Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2016 г. N 66-АПГ16-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Сибагропромстрой" о признании недействующим в части решения Думы муниципального района Чунского районного муниципального образования Иркутской области от 22 февраля 2012 г. N 127 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории Чунского районного муниципального образования", по апелляционной жалобе Думы муниципального района Чунского районного муниципального образования Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 17 февраля 2016 г., которым заявление акционерного общества "Сибагропромстрой" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Сибагропромстрой" (далее - АО "Сибагропромстрой", общество) обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5 Приложения к решению Думы муниципального района Чунского районного муниципального образования Иркутской области от 22 февраля 2012 г. N 127 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории Чунского районного муниципального образования".
Решением Иркутского областного суда от 17 февраля 2016 г. заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Дума муниципального района Чунского районного муниципального образования Иркутской области обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Иркутской области и АО "Сибагропромстрой" представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Решением Думы муниципального района Чунского районного муниципального образования Иркутской области от 22 февраля 2012 г. N 127 утверждены коэффициенты и проценты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Чунского районного муниципального образования (далее - решение от 22 февраля 2012 г. N 127).
Приложением к решению от 22 февраля 2012 г. N 127 установлены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории Чунского районного муниципального образования.
Пунктом 5 Приложения к решению от 22 февраля 2012 г. N 127 установлен коэффициент, применяемый при определении размера арендной платы за пользование земельным участком с разрешенным использованием "земельные участки, предоставленные под железнодорожными тупиками предприятий" в поселке Чуна, в размере 17,0.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что порядок расчета арендной платы за земельные участки, не соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: р.п. Чунский Чунского района Иркутской области, ул. Болотная, 1 е, площадью 21 540 кв.м, под железнодорожный тупик, и плательщиком арендной платы.
Оспариваемым нормативным правовым актом расчет арендной платы определен как произведение площади земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости, ставки земельного налога и повышающего коэффициента.
Такой повышающий коэффициент "17" установлен в отношении земельных участков, предоставленных под железнодорожные тупики.
Как следует из отзыва на административное исковое заявление, коэффициент "К" используется как корректирующий, характеризующий совместное действие факторов, повышающих арендную плату за земельный участок, и устанавливается в виде набора коэффициентов К_п (К_1 - процент от кадастровой стоимости (1,5), К_2 - учитывающий вид деятельности предприятия (2,47), К_3 - доходность местного бюджета (2,795), К_4 - коэффициент местоположения (1,54), К_5 - инфляция (1,065).
Однако данный коэффициент не может быть признан соответствующим принципу экономической обоснованности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы позволили определить обоснованность расчета коэффициента "17", а также коэффициентов К_1, К_2, К_3, К_4, К_5.
Административным ответчиком определен коэффициент, корректирующий доходность местного бюджета, но не определена доходность земельного участка.
Кроме того, ответчик применял разные обоснования корректирующих коэффициентов при определении арендной платы за использование земельных участков, и не смог пояснить суду, какое из указанных обоснований было принято во внимание Думой муниципального района Чунского районного муниципального образования при принятии оспариваемого решения N 127 от 22 февраля 2012 года.
Произвольно установленный органом местного самоуправления размер коэффициента нарушает права административного истца в связи с необоснованным применением к арендной плате коэффициента за пользование земельным участком, установленного без необходимого экономического обоснования.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обоснование корректирующих коэффициентов в представленной суду редакции не подтверждает соблюдение принципа дифференциации устанавливаемых коэффициентов для каждой категории земельных участков, указанных в Приложении к решению Думы, закономерность и единообразность подходов при установлении размеров коэффициентов.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции ответчика в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Иркутского областного суда от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы муниципального района Чунского районного муниципального образования Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2016 г. N 66-АПГ16-9
Текст определения официально опубликован не был