствие контролера (руководителя службы внутреннего контроля) профессионального участника рынка ценных бумаг на период до двух месяцев при условии обеспечения профессиональным участником рынка ценных бумаг непрерывности осуществления функций внутреннего контроля, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения. При более длительном отсутствии контролера (руководителя службы внутреннего контроля), профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан назначить иное лицо, исполняющее обязанности контролера (руководителя службы внутреннего контроля).
2.6. Контролер (служба внутреннего контроля) выполняет следующие функции:
1) осуществляет мониторинг деятельности структурных подразделений профессионального участника рынка ценных бумаг на предмет ее соответствия требованиям федеральных законов, нормативных актов и внутренних документов;
2) оценивает регуляторный риск профессионального участника рынка ценных бумаг с учетом вероятности его реализации и влияния на деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг;
3) в случаях, предусмотренных внутренними документами, незамедлительно информирует единоличный исполнительный орган или внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) о возможных и совершенных нарушениях законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов профессионального участника рынка ценных бумаг, и не позднее 10 рабочих дней направляет должностным лицам, в том числе руководителям структурных подразделений профессионального участника рынка ценных бумаг перечень мер, принятие которых необходимо для снижения указанного риска;
4) контролирует выполнение мер, направленных на снижение или отказ от регуляторного риска;
5) участвует в разработке внутренних документов, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
6) участвует в разработке внутренних документов и организации мероприятий, направленных на соблюдение работниками профессионального участника рынка ценных бумаг норм профессиональной этики и поддержание положительной деловой репутации;
7) принимает меры, направленные на обеспечение конфиденциальности информации, полученной им в процессе управления регуляторным риском профессиональным участником рынка ценных бумаг;
8) участвует в рассмотрении жалоб, запросов и заявлений, связанных с профессиональной деятельностью, в части выявления регуляторного риска;
9) сообщает единоличному исполнительному органу обо всех случаях, которые препятствуют осуществлению функций контролера (службы внутреннего контроля);
10) вырабатывает меры и осуществляет мероприятия, направленные на предотвращение конфликта интересов профессионального участника рынка ценных бумаг, под которым понимаются противоречия между имущественными и иными интересами профессионального участника рынка ценных бумаг и (или) его работников и (или) клиентов, которые могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для профессионального участника рынка ценных бумаг и (или) его клиентов;
11) представляет на рассмотрение единоличного исполнительного органа следующие документы:
отчет о регуляторном риске, реализация которого может привести к негативным последствиям и повлиять на деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг, в том числе, содержащий информацию об эффективности управления регуляторным риском не реже одного раза в год;
внеочередной отчет о регуляторном риске, реализация которого может существенным образом повлиять на дальнейшую деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг (аннулирование лицензии, приостановление операций), - не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления указанного риска. Указанные документы должны содержать, в том числе:
меры, принятые профессиональным участником рынка ценных бумаг для устранения выявленных нарушений и снижения регуляторного риска, и (или) меры, которые необходимо предпринять для снижения регуляторного риска;
сведения о выполнении или невыполнении мер, указанных в подпункте 4 пункта 2.6 настоящего Положения.
12) проверяет соответствие работников структурных подразделений профессионального участника рынка ценных бумаг квалификационным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) самостоятельно осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и Банком России;
Контролер (служба внутреннего контроля) может осуществлять иные функции, не предусмотренные настоящим Положением, связанные с управлением регуляторным риском, возникающим из иных видов деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг.
2.7. Контролер (служба внутреннего контроля) вправе осуществлять функции по контролю за соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.
2.8. Контролер (служба внутреннего контроля) при осуществлении своих полномочий вправе:
1) получать от структурных подразделений информацию, необходимую для выполнения контролером (службой внутреннего контроля) своих функций, в том числе ограниченного пользования;
2) проводить плановые и внеплановые проверки;
3) самостоятельно принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции контролера (руководителя службы внутреннего контроля).
Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) может быть наделен иными правами, не предусмотренными настоящим Положением.
