Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 59-КГ16-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 сентября 2016 г. гражданское дело по иску Ерёминой А.В. к Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации за счёт средств федерального бюджета, включении в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья
по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области Терешонок Е.Ф. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 13 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 января 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Калиновой К.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Ерёмина А.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации за счёт средств федерального бюджета, возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Амурской области включить в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
В обоснование заявленных требований Ерёмина А.В. указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...
Решением Серышевского районного суда Амурской области от 14 октября 2014 г. указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.
4 декабря 2014 г. Ерёмина А.В. обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации с учётом члена семьи - бывшего супруга Ерёмина В.А. 18 декабря 2014 г. комиссией было принято решение об отказе в предоставлении социальной выплаты по мотиву непредставления документов, подтверждающих родственные отношения между Ерёминым В.А. и истцом.
Решением Серышевского районного суда Амурской области от 4 февраля 2015 г. Ерёмин В.А. признан членом семьи Ерёминой А.В.
Собрав все необходимые документы, она повторно обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации. 5 марта 2015 г. в предоставлении социальной выплаты было отказано со ссылкой на утрату с 1 января 2015 г. законной силы нормативно-правового акта, регламентирующего условия и порядок предоставления спорной социальной выплаты.
Ерёмина А.В. полагала, что первоначальное обращение в Министерство социальной защиты населения Амурской области за указанной выплатой имело место 4 декабря 2014 г., то есть в период действия Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, утверждённых постановлением Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 (далее - также Правила N 520, постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520), на основании которых Министерство социальной защиты населения Амурской области было наделено государственными полномочиями по рассмотрению заявлений граждан и осуществлению пострадавшим компенсационных выплат.
В результате необоснованного отказа комиссией 18 декабря 2014 г. Ерёминой А.В. и члену её семьи в предоставлении спорной выплаты Министерство социальной защиты населения Амурской области допустило нарушение её права на компенсацию ущерба, причинённого имуществу в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем истец просила (с учётом уточнения предмета иска в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) признать за ней (Ерёминой А.В.) право на предоставление мер социальной поддержки на строительство (приобретение) жилья в связи с утратой жилого помещения за счёт средств федерального бюджета, обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить её в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
Представители ответчиков в суде иск не признали.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 13 ноября 2015 г. исковые требования удовлетворены. За Ерёминой А.В. признано право на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: ..., за счёт средств федерального бюджета. На Министерство социальной защиты населения Амурской области возложена обязанность включить Ерёмину А.В. в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: ..., за счёт средств федерального бюджета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 января 2016 г. решение суда оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области Терешонок Е.Ф. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных, и принятия нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 28 июля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец и представители ответчиков - Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения на территории Амурской области в августе-сентябре 2013 года принадлежащее Ерёминой А.В. на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ..., попало в зону затопления.
Заключением межведомственной комиссии от 26 сентября 2014 г. N 37 данное жилое помещение признано требующим капитального ремонта.
Вступившим в законную силу решением Серышевского районного суда Амурской области от 14 октября 2014 г. указанное заключение межведомственной комиссии признано незаконным, а жилое помещение по адресу: ... - непригодным для постоянного проживания, на администрацию Серышевского района Амурской области возложена обязанность включить Ерёмину А.В. в список лиц на получение сертификата, выдаваемого гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий.
4 декабря 2014 г. Ерёмина А.В. обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья ей и члену её семьи - сожителю Ерёмину В.А.
Решением комиссии по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья Министерства социальной защиты населения Амурской области от 18 декабря 2014 г. Ерёминой А.В. отказано в предоставлении указанной социальной выплаты по причине непредставления документов, подтверждающих родственные отношения между ней и Ерёминым В.А.
Решением Серышевского районного суда Амурской области от 4 февраля 2015 г. Ерёмин В.А. признан членом семьи Ерёминой А.В.
