Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 февраля 2015 г. N 03-02-07/2/7313
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено предложение об установлении внесудебного порядка взыскания с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, недоимки и задолженности по пеням и штрафам и сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится на основании вступившего в законную силу судебного акта и в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей. К подаваемому в суд заявлению о взыскании указанных платежей согласно пункту 3 статьи 48 Кодекса налоговый орган может прилагать ходатайство о наложении ареста на имущество ответчика.
В целях упрощения налогового администрирования Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ увеличена пороговая сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам до 3000 рублей, учитываемая при взыскании указанных платежей с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются не только правила Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения), но и особенности налогового администрирования. Кроме того, в отличие от других физических лиц индивидуальным предпринимателям для осуществления предпринимательской деятельности открываются специальные счета в банках, используемые ими в предпринимательской деятельности. С указанных счетов производится списание сумм налогов, сборов, пеней, штрафов на основании решений налоговых органов о взыскании таких платежей.
Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно отмечалось, что различие в способах приведения в действие механизмов судебной защиты права собственности применительно к юридическим лицам (последующий судебный контроль) и к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (предварительный судебный контроль), обусловлено не формой собственности, а особенностями юридического лица как субъекта налогового обязательства.
Наделение налогового органа полномочиями действовать властно - обязывающим образом при бесспорном взыскании налоговых платежей правомерно в той степени, в какой такие действия, во-первых, остаются в рамках именно налоговых имущественных отношений, а не приобретают характер гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций, и, во-вторых, не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина.
Из приведенной в рассматриваемом письме статистической информации о взысканных с физических лиц судебными приставами-исполнителями суммах задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании судебных актов не следует, что низкий уровень взыскания указанной задолженности является следствием внесения изменений в федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве", предусматривающих ограничение на применение ареста имущества должника.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным сохранить действующий порядок взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, обеспечивающий предварительный судебный контроль для защиты их права собственности на имущество при реализации налоговыми органами полномочий по взысканию указанных платежей.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России выступает за сохранение действующего порядка взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов с физлиц, не являющихся ИП. Он обеспечивает предварительный судебный контроль для защиты их права собственности на имущество при реализации налоговыми органами полномочий по взысканию указанных платежей.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 февраля 2015 г. N 03-02-07/2/7313
Текст письма официально опубликован не был