2.9. Работники профессионального участника рынка ценных бумаг обязаны незамедлительно доводить до сведения своего непосредственного руководителя или контролера (руководителя службы внутреннего контроля) информацию о возможных и совершенных нарушениях законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов профессионального участника рынка ценных бумаг, связанных с осуществлением им профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
2.10. Структурные подразделения и должностные лица профессионального участника рынка ценных бумаг обязаны в полной мере исполнять требования контролера (руководителя службы внутреннего контроля), связанные с выполнением им своих функций.
2.11. Профессиональный участник рынка ценных бумаг обеспечивает решение поставленных перед контролером (службой внутреннего контроля) задач без вмешательства со стороны структурных подразделений и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, не входящих в систему внутреннего контроля.
2.12. На контролера (руководителя службы внутреннего контроля) не могут быть возложены обязанности, исполнение которых может привести к возникновению конфликта интересов контролера.
2.13. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) и работники службы внутреннего контроля не имеют права участвовать в операциях, непосредственно связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1.16 настоящего Положения.
Глава 3. Требования к внутренним документам профессионального участника рынка ценных бумаг, определяющим порядок осуществления внутреннего контроля
3.1. Внутренний документ профессионального участника рынка ценных бумаг, определяющий порядок осуществления внутреннего контроля (далее - Положение о внутреннем контроле), должен содержать:
1) цель, функции и сферу деятельности контролера (службы внутреннего контроля);
2) задачи и методы осуществления контролером (службой внутреннего контроля) своих функций;
3) порядок осуществления внутреннего контроля;
4) определение подчиненности и подотчетности контролера (службы внутреннего контроля);
5) распределение полномочий по осуществлению функций, связанных с внутренним контролем, между органами управления, структурными подразделениями и должностными лицами профессионального участника рынка ценных бумаг, входящими в систему внутреннего контроля;
6) порядок организации внутреннего контроля при совмещении деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг с иными видами деятельности;
7) права и обязанности контролера (службы внутреннего контроля);
8) порядок утверждения плана проведения проверок, а также внесения и утверждения изменений в указанный план;
9) порядок и методы осуществления контролером (службой внутреннего контроля) плановых и внеплановых проверок;
10) порядок подготовки и направления на рассмотрение отчета о проведении плановой или внеплановой проверки;
12) права и обязанности должностных лиц и структурных подразделений, указанных в пункте 1.3 настоящего Положения, при осуществлении контролером (службой внутреннего контроля) своих функций;
13) иные положения, не противоречащие настоящему Положению и законодательству Российской Федерации.
3.2. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) представляет на утверждение единоличного исполнительного органа:
план проведения проверок, указанный в подпункте 8 пункта 3.1 настоящего Положения, а также изменения в него в порядке, предусмотренном Положением о внутреннем контроле;
отчет о выполнении плана проведения проверок, указанного в подпункте 10 пункта 3.1 настоящего Положения, в порядке, предусмотренном Положением о внутреннем контроле.
3.3. Положение о внутреннем контроле не менее одного раза в год представляется единоличному исполнительному органу с заключением о соответствии (несоответствии) Положения о внутреннем контроле требованиям законодательства Российской Федерации и внутренним документам профессионального участника рынка ценных бумаг.
Глава 4. Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) профессионального участника рынка ценных бумаг
4.1. Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан назначить внутреннего аудитора или сформировать службу внутреннего аудита, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением. Внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета) (при наличии) или собранием акционеров (участников). Внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) (при наличии) или собранию акционеров (участников). Работа в профессиональном участнике рынка ценных бумаг должна являться основным местом работы внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита).
Допускается временное отсутствие внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) профессионального участника рынка ценных бумаг на период до двух месяцев, при условии обеспечения профессиональным участником рынка ценных бумаг непрерывности осуществления функций внутреннего аудита, указанных в пункте 4.2 настоящего Положения. При более длительном отсутствии внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан назначить иное лицо, исполняющее обязанности внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита).
