Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2016 г. N 89-АПГ16-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Думы Мальковского муниципального образования
на решение Тюменского областного суда от 11 марта 2016 года, которым удовлетворён административный иск прокурора Тюменской области об оспаривании решения Думы Мальковского муниципального образования от 30 декабря 2014 года N 98 "Об утверждении концепции генерального плана развития территории Мальковского муниципального образования".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Думы Мальковского муниципального образования Гурьяновой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя главного управления строительства Тюменской области Шауцуковой М.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
30 декабря 2014 года Думой Мальковского муниципального образования принято решение N 98 "Об утверждении концепции генерального плана развития территории Мальковского муниципального образования". Данное решение обнародовано 31 декабря 2014 года на информационных стендах Мальковского муниципального образования и официально опубликовано 3 февраля 2015 года в газете "Красное знамя" N 2.
Пунктом 1 данного решения утверждён генеральный план (концепция) Мальковского муниципального образования, пунктом 2 - главе администрации Мальковского муниципального образования поручено издать в срок до 1 января 2015 года распоряжение о подготовке проекта генерального плана Мальковского муниципального образования.
Прокурор Тюменской области обратился в суд с административным иском о признании указанного решения Думы Мальковского муниципального образования недействующим со дня его принятия, ссылаясь в обоснование заявленного требования на то, что под видом названной концепции в действительности утверждён генеральный план сельского поселения. Между тем при подготовке и утверждении этого генерального плана были допущены нарушения требований статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Тюменского областного суда от 11 марта 2016 года административный иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе Дума Мальковского муниципального образования просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Как видно из Устава Мальковского муниципального образования, утверждённого постановлением Совета депутатов этого муниципального образования от 16 июня 2005 года N 27, данное муниципальное образование является сельским поселением, его территория входит в состав Тюменского муниципального района (пункт 1 статьи 1 и пункт 2 статьи 2 указанного Устава).
Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ, вступившим в силу с 27 мая 2014 года, статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена частями 3 и 4.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Законом Тюменской области от 26 декабря 2014 года N 124 "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Тюменской области", вступившим в силу с 1 января 2015 года, за сельскими поселениями, входящими в состав Тюменского муниципального района, закреплены отдельные вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5 (за исключением проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельских поселений), 6 (за исключением капитального ремонта муниципального жилищного фонда сельских поселений, приобретения и (или) строительства жилых помещений), 7.1, 7.2, 8, 13.1, 15, 18, 22, 26, 31, 33.1, 33.2, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения Мальковского муниципального образования не отнесены с 27 мая 2014 года.
Согласно части 5 статьи 1 Закона Тюменской области от 26 декабря 2014 года N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" полномочия органов местного самоуправления Тюменского муниципального района по подготовке и утверждению документов территориального планирования отнесены к полномочиям органов государственной власти Тюменской области.
Данный Закон вступил в силу с 1 января 2015 года и действует до 31 декабря 2019 года (часть 1 статьи 5 этого Закона).
Решением Думы Мальковского муниципального образования от 10 октября 2014 года N 67 отменено решение Думы Мальковского муниципального образования от 7 июля 2008 года N 40а "Об утверждении генерального плана развития территории Мальковского муниципального образования".
Как видно из изложенного, оспариваемое решение Думы Мальковского муниципального образования принято после 27 мая 2014 года, когда утверждение генеральных планов поселения к вопросам местного значения сельского поселения не было отнесено, и в отсутствие вступившего в силу закона субъекта Российской Федерации, которым, в свою очередь, данный вопрос местного значения за поселениями Тюменского муниципального района закреплён и не был.
При таких обстоятельствах утверждать генеральный план Мальковского муниципального образования Дума Мальковского муниципального образования была не вправе.
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными доводы Думы Мальковского муниципального образования со ссылкой на часть 2 статьи 14.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что оспариваемым решением утверждён не генеральный план сельского поселения, а его концепция, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм законодательства о градостроительной деятельности.
Оценив утверждённый оспариваемым решением проект генерального плана Мальковского муниципального образования (концепция), руководствуясь положениями статей 18 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что по форме и по содержанию данный документ представляет генеральный план.
В отсутствие генерального плана Мальковского муниципального образования, отменённого вышеназванным решением Думы, утверждённая оспариваемым решением концепция вносит в правовое регулирование неопределённость.
В этой связи Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна с выводом суда первой инстанции о том, что такой нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.
Оснований для отмены обжалуемого решения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Думы Мальковского муниципального образования, не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тюменского областного суда от 11 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Мальковского муниципального образования - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2016 г. N 89-АПГ16-6
Текст определения официально опубликован не был