В соответствии с поручением по вопросу о реализации в полном объеме права обучающихся на изучение русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации Минобрнауки России докладывает.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) гражданам гарантировано право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.
Реализация прав граждан на получение образования на родном языке и изучение языков из числа языков народов России обеспечиваются созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования.
Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС).
В ФГОС общего образования выделены самостоятельные предметные области "Родной язык и родная литература" и "Русский язык и литература" (приказы Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576 [зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936], от 31 декабря 2015 г. N 1577 [зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937], от 31 декабря 2015 г. N 1578 [зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020]).
В настоящее время Минобрнауки России созданы рабочие группы для подготовки изменений в ФГОС общего образования в части детализации требований к предметным результатам освоения основных образовательных программ по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" ("Литературное чтение") на уровнях начального общего и среднего общего образования, "Родной язык" и "Родная литература" ("Литературное чтение на родном языке") на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Предложения, сформированные рабочими группами, будут рассмотрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (далее - федеральное УМО по общему образованию) в сентябре 2016 года.
По итогам обсуждения федеральным УМО по общему образованию до конца 2016 года в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 и от 5 августа 2013 г. N 661 будут подготовлены и утверждены приказами Минобрнауки России изменения в ФГОС общего образования.
Минобрнауки России организована консультационная помощь субъектам Российской Федерации по вопросам включения учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - федеральный перечень учебников), в соответствии с порядком формирования федерального перечня учебников (утвержден приказом Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. N 1047).
За три года количество учебников по изучению родных языков из числа языков народов Российской Федерации, включенных в федеральный перечень учебников, значительно увеличилось. В федеральные перечни учебников на 2013/2014 учебный год были включены учебники по хакасскому языку и литературе (4). В настоящее время в федеральный перечень учебников включены учебники алтайского (4), башкирского (5), татарского (41), хакасского (5) и чеченского (4) языков, а также учебники алтайской (3), башкирской (4), татарской (23), хакасской (5) и якутской литературы (4).
Минобрнауки России в целях обеспечения сохранения, развития и использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, языков из числа языков народов Российской Федерации проводится мониторинг правоприменительной практики субъектов Российской федерации по реализации языковой политики (далее - мониторинг).
По результатам проведенного во втором квартале 2016 г. мониторинга установлено, что в настоящее время в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации зарегистрировано 1190 нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам реализации языковой политики, из них каждый четвертый непосредственно регулирует вопросы сохранения, развития и использования государственных языков республик Российской Федерации, языков из числа языков народов Российской Федерации.
В рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий в области языковой политики в сфере образования органами государственной власти субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регулирующие вопросы защиты и гарантий прав граждан Российской Федерации на свободный выбор языка общения, воспитания и обучения, а также содействия гражданам в реализации их права на изучение и получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации.
Также в соответствии с ФГОС общего образования учебные предметы "Русский язык" и "Литература" являются обязательными для изучения на всех уровнях общего образования.
Рабочей группой под руководством председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Нарышкина С.Е. разработана Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 637-р), в которой определены подходы к изучению русского языка в образовательных организациях с учетом основных положений историко-культурного стандарта.
Минобрнауки России совместно с Российской академией образования, профессионально-общественными объединениями учителей русского языка и литературы, образовательными организациями высшего образования разработан план реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации с учетом предложений, поступивших от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Докладывается в порядке исполнения поручения.
Министр |
Д.В. Ливанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2016 г. N МОН-П-3154 "О реализации права на изучение языков"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", октябрь 2016 г., N 19