Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 ноября 2015 г. N 03-02-08/65657
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение, которое не содержит конкретной информации, необходимой для подготовки ответа по существу, в том числе о применении в отношении физического лица пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) или 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и сообщает следующее.
1. Пунктом 2 статьи 119 Кодекса предусмотрена ответственность за непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" сторонами договора инвестиционного товарищества могут быть коммерческие организации, а также в случаях, установленных федеральным законом, некоммерческие организации постольку, поскольку осуществление инвестиционной деятельности служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Физические лица не могут являться сторонами договора инвестиционного товарищества.
За непредставление налогоплательщиком (организацией или физическим лицом) в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган применяется ответственность, установленная пунктом 1 статьи 119 Кодекса.
Статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение должностным лицом установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 этого Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Под должностным лицом в указанном Кодексе понимается, в частности, лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
2. На основании пункта 4 статьи 108 Кодекса привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 44 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Внесение записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является основанием прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога или ограничением для проведения в отношении этого лица выездной налоговой проверки, в частности, за период осуществления им предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 89 Кодекса в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено статьей 89 Кодекса.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Кодекса).
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 69 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу решения налогового органа, принятого по результатам этой проверки.
Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) при его обжаловании в апелляционном порядке регулируется статьей 101.2 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 48 Кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Пунктом 2 статьи 48 Кодекса установлено, что, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, Кодексом предоставляется налогоплательщику возможность ознакомления с материалами проверки до принятия решения налоговым органом по результатам этой проверки, а также представления в налоговый орган имеющихся у налогоплательщика документов, обосновывающих его возражения.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен ряд вопросов о применении в отношении физлица административной ответственности за нарушение налогового законодательства.
Так, управляющий товарищ отвечает за непредставление расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает от ответственности ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований.
В случае неисполнения физлицом, не являющимся ИП, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании платежей в т ч. за счет имущества, средств в банках.
Кодексом предоставляется налогоплательщику возможность ознакомления с материалами проверки до принятия решения налоговым органом по результатам этой проверки, а также представления в налоговый орган имеющихся у налогоплательщика документов, обосновывающих его возражения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 ноября 2015 г. N 03-02-08/65657
Текст письма официально опубликован не был