12 февраля 2015 г. Ерёмина А.В. обратилась с заявлением в Министерство социальной защиты населения Амурской области о выдаче сертификата на приобретение жилого помещения на двух членов семьи, указав, что решением Серышевского районного суда Амурской области от 4 февраля 2015 г. Ерёмин В.А. признан членом её семьи.
В ответ на указанное обращение Министерством социальной защиты населения Амурской области в адрес Ерёминой А.В. было направлено письмо от 5 марта 2015 г. N 06-403, в котором сообщалось об отсутствии правовых оснований для рассмотрения поступившего заявления ввиду того, что Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" (далее - также Указ Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693) в полном объёме реализован в течение 2013-2014 годов, а постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 с 1 января 2015 г. утратило силу, в связи с чем министерство неправомочно рассматривать документы и выносить решение о предоставлении (отказе в предоставлении) гражданам мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на цели строительства (приобретения) жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ерёминой А.В., суд первой инстанции исходил из того, что на момент объявления в Амурской области чрезвычайной ситуации Ерёмина А.В. постоянно проживала в жилом помещении, признанном в результате наводнения непригодным для проживания, и иного жилья, пригодного для проживания, не имеет, первоначальное её обращение за предоставлением мер социальной поддержки имело место 14 декабря 2014 г., в связи с чем пришёл к выводу о том, что Ерёмина А.В. вправе получить социальную выплату на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета, возложив при этом обязанность по включению истца в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета на Министерство социальной защиты населения Амурской области.
С данным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав на то, что правоотношения по предоставлению Ерёминой А.В. мер социальной поддержки в связи с повреждением её жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации возникли в 2014 году, когда дом был признан непригодным для проживания, а истцом предпринимались меры в судебном порядке по устранению препятствий к предоставлению выплаты, по установлению юридического факта родственных отношений с Ерёминым В.А., то есть в тот момент, когда постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 являлось действующим и Министерство социальной защиты населения Амурской области было наделено государственными полномочиями по рассмотрению заявлений граждан и осуществлению пострадавшим компенсационных выплат.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
В соответствии с подпунктом "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
Подпунктом "д" пункта 2 названного указа в связи с крупномасштабным наводнением на данных территориях перечисленных выше субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в этих субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Во исполнение Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. приняло постановление N 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее - постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 923), которым в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года (приложение N 11.1 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы).
Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведённому в приложении N 4 к данной программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года).
Из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекта - Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693, постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета. При этом наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 923 Правительство Амурской области приняло постановление от 28 октября 2013 г. N 520, пунктом 1 которого были утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья.
Согласно пункту 1 раздела I этих правил они предусматривали условия и порядок предоставления гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта.
Право на получение мер социальной поддержки имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (абзац первый пункта 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья) (в редакции постановления Правительства Амурской области от 10 февраля 2014 г. N 57).
Из раздела II указанных правил следует, что на территории Амурской области органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, является Министерство социальной защиты населения Амурской области.
В связи с завершением в 2014 году мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, а также гражданам, являющимся собственниками или нанимателями повреждённых жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, Правительством Амурской области принято постановление от 25 декабря 2014 г. N 776, которым признано утратившим силу с 1 января 2015 г. постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья".
Таким образом, с 1 января 2015 г. в Амурской области отсутствует утверждённый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения.
Поскольку обращение Ерёминой А.В. 12 февраля 2015 г. в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении её семье с учётом признания решением Серышевского районного суда Амурской области от 4 февраля 2015 г. Ерёмина В.А. членом её семьи меры социальной поддержки в форме социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации имело место после 1 января 2015 г., то есть после отмены нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Амурской области), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения и, соответственно, после окончания финансирования таких мероприятий из федерального бюджета, то у суда не имелось правовых оснований для признания за Ерёминой А.В. права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения за счёт средств федерального бюджета.