4.2. Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) выполняет следующие функции:
1) осуществляет проверки по всем направлениям деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг. Объектом проверок является любое подразделение, работники, а также бизнес-процессы и операции, выполняемые профессиональным участником рынка ценных бумаг;
2) осуществляет оценку качества и эффективности функционирования системы внутреннего контроля и системы управления рисками;
3) направляет отчеты о проведенных проверках и ходе выполнения рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля и системы управления рисками (при наличии) на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) ежеквартально, а при его отсутствии - ежегодно на рассмотрение собрания акционеров (участников);
4) осуществляет оценку эффективности бизнес-процессов профессионального участника рынка ценных бумаг;
5) осуществляет оценку эффективности применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества профессионального участника рынка ценных бумаг;
6) осуществляет проверку достоверности, полноты и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, а также надежности сбора и представления информации и отчетности*;
7) осуществляет оценку экономической целесообразности и эффективности новых сервисов и функций в рамках осуществляемой деятельности по итогам их внедрения, а также совершаемых профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок;
8) осуществляет оценку эффективности корпоративного управления в профессиональном участнике рынка ценных бумаг;
Внутренний аудитор (службы внутреннего аудита) может осуществлять иные функции, не предусмотренные настоящим Положением, связанные с осуществлением внутреннего аудита.
4.3. Внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) вправе:
1) получать от структурных подразделений, в том числе от службы внутреннего контроля, информацию (включая информацию ограниченного пользования), касающуюся деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг;
2) проводить плановые и внеплановые проверки;
3) самостоятельно принимать решения по вопросам, относящимся к функционированию внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита);
4) самостоятельно осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и Банком России.
Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) может быть наделен иными правами, не предусмотренными настоящим Положением.
4.4. Структурные подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг обязаны в полной мере исполнять требования внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), связанные с выполнением им своих функций.
4.5. Организационная структура, штатная численность службы внутреннего аудита, фонд оплаты труда внутреннего аудитора (работников службы внутреннего аудита), бюджет расходов внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) должны утверждаться советом директоров (наблюдательным советом) (при наличии) или собранием акционеров (участников) профессионального участника рынка ценных бумаг.
4.6. Профессиональный участник рынка ценных бумаг обеспечивает решение поставленных перед внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) задач без вмешательства со стороны структурных подразделений и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, не входящих в службу внутреннего аудита.
4.7. На внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) не могут быть возложены обязанности, не связанные с исполнением функций внутреннего аудитора.
4.8. Внутренний аудитор (работники службы внутреннего аудита) должен (должны) обладать знаниями, необходимыми для осуществления внутреннего аудита в соответствии с настоящим Положением.
Внутреннему аудитору (руководителю службы внутреннего аудита) и работникам службы внутреннего аудита при выполнении своих функций рекомендуется руководствоваться Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита и Кодексом этики Института внутренних аудиторов.
Глава 5. Требования к внутренним документам профессионального участника рынка ценных бумаг, определяющим порядок осуществления внутреннего аудита
5.1. Внутренний документ профессионального участника рынка ценных бумаг, определяющий порядок осуществления внутреннего аудита (далее - Положение о внутреннем аудите), должен содержать:
1) цель, функции и сферу деятельности внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита);
2) задачи и методы осуществления внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) своих функций;
3) подчиненность и подотчетность внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита), однозначно устанавливающие независимость внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) от иных должностных лиц профессионального участника рынка ценных бумаг;
4) порядок осуществления внутреннего аудита;
5) права и обязанности внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита);
6) порядок подготовки и направления на рассмотрение плана работы (проведения проверок), а также внесения и утверждения изменений в указанный план;
7) порядок осуществления внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) плановых и внеплановых проверок;
8) права и обязанности должностных лиц (структурных подразделений), указанных в пункте 1.3 настоящего Положения, при осуществлении внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) своих функций;
9) иные положения, не противоречащие настоящему Положению и законодательству Российской Федерации.
