Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 59-КГ16-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 сентября 2016 г. гражданское дело
по иску Рейнт Н.П.
к Министерству социальной защиты населения Амурской области, Государственному казённому учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району, Министерству транспорта и строительства Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
о признании права на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, обязании включить в списки граждан - получателей мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья
по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области Бойко М.В.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 ноября 2015 г., которым решение суда первой инстанции отменено частично и в отменённой части принято новое решение об удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Калиновой К.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Рейнт Н.П. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области, Государственному казённому учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району, Министерству транспорта и строительства Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании права на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, обязании включить в списки граждан - получателей мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья.
В обоснование заявленных требований Рейнт Н.П. указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., совместно с ней в квартире постоянно проживают её сын Рейнт Е.И., супруга сына Рейнт Н.Н. и их дети Рейнт Ю.Е., Рейнт Александр Е., Рейнт К.Е., Рейнт Артур Е.
В результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. на территории Амурской области, двухквартирный жилой дом 1, расположенный в с. Новопетровка Благовещенского района Амурской области, попал в зону затопления.
Межведомственной комиссией Благовещенского района на протяжении 2014-2015 годов неоднократно проводились обследования принадлежащей Рейнт Н.П. квартиры. Так, по заключениям указанной комиссии от 16 мая 2014 г. N 254, от 1 октября 2014 г. N 285 и от 17 ноября 2014 г. N 300 принадлежащее Рейнт Н.П. жилое помещение нуждается в капитальном ремонте с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 11 февраля 2015 г., вступившим в законную силу 18 марта 2015 г., исковые требования Рейнт Н.П. к администрации Благовещенского района Амурской области о признании недействительными акта и заключения межведомственной комиссии от 17 ноября 2014 г. N 300, возложении обязанности по повторному проведению комиссионного обследования жилого помещения, расположенного по адресу: ..., удовлетворены.
Для определения причин образования дефектов указанного жилого помещения Рейнт Н.П. неоднократно обращалась к независимому эксперту ООО "Базис", по заключению которого от 27 октября 2014 г. общее техническое состояние жилого дома является аварийным, в качестве причин возникших деформаций, повреждений и разрушений конструкций дома указаны физический износ конструкций (ветхость) в силу возраста здания и воздействие природно-климатических факторов, в частности подтопление участка с домом.
В соответствии с заключением ООО "Базис" от 5 августа 2015 г., составленным по результатам обследования этого же жилого помещения, общее техническое состояние дома является аварийным, в качестве причины возникших деформаций, повреждений и разрушений конструкций дома указано воздействие природно-климатических факторов, в частности подтопление участка с домом в августе - сентябре 2013 г.
На основании акта и заключения межведомственной комиссии Благовещенского района от 7 августа 2015 г. N 334 двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу, квартира 2 в данном доме - непригодной для проживания.
13 августа 2015 г. Рейнт Н.П. обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, однако на момент обращения 31 августа 2015 г. в суд с настоящим иском ответа на своё заявление не получила.
Рейнт Н.П. считает, что имеет право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку она проживает в жилом помещении, признанном непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г., другого жилья не имеет.
Представители ответчиков в суде иск не признали.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 24 сентября 2015 г. в удовлетворении исковых требований Рейнт Н.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 ноября 2015 г. решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Рейнт Н.П. к Министерству социальной защиты населения Амурской области отменено, по делу в этой части принято новое решение, которым за Рейнт Н.П. признано право на предоставление ей как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. На Министерство социальной защиты населения Амурской области возложена обязанность включить Рейнт Н.П. в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. С Министерства социальной защиты населения Амурской области в пользу Рейнт Н.П. взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины и оплату услуг представителя. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области Бойко М.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения, как незаконного, и оставления в силе решения суда первой инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации 22 апреля 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 3 августа 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец и представители ответчиков - Министерства социальной защиты населения Амурской области, Государственного казённого учреждения Амурской области - Управления социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району, Министерства транспорта и строительства Амурской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 ноября 2015 г.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения на территории Амурской области в августе - сентябре 2013 г. принадлежащее Рейнт Н.П. на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ... попало в зону затопления.
Рейнт Н.П. была признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в июле - августе 2013 г. в Амурской области, и ей оказана финансовая помощь за счёт дотаций и резервного фонда Правительства Российской Федерации в общей сумме 100 000 руб., а также выплачена единовременная материальная помощь в размере 10 000 руб.
Межведомственной комиссией администрации Благовещенского района Амурской области на протяжении 2014-2015 годов неоднократно проводились обследования жилого помещения, расположенного по адресу: ... По заключениям указанной комиссии от 16 мая 2014 г. N 254, от 1 октября 2014 г. N 285 и от 17 ноября 2014 г. N 300 принадлежащее Рейнт Н.П. жилое помещение нуждается в капитальном ремонте с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 11 февраля 2015 г., вступившим в законную силу 18 марта 2015 г., исковые требования Рейнт Н.П. к администрации Благовещенского района Амурской области о признании недействительными акта и заключения межведомственной комиссии от 17 ноября 2014 г. N 300 и возложении обязанности по повторному проведению комиссионного обследования жилого помещения, расположенного по адресу: ... удовлетворены.
