Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2016 г. N 56-АПГ16-29
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пикульского Г.В. на решение Приморского краевого суда от 30 августа 2016 г. по административному делу по административному исковому заявлению Пикульского Г.В. об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу N 20 Пикульского Г.В. возложении обязанности незамедлительно зарегистрировать Пикульского Г.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу N 20.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя административного истца - адвоката Капаклы И.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 10 июня 2016 г. N 2665 на 18 сентября 2016 г. назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Приморского края седьмого созыва.
Решением избирательной комиссии Приморского края от 8 июня 2016 г. N 2407/323 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 20 по выборам депутатов Законодательного Собрания Приморского края возложены на территориальную избирательную комиссию г. Партизанска (далее - ТИК).
Решением ТИК от 27 июня 2016 г. N 4/12 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов по одномандатному избирательному округу N 20 на выборах депутатов Законодательного Собрания Приморского края, - 2065 подписей.
Постановлением ТИК от 17 августа 2016 г. N 18/63 Пикульскому Г.В., выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты по указанному избирательному округу на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), пункта 9 части 7 статьи 49 Избирательного кодекса Приморского края (далее - Избирательный кодекс ПК). Из 2271 проверенных подписи в поддержку выдвижения данного кандидата признаны недостоверными 258 подписей, недействительными - 6 подписей избирателей, оставшихся подписей избирателей недостаточно для регистрации.
Пикульский Г.В. обратился в суд с заявлением об отмене названного постановления ТИК и возложении на ТИК обязанности незамедлительно зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Приморского края, сославшись на то, что отказ в регистрации произведён с нарушением действующего законодательства. Весь процесс проверки подписей проведён формально и с нарушениями. Незаконно 258 подписей признаны недостоверными на основании заключения специалиста ЭКО ОМВД РФ по г. Партизанску, не являющегося экспертом, 6 подписей признаны недействительными только на основании решения одного работника избирательной комиссии без получения сведений из уполномоченного органа.
Приморским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Пикульский Г.В.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения ТИК, указав, что выявлено более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Пикульского Г.В. от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение было принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, а также пункта 9 части 7 статьи 49 Избирательного кодекса ПК выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с положениями статьи 47 Избирательного кодекса ПК соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям Федерального закона, названного кодекса. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, то избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах (часть 1). Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах (часть 2). При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат (часть 3). Избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников её аппарата, а также членов нижестоящих избирательных комиссий и привлечённых специалистов. В соответствии с Федеральным законом к проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС "Выборы" (часть 5). Недостоверной признаётся подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлечённого к работе по проверке подписей в соответствии с частью 5 данной статьи (часть 10). Основания признания подписей недействительными содержатся в части 11 статьи 47 Избирательного кодекса ПК).
Судом установлено, что 8 августа 2016 г. в ТИК Пикульским Г.В. были представлены документы для его регистрации, в том числе 2271 подпись избирателей, собранные в его поддержку. Рабочей группой, созданной решением Комиссии, проведена проверка подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах. О времени начала проверки подписей кандидат был извещён. Его присутствие при проведении проверки является правом, а не его обязанностью, поэтому его отсутствие не свидетельствует о незаконности проверки, проведённой рабочей группой. Нарушений процедурного характера при проведении проверки судом не установлено.
Суду представлены подлинные подписные листы кандидата в депутаты Пикульского Г.В., ведомости проверки указанных подписных листов, итоговый протокол проверки подписных листов, заключение специалиста экспертно-криминалистического отделения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Партизанску по проверке подписных листов, другие документальные данные.
Собранным по делу доказательствам суд дал правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом установлено, что из представленных подписей в поддержку кандидата Пикульского Г.В. достоверными (действительными) являются 2032 подписи, этого количества подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах ТИК имела основания для отказа административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе Пикульского Г.В.
В заседание Судебной коллегии не представлено иных документальных данных, которые могли бы повлиять на выводы суда, изложенные в решении, и послужить основанием для отмены судебного постановления.
Факт обращения истца в органы внутренних дел и в прокуратуру для проведения проверки отмену судебного акта не влечёт, проверка не завершена, результаты такой проверки не представлены.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 30 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Пикульского Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2016 г. N 56-АПГ16-29
Текст определения официально опубликован не был