1. В документации о закупке заказчик должен установить надлежащий порядок оценки заявок.
Заказчиком осуществлена закупка на выполнение работ по модернизации и технической поддержке информационной системы ведения реестров в сфере обязательного медицинского страхования (далее - Закупка).
Заявитель обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
К обращению Заявителя приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и документации о закупке, а также согласие единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заключить контракт на условиях, предусмотренных документацией о закупке, и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 30% (далее - критерий N 1).
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия: 70% (далее - критерий N 2)
Методология оказания работ
В рамках критерия N 2 установлены в том числе показатели:
Проработанность и применимость предложенной методологии для целей оказания непосредственно требуемых работ.
Расчет количества баллов производится в сравнении всех заявок между собой по следующему алгоритму:
Заявке с наиболее (из всех) проработанной и применимой именно для требуемых работ методологией присваивается 100 баллов.
Заявке с описанной но наименее (из всех) проработанной и применимой именно для требуемых Работ методологией присваивается 1 балл.
Заявкам, в которых не описана (не предложена) методология, предназначенная для целей оказания непосредственно требуемых работ - присваивается 0 баллов.
Остальным заявкам присваиваются баллы в диапазоне от 1 до 99 пропорционально проработанности и применимости предложенной методологии для целей оказания непосредственно требуемых работ. При этом заявкам, содержащим более проработанную и применимую (непосредственно предназначенную) методологию именно к требуемым работам присваивается пропорционально (относительно проработанности других заявок) более высокий балл.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок по критерию N 2 не позволяет определить предмет оценки, исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному критерию.
Также в установленном Заявителем порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию N 2 отсутствует установленная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленными сведениями по указанным показателям.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 09.08.2016 г. по делу N Е-906/15/АК698-16)
2. Заказчик не должен устанавливать в документации о закупке требования, ограничивающие количество участников закупки.
Заказчиком осуществлена закупка на право заключения государственного контракта на поставку оборудования для учебно-исследовательского центра промышленных технологий: для создания 3-х мерных моделей (далее - Закупка).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 4 таблицы части III "Описание объекта закупки" документации об Аукционе установлено, что товар должен поставляться новым, не бывшим в эксплуатации, не являющимся выставочным образцом, не прошедшим ремонт, в том числе восстановление потребительских свойств, замену составных частей. Товар должен быть выпущен не ранее 2015 года".
В соответствии с пунктом 6 таблицы части III "Описание объекта закупки" документации об Аукционе установлено, что участник закупки в заявке на участие в Аукционе должен предоставить данные об объекте закупки, в том числе данные о модели и производителе поставляемого оборудования.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования по указанию сведений о модели и производителе поставляемого товара, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя в пункте 5 таблицы части III "Описание объекта закупки" документации об Аукционе неправомерно установлено требование к основному рабочему блоку - программное обеспечение должно быть исключительно Magic, без сопровождения словами "или эквивалент".
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе в редакции от 28.08.2015 в пункте 5 таблицы части III "Описание объекта закупки" установлено требование "к основному рабочему блоку - программное обеспечение Magic", без сопровождения словами "или эквивалент", без указания параметров эквивалентности.
Таким образом, указанные действия Заказчика, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 04.09.2015 внесены изменения в документацию об Аукционе, в соответствии с которыми "к основному рабочему блоку требуется программное обеспечение с открытым кодом типа Magic или эквивалент (автоматический, полуавтоматический (для настройки базовых параметров) и ручной режимы векторизации; для работы с данными САПР, возможности по подготовки задач на выполнение и разбиений STL файлов на слои; поддержка функции Drag-and-drop; векторизация изображений большого масштаба; группировка элементов по цветам; распознавание прозрачного изображения; поддерживает программируемые модули)".
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 10.2 - 10.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
"Ответственность Государственного заказчика:
В случае просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Ответственность Поставщика:
В случае просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Государственный заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере 3 (трех) процентов от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Поставщиком.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Штраф за ненадлежащее исполнение обязательств (в том числе гарантийных) по настоящему контракту устанавливается в размере ________ рублей ___ копеек (______________ рублей ___ копеек), что составляет 10% от цены контракта, указанной в п. 2.4".
В проекте государственного контракта Заказчиком не установлены надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер штрафа, пени в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.08.2016 г. по делу N К-1090/15/АК713-16)
3. В документации о закупке заказчик должен утвердить инструкцию, позволяющую участнику закупки заполнить заявку.
Заказчиком осуществлена закупка на Выполнение строительно-монтажных работ генеральной подрядной организацией и корректировка рабочей документации по объекту: "Строительство с реконструкцией инженерных сооружений берегоукрепления" (далее - Закупка).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе не установлена надлежащим образом инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 18 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" (далее - инструкция) информационной карты документации об Аукционе: "Заявка на участие в электронном аукционе, подготовленная участником закупки, должна быть составлена на русском языке. Входящие в заявку на участие в электронном аукционе документы, оригиналы которых выданы участнику закупки третьими лицами на ином языке, могут быть представлены на этом языке при условии, что к ним будет прилагаться надлежащим образом заверенный перевод на русском языке. В случае противоречия оригинала и перевода преимущество будет иметь перевод.
Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны иметь четко читаемый текст.
Информация, содержащаяся в заявке на участие в электронном аукционе, не должна допускать двусмысленных толкований (разночтений), должна трактоваться однозначно".
