Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2016 г. N 49-АПГ16-39
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Головина С.Ю. об отмене решения территориальной избирательной комиссии городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 30 июля 2016 г. N 21/02 о регистрации Анохина С.В. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Республика Башкортостан - Нефтекамский одномандатный избирательный округ N 6" по апелляционной жалобе Головина С.Ю. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 августа 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения относительно апелляционной жалобы представителя Анохина С.В. - Цветковой Н.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В. о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан с правами окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (далее - ОИК N 6, избирательная комиссия) от 30 июля 2016 года N 21/02, Анохин С.В., выдвинутый политической партией "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Республика Башкортостан - Нефтекамский одномандатный избирательный округ N 6".
Зарегистрированный по тому же одномандатному избирательному округу кандидат Головин С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене указанного выше решения, ссылаясь на допущенные Анохиным С.В. при сдаче документов, необходимых для выдвижения и регистрации, нарушения избирательного законодательства, заключающиеся в том, что не представлено письменное уведомление об отсутствии счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках; представленная справка с места работы подписана неуполномоченным лицом и не имеет персональных данных кандидата, документ об образовании подан без вкладыша, в заявлении о согласии баллотироваться приведён только номер бланка без его реквизитов.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 августа 2016 года заявленные Головиным С.Ю. требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Головин С.Ю. просит отменить судебное постановление, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы ОИК N 6, Анохиным С.В. и участвующим в деле прокурором поданы возражения о необоснованности её доводов и законности судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ) решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено верховным судом республики в порядке, предусмотренном статьёй 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же Федеральным законом.
Пунктами 3, 4 и 5 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ установлены основания отказа в регистрации кандидата, в частности отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 названного Закона, документов, указанных в частях 4-6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 этого же Закона; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных в соответствии с приведёнными статьями, документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных частями 4-6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 поименованного Закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в представленных документах каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 41 или пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 42 названного Закона.
Аналогичные основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата установлены в пункте 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Из системного анализа положений Федерального закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ и Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ следует, что законодателем установлен ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечёт возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы уполномоченным представителем политической партии одновременно представляется федеральный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, документы, указанные в части 4 названной статьи, и заявление каждого кандидата, включённого в список кандидатов по одномандатным избирательным округам, о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу, в котором должны быть в частности указаны основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года её окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Согласно частям 1, 4 статьи 43 приведённого Федерального закона кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу и включённый в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Кроме этого, пунктом 3 части 1 статьи 47 этого же Федерального закона для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель этой политической партии представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приведённые требования Закона кандидатом Анохиным С.В. выполнены надлежащим образом 20 июля 2016 года, о чём имеется соответствующее подтверждение избирательной комиссии N 31-д от указанной даты, вследствие чего ОИК N 6 принято решение о его регистрации кандидатом в депутаты.
Таким образом, установив, что в избирательную комиссию были своевременно представлены для регистрации кандидата Анохина С.В. предусмотренные Законом документы, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Головиным С.Ю. требований.
В этой связи суд обосновано отклонил доводы административного истца, ссылающегося на непредставление кандидатом Анохиным С.В. при его выдвижении уведомления об отсутствии счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о том, что кандидат не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; надлежащего документа, подтверждающего сведения о месте его работы и образовании.
Согласно заявлению о согласии Анохина С.В. баллотироваться, представленного в избирательную комиссию, оно содержит все перечисленные в Законе сведения, в том числе и сведения об основном месте его работы - ООО "МД Ресурс", занимаемой должности - генеральный директор; сведения о профессиональном образовании с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность - Всесоюзный юридический заочный институт, года его окончания - 1990 и реквизитов документа об образовании и о квалификации - ...
В подтверждение сведений об основном месте работы и образовании, указанных Анохиным С.В. в названном заявлении, последним представлена справка N 03/01-82 от 8 июля 2016 года за подписью главного бухгалтера, заверенная печатью ООО "МД Ресурс", о том, что Анохин С.В. с 22 апреля 2006 года работает в данном Обществе в качестве генерального директора.
Данный документ, достоверность которого была проверена избирательной комиссией и подтверждена сведениями официального сайта ФНС России, содержит в себе весь объём необходимых сведений о месте работы и занимаемой кандидатом должности, в связи с чем, обоснованно принят избирательной комиссией для осуществления регистрации кандидата Анохина С.В.
Представленная Анохиным С.В. копия диплома в полном объёме подтверждает сведения об образовании, изложенные им в своём заявлении о согласии баллотироваться.
Что же касается непредставления Анохиным С.В. в избирательную комиссию вкладыша к диплому, то подобного требования федеральное избирательным законодательством не содержит.
Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение действующего законодательства о выборах в заявлении о согласии баллотироваться Анохиным С.В. не указаны сведения о своей квалификации, является несостоятельным ввиду неправильного применения норм материального права.
Из буквального толкования статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ следует, что в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, среди прочих сведений должны содержаться сведения не о полученной кандидатом квалификации в процессе получения профессионального образования, а реквизиты документа, подтверждающие получение профессионального образования, что в данном случае имеет место, и согласуется с положениями части 1 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, и получившим правильную оценку суда, не имеется.
В виду изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Головина С.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2016 г. N 49-АПГ16-39
Текст определения официально опубликован не был