5.2. План проведения проверок, осуществляемых внутренним аудитором (службой внутреннего аудита), должен включать график осуществления проверок и составляться исходя из принятой органами управления профессионального участника рынка ценных бумаг методологии оценки управления рисками, учитывающей изменения в системе внутреннего контроля и в системе управления рисками и новые направления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг. При составлении графика осуществления проверок должна учитываться установленная в профессиональном участнике рынка ценных бумаг периодичность проведения проверок по направлениям деятельности структурных подразделений и профессионального участника рынка ценных бумаг в целом.
Проверка деятельности в совокупности каждого из структурных подразделений профессионального участника рынка ценных бумаг или каждого из видов осуществляемых операций и сделок, осуществляемых в рамках профессиональной деятельности, производится внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) не реже одного раза в три года.
5.3. Акт о результатах плановой проверки должен содержать следующую информацию:
1) цели проверки;
2) выводы;
3) рекомендации;
4) ответственных за выполнение рекомендаций;
5) сроки выполнения рекомендаций.
5.4. Акт о результатах внеплановой проверки должен содержать следующую информацию:
1) основания проверки и сроки ее проведения;
2) выводы;
3) рекомендации;
4) ответственных за выполнение рекомендаций;
5) сроки выполнения рекомендаций.
5.5. Отчет о проведенных в отчетном периоде проверках предоставляется на рассмотрение совету директоров (наблюдательному совету) профессионального участника рынка ценных бумаг не позднее 20 рабочих дней со дня окончания отчетного периода.
5.6. Положение о внутреннем аудите не менее одного раза в год представляется совету директоров (наблюдательному совету) (при наличии) или собранию акционеров (участников) с заключением о соответствии (несоответствии) Положения о внутреннем аудите требованиям законодательства Российской Федерации и внутренним документам профессионального участника рынка ценных бумаг.
Глава 6. Порядок рассмотрения обращений
6.1. Поступившие профессиональному участнику рынка ценных бумаг обращения, содержащие сведения о возможном нарушении им законодательства Российской Федерации и (или) жалобу на действия профессионального участника рынка ценных бумаг и (или) его сотрудников (далее - обращения), направляются для рассмотрения контролеру и подлежат регистрации в соответствии с порядком регистрации входящих документов, установленным профессиональным участником рынка ценных бумаг.
6.2. Обращения, не содержащие сведений о наименовании (фамилии) и (или) месте нахождения (адресе) обратившегося лица (далее - заявитель), признаются анонимными и не рассматриваются, за исключением случаев, когда заявитель является (являлся) клиентом профессионального участника - физическим лицом и ему профессиональным участником был присвоен идентификационный код, на который заявитель ссылается в обращении (при наличии в обращении подписи обратившегося лица), либо внутренними документами профессионального участника рынка ценных бумаг определены иные критерии идентификации заявителя.
6.3. Обращения рассматриваются в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом или настоящим Положением.
6.4. Повторное обращение может быть оставлено без рассмотрения, если оно не содержит новых данных, а все изложенные в нем доводы ранее полно и объективно рассматривались, и заявителю был дан ответ. Одновременно заявителю направляется извещение об оставлении обращения без рассмотрения со ссылкой на данный ранее ответ.
6.5. Профессиональный участник рынка ценных бумаг вправе при рассмотрении обращения запросить дополнительные документы и сведения у заявителя, продлив срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней и уведомив об этом заявителя.
6.6. Обращение, содержащее признаки жалобы на действие или бездействие конкретного работника не может рассматриваться указанным лицом. В случае если в соответствии с указанным выше запретом рассмотрение жалобы невозможно, жалоба возвращается заявителю с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в судебном порядке.
6.7. Письменный ответ заявителю о результатах рассмотрения обращения должен содержать обоснованный (со ссылкой на соответствующие требования законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, внутренних документов профессионального участника рынка ценных бумаг, договоров, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу, а также на фактические обстоятельства рассматриваемого вопроса) ответ на каждый изложенный заявителем довод.