Для определения причин образования дефектов указанного жилого помещения Рейнт Н.П. неоднократно обращалась в экспертную организацию ООО "Базис".
По результатам проведённого 27 октября 2014 г. обследования принадлежащего Рейнт Н.П. жилого помещения ООО "Базис" составлено заключение, из которого следует, что общее техническое состояние жилого дома является аварийным. В качестве причин возникших деформаций, повреждений и разрушений конструкций дома указаны физический износ конструкций (ветхость) в силу возраста здания и воздействие природно-климатических факторов, в частности подтопление участка с домом.
В соответствии с заключением ООО "Базис", составленным по результатам обследования этого же дома, от 5 августа 2015 г. общее техническое состояние жилого дома признано аварийным, в качестве причин возникших дефектов, повреждений и разрушений конструкций дома указано воздействие природно-климатических факторов, в частности подтопление участка с домом в августе - сентябре 2013 г.
На основании акта и заключения межведомственной комиссии администрации Благовещенского района от 7 августа 2015 г. N 334 двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу, квартира 2 в данном доме - непригодной для проживания.
13 августа 2015 г. Рейнт Н.П. обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на строительство или приобретения жилья в связи с наводнением, имевшем место в августе - сентябре 2013 г.
4 сентября 2015 г. на указанное обращение Министерством социальной защиты населения Амурской области был дан ответ о том, что оснований для рассмотрения вопроса о предоставлении Рейнт Н.П. меры социальной поддержки по обеспечению жильём как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации на территории Амурской области в августе - сентябре 2013 г. не имеется, так как не установлена причинно-следственная связь между последствиями чрезвычайной ситуации и повреждениями жилого помещения, указанными в заключении межведомственной комиссии.
Разрешая спор и отказывая Рейнт Н.П. в удовлетворении исковых требований о признании за ней права на меры социальной поддержки в связи с повреждением жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, суд первой инстанции исходил из отсутствия надлежащих доказательств того, что занимаемое истцом жилое помещение стало непригодным для проживания именно в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в августе - сентябре 2013 г.
При этом суд указал, что представленные Рейнт Н.П. в качестве доказательств заключения ООО "Базис" не позволяют сделать однозначный вывод о том, что выявленные повреждения жилого дома были вызваны чрезвычайной ситуацией - наводнением, произошедшим на территории Амурской области в августе - сентябре 2013 г., поскольку причиной повреждений и разрушений дома явился как физический износ конструкций (ветхость) в силу возраста здания (1976 год подстройки), так и воздействие природно-климатических факторов, в частности подтопление участка с домом.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа Рейнт Н.П. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству социальной защиты населения Амурской области, и возлагая на данного ответчика обязанность включить Рейнт Н.П. в соответствующий список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г., суд апелляционной инстанции, сославшись на то, что конкретные обстоятельства возникновения повреждений, повлёкших непригодность жилого помещения для проживания, могут быть установлены на основании любых относимых и допустимых доказательствах, и основываясь на заключениях ООО "Базис" и справке администрации Новопетровского сельсовета Благовещенского района Амурской области от 10 ноября 2014 г. N 744 о подтоплении квартиры истца, пришёл к выводу о том, что Рейнт Н.П. обладает правом на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку постоянно проживала в жилом помещении, признанном в результате наводнения непригодным для проживания, и иного жилья, пригодного для проживания, не имеет. При этом суд апелляционной инстанции полагал, что предусмотренная Рейнт Н.П. выплата подлежит осуществлению именно за счёт средств иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. По мнению суда апелляционной инстанции, то обстоятельство, что на момент обращения Рейнт Н.П. 13 августа 2015 г. за предоставлением мер социальной поддержки Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утверждённые постановлением Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520, регулирующие порядок и условия предоставления социальной выплаты, утратили силу, правового значения не имеет, так как правоотношения по поводу получения истцом мер социальной поддержки возникли в 2014 году, когда её квартира была признана нуждающейся в капитальном ремонте, впоследствии пришла в негодность, при этом Рейнт Н.П. предпринимались все необходимые меры, в том числе в судебном порядке, по установлению действительного состояния её жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
В соответствии с подпунктом "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
Подпунктом "д" пункта 2 названного Указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях перечисленных выше субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в этих субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Во исполнение Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. приняло постановление N 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее - постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 923), которым в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. (приложение N 11.1 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы).
Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих Правил, и согласно распределению, приведённому в приложении N 4 к данной Программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г.).
Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г.).
Из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г. на территории Амурской области, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекта - Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693, постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета. При этом наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 923 Правительство Амурской области приняло постановление от 28 октября 2013 г. N 520, пунктом 1 которого были утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья.
Согласно пункту 1 раздела I этих Правил они предусматривали условия и порядок предоставления гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта.
