I. Общие положения
Концепция управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации* (далее - Концепция) определяет основные цели, принципы, направления, задачи и мероприятия в области учета и использования имущества Вооруженных Сил и подведомственных Министерству обороны организаций, а также распоряжения им, рассматривая управленческую политику в отношении имущества Вооруженных Сил как один из способов реализации задач, стоящих перед Министерством обороны в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил и подведомственных Министерству обороны организаций (Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации").
В настоящей Концепции применяются следующие понятия:
подведомственные Министерству обороны организации - федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, федеральные государственные казенные учреждения, федеральные бюджетные учреждения, федеральные казенные учреждения, федеральные автономные учреждения, находящиеся в ведении Министерства обороны, а также объединения, соединения и воинские части;
имущество Вооруженных Сил - движимое и недвижимое имущество, в том числе объекты капитального строительства, находящееся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, имущество подведомственных Министерству обороны организаций, акции открытых акционерных обществ, доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны федеральных государственных унитарных предприятий, - военное имущество;
высвобождаемое (высвобожденное) военное имущество - имущество Вооруженных Сил, которое не является необходимым для выполнения функций, возложенных на Министерство обороны, и в отношении которого принято или принимается решение о его вовлечении в гражданско-правовой оборот, если оно не изъято из оборота или не ограничено в обороте;
целевая функция военного имущества - назначение имущества, используемого для осуществления функций Министерства обороны, определенных законодательством Российской Федерации.
II. Текущее состояние в сфере управления военным имуществом
При осуществлении Министерством обороны функций по управлению военным имуществом продолжается процесс оптимизации состава и структуры военного имущества, в том числе путем приватизации, перераспределения высвобождаемого военного имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В течение последних лет в Российской Федерации созданы условия для повышения эффективности управления военным имуществом, а именно:
законодательно определены условия вовлечения в гражданско-правовой оборот военного имущества, в том числе обязательная независимая оценка и порядок проведения торгов;
определен порядок передачи в аренду военного имущества;
повышена ответственность организатора торгов в части информационной открытости на всех этапах реализации военного имущества, в том числе путем введения обязательных требований об опубликовании сведений о торгах, их предмете и условиях не только в печатных средствах массовой информации, но и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", расширен перечень таких сведений, а также введена обязанность по раскрытию информации о подлежащих приватизации предприятиях;
создана возможность проведения продажи военного имущества на торгах в электронной форме, а также введены новые правила продажи посредством публичного предложения в случае признания аукциона несостоявшимся.
Созданная нормативная правовая база обеспечивает решение большинства задач в сфере управления военным имуществом. Вместе с тем требуется продолжить работу по преодолению ряда системных проблем:
избыточность военного имущества (не имеющего перспектив применения для обороны страны и безопасности государства);
низкая эффективность управления военным имуществом, в том числе вследствие недостаточной мотивации участников процесса управления военным имуществом;
отсутствие системы планомерного контроля за сохранностью и использованием по назначению военного имущества, управлением и распоряжением им.
III. Цель, задачи и принципы управления военным имуществом
Концепция направлена на достижение требуемого уровня обороноспособности при оптимальных государственных затратах. Для этого необходимо обеспечить решение следующих задач:
определение целевого характера военного имущества, закрепление его на праве оперативного управления, хозяйственного ведения за подведомственными Министерству обороны организациями;
расквартирование и обустройство войск путем строительства новых объектов и реконструкции существующих;
поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания возобновляемых источников платежей от более эффективного использования имеющегося военного имущества с целью направить их на обеспечение обороноспособности государства;
улучшение качества военного имущества;
совершенствование системы учета военного имущества, контроля за его использованием по назначению, а также эффективного управления им;
совершенствование системы вовлечения высвобожденного военного имущества в гражданско-правовой оборот (продажа и др.);
организация рационального использования лесов, расположенных на землях обороны, их охрана, защита и воспроизводство.
В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления военным имуществом:
а) принцип определенности - определение цели использования объекта военного имущества, способ ее достижения, порядок принятия управленческих решений, порядок отчетности и иные механизмы контроля;
б) принцип прозрачности - обеспечение открытости и доступности информации об объектах военного имущества (кроме объектов, сведения о которых отнесены к государственной тайне), в том числе путем:
создания единой системы учета недвижимого военного имущества и управления им, основанной на единой методологии;
предоставления информации непосредственно гражданам по их запросам в части, касающейся управления военным имуществом, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством;
в) принцип обеспечения баланса интересов - принятие обоснованных решений в отношении военного имущества с точки зрения обороноспособности государства, экономической эффективности и социальной ответственности;
г) принцип непрерывности осуществления контроля - постоянный контроль за достижением поставленных целей и задач, показателями их эффективности, а также соблюдением принципов и механизмов управления военным имуществом;
д) принцип комплексного подхода - определение путей достижения поставленных целей и задач управления военным имуществом исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности;
е) принцип ответственности - обеспечение профессионализма, мотивации, ответственности за результат и достижение установленных показателей деятельности всех участников процесса управления.
IV. Механизм управления военным имуществом
Достижение цели управления военным имуществом в соответствии с обозначенными принципами осуществляется в рамках следующих ключевых направлений по:
совершенствованию учета недвижимого военного имущества;
определению целевой функции военного имущества;
обеспечению эффективного управления военным имуществом, необходимым для обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
вовлечению в гражданско-правовой оборот высвобожденного военного имущества;
управлению рисками.