Глава 7. Мониторинг системы внутреннего контроля органами управления профессионального участника рынка ценных бумаг и Банком России
7.1. В целях мониторинга функционирования системы управления регуляторным риском, контролер (руководитель службы внутреннего контроля) не реже одного раза в шесть месяцев представляет единоличному исполнительному органу документы и информацию, предусмотренные подпунктом 12 пункта 3.2 настоящего Положения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт 12 пункта 3.1"
7.2. Единоличный исполнительный орган информирует совет директоров (наблюдательный совет) (при наличии) об уровне регуляторного риска, факторах, способных на него повлиять, мерах, принятых для его снижения, а также направленных на совершенствование управления регуляторным риском не реже одного раза в год. Формат информирования определяется единоличным исполнительным органом самостоятельно.
Глава 8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
8.2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями настоящего Положения в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Положения.
8.3. Со дня вступления в силу настоящего Положения не применять приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 24 мая 2012 года N 12-32/пз-н "Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2012 года N 25424 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 52, 24 декабря 2012 года).
Председатель |
|
_____________________________
* Формы отчетности, подлежащие проверке, устанавливаются во внутренних документах профессионального участника рынка ценных бумаг
Пояснительная записка
к проекту Положения "О требованиях к организации и осуществлению профессиональным участником рынка ценных бумаг внутреннего контроля и внутреннего аудита"
Банк России разработал проект Положения "О требованиях к организации и осуществлению профессиональным участником рынка ценных бумаг внутреннего контроля и внутреннего аудита" (далее - Проект).
Проект разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также Концепции системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций, рассмотренной Инвестиционным комитетом по совершенствованию регулирования инвестиционной деятельности некредитных финансовых организаций при Банке России.
Проект вводит дифференцированный подход в части установления требований к организации и осуществлению внутреннего контроля для разных видов профессиональных участников рынка ценных бумаг. Он позволяет учитывать особенности бизнес-модели и размер бизнеса отдельных профессиональных участников рынка ценных бумаг (например, клиентских брокеров) и предоставляет возможности для оптимизации организации функций внутреннего контроля, в том числе, путем предоставления права передачи таких функций на аутсорсинг, в том числе внутри группы компаний.
В целях снижения регуляторной нагрузки, предоставления профессиональным участникам рынка ценных бумаг возможностей для оптимизации системы внутреннего контроля (внедрение принципа пропорционального регулирования) и применения пропорционального подхода к надзору за соблюдением требований Банка России к организации системы внутреннего контроля в профессиональных участниках рынка ценных бумаг предлагается выделить следующие категории: крупные участники; средние участники; небольшие участники. В этой связи Проект предусматривает дифференцированный подход для каждой категории участников.
Проект определяет общие нормы, касающиеся внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также объект и предмет внутреннего контроля. Он содержит требования к системе внутреннего контроля и соответствующим органам профессионального участника рынка ценных бумаг; подотчетность и подчиненность контролера (руководителя подразделения внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (руководителя подразделения внутреннего аудита).
Проект содержит также требования к внутренним документам профессионального участника рынка ценных бумаг, определяющим порядок организации и осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Кроме того, согласно Проекту отчетность должна включать внутреннюю отчетность, формируемую органами, осуществляющими контрольные функции, и представляемую в адрес органов управления профессионального участника рынка ценных бумаг, и внешнюю отчетность, предоставляемую им в Банк России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банк России планирует пересмотреть требования к организации и осуществлению профессиональным участником рынка ценных бумаг внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Предполагается ввести дифференцированный подход к организации и осуществлению внутреннего контроля с учетом бизнес-модели и размера бизнеса отдельных профучастников РЦБ.
В целях оптимизации организации функций внутреннего контроля предусматривается возможность передачи таких функций на аутсорсинг, в том числе внутри группы компаний.
Определяются требования к организации и осуществлению профучастником РЦБ внутреннего аудита, устанавливаются случаи, когда проведение внутреннего аудита обязательно.
Регламентируются требования к внутренним документам профучастника РЦБ, определяющим порядок осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Проект Положения Банка России "О требованиях к организации и осуществлению профессиональным участником рынка ценных бумаг внутреннего контроля и внутреннего аудита"
Проект не подписан
Текст проекта размещен на официальном сайте Банка России www.cbr.ru 21 сентября 2016 г.