Выводы суда о том, что действие норм утратившего силу с 1 января 2015 г. постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 распространялось на Ерёмину А.В., поскольку правоотношения, связанные с получением мер социальной поддержки ввиду повреждения её жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации возникли в 2014 году, когда дом был признан непригодным для проживания, а Ерёминой А.В. предпринимались меры в судебном порядке по устранению препятствий к предоставлению социальной выплаты и установлению юридического факта родственных отношений с Ерёминым В.А., основаны на ошибочном толковании норм как федерального, так и регионального законодательства, подлежащих применению к спорным отношениям, и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В данном случае спорные отношения возникли в связи с обращением Ерёминой А.В. в Министерство социальной защиты населения Амурской области по вопросу предоставления ей и признанному членом её семьи в судебном порядке Ерёмину В.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, которое имело место уже после 1 января 2015 г., то есть после прекращения действия постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520.
Судами не учтено, что утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы и Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 в отсутствие установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (в данном случае Амурской области) порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Помимо этого, согласно приложению N 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось. Действующей в настоящее время федеральной целевой программой "Жилище" на 2015-2020 годы (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889, от 25 мая 2016 г. N 464, от 26 мая 2016 г. N 466) финансирование мероприятий по такому направлению также не предусмотрено.
Вывод суда о том, Ерёмина А.В. имеет право на получение мер социальной поддержки в виде получения социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку её первоначальное обращение за получением такой выплаты имело место 4 декабря 2014 г., то есть в период действия постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520, основан на ошибочном толковании норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам.
Как указывалось выше, механизм предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья ранее был урегулирован Правилами предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утверждёнными постановлением Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520. По смыслу пункта 5 раздела I, пункта 4 раздела II Правил, для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья граждане должны были обратиться с письменным заявлением в государственное казённое учреждение - управление социальной защиты населения по месту жительства и представить определённый Правилами пакет документов.
Согласно подпункту "е" пункта 4 раздела II Правил обязательными к представлению совместно с заявлением документами были определены документы, подтверждающие родство членов семьи (в том числе в случае необходимости решение суда о признании членами семьи собственника жилого помещения).
Из материалов дела следует, что заявление Ерёминой А.В. от 4 декабря 2014 г. и представленные ею документы на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения исходя из состава семьи в количестве двух человек (Ерёминой А.В. и Ерёмина В.А.) рассмотрены комиссией по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии с положениями названного постановления от 28 октября 2013 г. N 520, действовавшего на момент подачи заявления. Решение по обращению Ерёминой А.В. было принято, ей отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, поскольку не представлены документы, подтверждающие родственные отношения между ней и Ерёминым В.А., брак с которым расторгнут 24 февраля 1998 г.
Отказ комиссии по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья от 18 декабря 2014 г., оформленный протоколом, Ерёминой А.В. в установленном законом порядке оспорен не был и незаконным судом не признан. Таким образом, на момент действия постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 отсутствовали основания для предоставления Ерёминой А.В. мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения с учётом указанного ею в качестве члена семьи Ерёмина В.А.
Её последующее обращение к ответчику с аналогичным заявлением в связи с признанием на основании решения суда от 4 февраля 2015 г. Ерёмина В.А. членом семьи Ерёминой А.В. имело место после прекращения действия постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520, и его нормы в данном случае не подлежали применению. Обращение же Ерёминой А.В. в суд 29 сентября 2015 г. также имело место после прекращения действия данного нормативно-правового акта.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований и для возложения на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности по включению Ерёминой А.В. в списки пострадавших граждан для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета, поскольку полномочиями по принятию решений о предоставлении (отказе в предоставлении) гражданам таких выплат Министерство социальной защиты населения Амурской области было наделено именно в соответствии с названным выше нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ерёминой А.В.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 13 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 января 2016 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать Ерёминой А.В. в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации за счёт средств федерального бюджета, включении в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
Председательствующий |
Фролкина С.В. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 59-КГ16-12
Текст определения официально опубликован не был