Для совершенствования учета недвижимого военного имущества необходимо создать единую систему, которая должна обеспечивать механизмы сбора, консолидации, хранения и предоставления информации для принятия эффективных управленческих решений в отношении недвижимого военного имущества.
Ключевыми задачами по данному направлению являются:
а) обеспечение сплошного учета недвижимого военного имущества, в том числе создание единой электронной базы учета;
б) повышение эффективности учета недвижимого военного имущества путем определения его состава и уровня детализации учета.
Для определения целевой функции военного имущества необходимо:
а) определить соответствие военного имущества целям и задачам Министерства обороны (принятие решений о характере дальнейшего использования военного имущества);
б) сформировать эффективную систему принятия решений в отношении высвобождаемого военного имущества.
Для эффективного управления военным имуществом и акциями акционерных обществ, которые необходимы для выполнения функций Вооруженных Сил, нужно решить несколько задач.
Задачами по эффективному управлению военным имуществом являются:
а) привлечение специализированных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке к выполнению отдельных функций по управлению военным имуществом, в том числе содержанию и эксплуатации объектов капитального строительства (капитальный и текущий ремонт, уборка, обеспечение коммунальными ресурсами);
б) подготовка в установленном порядке предложений по уточнению процедур изъятия земельных участков для нужд Вооруженных Сил;
в) обеспечение контроля за использованием по назначению и сохранностью недвижимого военного имущества, управлением и распоряжением им;
г) повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, участвующих в процессе управления военным имуществом;
д) обеспечение оптимальной и обоснованной схемы закрепления военного имущества за подведомственными Министерству обороны организациями.
Задачами по эффективному управлению акциями открытых акционерных обществ, долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации подведомственных Министерству обороны федеральных государственных унитарных предприятий, и имуществом федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству обороны, являются:
а) привлечение управляющих компаний к осуществлению функций единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, акции (доли в уставном капитале) которого находятся в федеральной собственности, и федерального государственного унитарного предприятия, в том числе в целях проведения реструктуризации хозяйствующих субъектов и их подготовки к приватизации;
б) расширение конкурсности и открытости механизмов привлечения руководителей в компании с государственным участием, в том числе профессиональных директоров, а также оценка эффективности их деятельности;
в) формирование предложений по дальнейшему сокращению посредством приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ";
г) ограничение приобретения компаниями с государственным участием и их дочерними и зависимыми обществами акций и долей хозяйственных обществ, в том числе путем реализации нормативно установленных процедур согласования принятия соответствующих решений;
д) совершенствование механизмов реализации прав Российской Федерацией в качестве акционера, в том числе путем:
постепенного отказа от института директив во взаимосвязи с усилением мер ответственности директоров за принятие решений и недостижение установленных показателей деятельности, страхованием их ответственности;
развития механизмов взаимодействия, в том числе с лицами, входящими в органы управления, иными акционерами;
мониторинга финансово-экономических показателей (в том числе проведение аудита), постановки задач (планирование, управленческие отчеты, контроль за достижением ключевых показателей эффективности).
Под вовлечением в гражданско-правовой оборот высвобожденного военного имущества понимается:
безвозмездная передача в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральных органов исполнительной власти;
передача в аренду и иное использование в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
отчуждение путем продажи в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Ключевыми задачами по данному направлению являются:
а) коллегиальность принятия решений;
б) приоритет использования военного имущества для выполнения государственных и социальных функций;
в) отчуждение путем продажи исключительно на торгах (проведение конкурсов или аукционов), включая создание института уполномоченных продавцов;
г) квалифицированный отбор на конкурсной основе специалистов (аудиторов, оценщиков, землеустроителей и т.д.).
Управление рисками призвано обеспечить снижение вероятности недостижения поставленных целей и задач, а также минимизацию возможных потерь, вызванных неблагоприятными событиями и обстоятельствами.
Ключевыми задачами в управлении рисками являются:
а) формирование и развитие целостной системы мотивации и ответственности всех участников процесса управления военным имуществом путем введения механизмов оценки эффективности деятельности лиц, избранных в органы управления компаний с государственным участием, руководителей подведомственных Министерству обороны организаций;
б) повышение профессионального уровня руководителей компаний с государственным участием и подведомственных Министерству обороны организаций, в том числе путем усиления квалификационных требований, развития системы предоставляемых гарантий;
в) усиление мониторинга и расширение форм контроля за управлением военным имуществом и использованием его по назначению, достижением установленных показателей деятельности путем:
построения карты рисков (контрольной среды), разделения функциональных обязанностей между участниками процесса управления военным имуществом, а также внедрения системы автоматического контроля;
контроля ключевых параметров, включая формирование долгосрочного прогноза результатов деятельности, оценки эффективности управления военным имуществом, в том числе с учетом основных финансовых результатов, оценки влияния отдельных направлений на совокупный результат деятельности, а также привязки текущих целей к стратегическим ориентирам.
Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является необходимым условием для обеспечения функций Министерства обороны. Определение и формирование оптимальной системы управления военным имуществом согласно Прилагаемым программным мероприятиям по реализации Концепции управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, позволят не только снизить расходы на содержание военного имущества, не задействованного для реализации функций и стратегических приоритетов Министерства обороны, но и расширить материальную базу коммерческого сектора экономики.
Заместитель Министра обороны |
Р. Цаликов |
______________________________
Далее в тексте настоящей Концепции, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными силами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2013 г.)
Текст документа официально опубликован не был