Из раздела II указанных Правил следует, что на территории Амурской области органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. на территории Амурской области, является Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Право на получение мер социальной поддержки имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (абзац первый пункта 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья (в редакции постановления Правительства Амурской области от 10 февраля 2014 г. N 57).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 раздела II названных Правил для получения социальной выплаты гражданин - собственник утраченного жилья совместно с заявлением о предоставлении социальной выплаты в том числе представляет в управление социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации).
В силу приведённых положений Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья одним из обязательных условий возникновения у таких граждан права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного является признание уполномоченным органом занимаемого этими гражданами жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу именно в результате чрезвычайной ситуации.
Данное обстоятельство, имеющие значение для разрешения дела, могло быть подтверждено документом, на который прямо указано в подпункте "б" пункта 4 раздела II Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, а именно заключением межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации).
Однако суд апелляционной инстанции в нарушение положений статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания и не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, посчитал установленным факт повреждения в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в отсутствие в материалах дела допустимого доказательства (заключения межведомственной комиссии органа местного самоуправления, содержащего вывод о том, что жилое помещение повреждено (утрачено) в результате чрезвычайной ситуации), которым согласно подлежащим применению к спорным отношениям сторон нормативным актам должен быть подтверждён такой факт.
Вывод суда апелляционной инстанции, основанный на том, что конкретные обстоятельства возникновения повреждений жилого помещения, повлёкших его непригодность для проживания вследствие чрезвычайной ситуации, могут быть установлены на основании любых относимых и допустимых доказательств, представленных сторонами (в частности, актов обследования жилого дома, технического заключения ООО "Базис", справки Новопетровского сельсовета от 10 ноября 2014 г. о подтоплении квартиры Рейнт Н.П., получения Рейнт Н.П. единовременной материальной помощи), противоречит приведённым выше нормам материального права и требованиям процессуального закона.
Является ошибочным и вывод суда апелляционной инстанции о том, что право Рейнт Н.П. на предоставление мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья может быть реализовано за счёт средств иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что в связи с завершением в 2014 году мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, а также гражданам, являющимся собственниками или нанимателями жилых помещений, повреждённых в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г., Правительством Амурской области принято постановление от 25 декабря 2014 г. N 776, которым признано утратившим силу с 1 января 2015 г. постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья".
Таким образом, с 1 января 2015 г. в Амурской области отсутствует утверждённый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения.
Поскольку обращение Рейнт Н.П. 13 августа 2015 г. в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации имело место после 1 января 2015 г., то есть после отмены нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Амурской области), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, и, соответственно, после окончания финансирования таких мероприятий из федерального бюджета, то у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для признания за Рейнт Н.П. права на предоставление меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что действие норм утратившего силу с 1 января 2015 г. постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 распространялось на Рейнт Н.П., поскольку правоотношения, связанные с получением мер социальной поддержки ввиду повреждения её жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникли в 2014 году, когда её квартира была признана нуждающейся в капитальном ремонте, впоследствии пришла в непригодное для проживания состояние, а Рейнт Н.П. предпринимались меры в судебном порядке к устранению препятствий к предоставлению выплаты, в том числе к установлению действительного состояния её жилого помещения, основаны на ошибочном толковании норм как федерального, так и регионального законодательства, подлежащих применению к спорным отношениям, и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Спорные отношения сторон в данном случае возникли в связи с обращением Рейнт Н.П. в Министерство социальной защиты населения Амурской области по вопросу предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, которое имело место уже после 1 января 2015 г., то есть после прекращения действия постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы и Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 в отсутствие установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (в данном случае Амурской области) порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Помимо этого, согласно приложению N 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г., осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось.
Действующей в настоящее время федеральной целевой программой "Жилище" на 2015-2020 годы (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889, от 25 мая 2016 г. N 464, от 26 мая 2016 г. N 466) финансирование мероприятий по такому направлению также не предусмотрено, и положений об оказании какой- либо помощи из федерального бюджета (в том числе путём предоставления на эти цели региональным бюджетам иных межбюджетных трансфертов) гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г., в федеральной целевой программе не содержится.
Приложение N 11.1 к Программе, ранее утвердившее Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краёв, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в указанной выше редакции федеральной целевой программы "Жилище" отсутствует.
Таким образом, в связи с прекращением с 1 января 2015 г. действия постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья", то есть нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, у суда апелляционной инстанции не имелось также оснований и для возложения на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности по включению Рейнт Н.П. в списки пострадавших граждан для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета, поскольку полномочиями по принятию решений о предоставлении (отказе в предоставлении) гражданам таких выплат Министерство было наделено именно в соответствии с названным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
С учётом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 ноября 2015 г. нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с нормами закона и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 ноября 2015 г. отменить.
Решение Благовещенского районного суда Амурской области от 24 сентября 2015 г. оставить в силе.
Председательствующий |
Фролкина С.В. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 59-КГ16-8
Текст определения официально опубликован не был