Определение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2016 г. N 310-КГ16-632
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Брянской области (г. Брянск, далее - инспекция) на определение Арбитражного суда Брянской области от 11.06.2015 по делу N А09-6995/2015, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.11.2015 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (г. Брянск, далее - общество) о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия по отказу в выдаче лицензии, установил:
общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области о признании недействительным уведомления инспекции от 30.04.2015 N 2-2323/2 об отказе обществу в предоставлении лицензии, его отмене; признании недействительным протокола от 24.04.2015 N 6 заседания Лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензионная комиссия) в части отказа в выдаче лицензии (п. 1.17 протокола), его отмене.
При подаче заявления общество заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемых уведомления и протокола. В обоснование необходимости принятия обеспечительных мер общество сослалось на то, что поскольку заявлены требования о признании недействительными и отмене уведомления инспекции и протокола лицензионной комиссии в части отказа в выдаче лицензии, то расторжение собственниками многоквартирных домов, обслуживаемых обществом, договоров на их управление и избрание новой управляющей компании может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта в случае удовлетворения заявленных требований, а также причинит значительный ущерб заявителю.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило требования и просило признать недействительными решения лицензионной комиссии, оформленного протоколом от 24.04.2015 N 6 (пункт 1.17), об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и приказа инспекции от 30.04.2015 N 91 об отказе в предоставлении лицензии, и обязании инспекции рассмотреть вопрос о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами обществу на основании заявления от 31.03.2015.
В связи с тем, что лицензионная комиссия не является юридическим лицом по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Правительство Брянской области.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 11.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20.11.2015, заявление общества удовлетворено.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также на нарушение оспариваемыми судебными актами его прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования судами норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив по материалам истребованного дела изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба по изложенным в ней доводам может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Суды при разрешении вопроса об обеспечении заявления общества исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). В рассматриваемом случае таким лицом выступил временный управляющий.
Как разъяснено в пунктах 4, 9, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", арбитражный суд принимает меры для обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального либо нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
Рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением (пункт 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер").
Установив, что заявленная обеспечительная мера связана с предметом рассматриваемого требования и обеспечит защиту имущественных интересов общества, не нарушая при этом баланс частных и публичных интересов, суды, руководствуясь положениями статей 90, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", приостановили действия оспариваемых актов инспекции и лицензионной комиссии.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств.
Существенных нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
в передаче кассационной жалобы государственной жилищной инспекции Брянской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Попов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2016 г. N 310-КГ16-632 по делу N А09-6995/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3984/15
24.10.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3176/16
07.04.2016 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-6995/15
21.01.2016 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8284/15
20.11.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3984/15
26.08.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4171/15