Вместе с тем, согласно позиции 1 Технического задания в документации об Аукционе установлены следующие требования к качеству работ, к безопасности, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям муниципального заказчика: "Работы и применяемые материалы должны выполняться в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, утвержденной проектной документации, ГОСТ Р 51256-2011; ГОСТ Р 52289-2004; ГОСТ Р 52398-2005; ГОСТ Р 52748-2007; ГОСТ Р 21.1701-97; ГОСТ Р 52290-2004; ГОСТ Р 52289-2004; ГОСТ Р 52398-2005; ГОСТ 23735-2014; ГОСТ 8736-2014; ГОСТ 5781-82; ГОСТ 8267-93; ГОСТ 7473-2010; ГОСТ 3134-78; ГОСТ 1928-79; ГОСТ 10214-78; ГОСТ 1571-82; ГОСТ 9949-76; ГОСТ 26633-2012; ГОСТ 22266-2013; ГОСТ Р 52664-2010; ГОСТ 19281-2014; ГОСТ Р 51105-97; ГОСТ Р 51866-2002; ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80; ГОСТ 17608-91; ГОСТ 13015-2012; ГОСТ 6727-80; ГОСТ 5631-79; ГОСТ 31416-2009; ГОСТ 28013-98; ГОСТ 9128-2013; ГОСТ 8977-74; ГОСТ 7827-74; ГОСТ 19170-2001; ГОСТ 6617-76; ГОСТ 14771-76; ГОСТ Р ИСО 17659-2009; ГОСТ 7313-75; ГОСТ 25129-82; СП 58.13330.2012; СНиП 33-01-2003; СНиП 2.07.01-89*; СНиП 21-01-97*; СП 118.13330.2012; СНиП 31-06-2009; ВСН 19-89; ГОСТ 380-2005; постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844, ТУ и иных нормативно-технических документов, утвержденных и рекомендованных к применению Росстроем Российской Федерации".
При этом требования к техническим характеристикам материалов, используемых при выполнении работ по объекту, указаны в документации об Аукционе без указания на соответствующие ссылки ГОСТ, так например: позиция "Устройство шапочного бруса из монолитного железобетона" содержит следующие характеристики материала "Арматура класса А-III" - "Сталь по ГОСТу".
Таким образом, Комиссией установлено, что документация об Аукционе содержит ссылки на ГОСТы которыми необходимо руководствоваться участникам закупки при подаче заявки на участие в Аукционе. Вместе с тем, Заказчиком не установлено какой именно ГОСТ соответствует товару, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным сопоставлять ГОСТ к товару при заполнении заявки на участие в Аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Специализированной организации надлежащим образом не установлены требования к показателям соответствия товаров, используемых при выполнении работ потребностям Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Таким образом, действия Заказчика, Специализированной организации нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 11.08.2016 г. по делу N К-1162/15/АК633-16)
4. В документации о закупке заказчик должен ссылаться на актуальные нормативные акты.
Заказчиком осуществлена закупка на оказание услуг по санитарному содержанию внутренних помещений и прилегающей территории военных городков для нужд федерального государственного бюджетного учреждения (далее - Закупка).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заказчиком в документации о Закупке установлено требование о соответствии ГОСТу, который утратил силу, а именно в пункте 4.8 Технического задания документации о Закупке дана ссылка на ГОСТ Р 51870-2002, который в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. N 1554-ст ГОСТ Р 51870-2002 который# утратил силу.
Кроме того, в нарушение части 6 статьи 31, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 5.3 Технического задания документации о Закупке установлено требование о наличии трудовых ресурсов, а именно "5.3 При наборе персонала при прочих равных условиях Исполнитель отдает приоритет персоналу, уже работавшему в ФГБУ "Военный санаторий "Крым" Минобороны России".
Также, в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в документации о Закупке не установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных при цене заключенного контракта ниже 3 млн. рублей.
Кроме того, в нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о Закупке не содержит положений о том, что участник Закупки не должен являться офшорной компанией.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.08.2016 г. по делу N К-1241/15/АК649-16)
5. Заказчик не вправе установить требование о предоставлении в составе заявки лицензии, не связанной с исполнением обязательств по предмету контракта.
Заказчиком осуществлена закупка на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту в помещениях административного здания (далее - Закупка).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 26 раздела "Информационная карта" документации об Аукционе, к участником закупки предъявляется, в том числе, следующее требование: "наличие действующей лицензии ФСБ России на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну".
Между тем, объектом закупки является выполнение работ по выборочному капитальному ремонту в помещениях административного здания Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в том числе не требующих наличия указанной лицензии.
При этом, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено излишнее требование к составу заявки участника Аукциона в части предоставления лицензии ФСБ России на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 08.08.2016 г. по делу N К-1346/15/АК675-16)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики применения КоАП РФ в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.
Отмечается, что в документации о закупке заказчик должен определить надлежащий порядок оценки заявок. В то же время нельзя устанавливать требования, ограничивающие количество участников закупки, а также требование о предоставлении в составе заявки лицензии, не связанной с исполнением обязательств по предмету контракта
В документации о закупке заказчик должен утвердить инструкцию, позволяющую участнику закупки заполнить заявку.
Кроме того, в документации о закупке важно ссылаться на актуальные нормативные акты.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.