Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) в рамках исполнения контрольных полномочий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", было рассмотрено решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 26.12.2014 N 49/24-ээ-2015 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Региональная распределительная сетевая компания" на долгосрочный период - 2015-2019 годы" и были выявлены следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
В ходе рассмотрения договоров аренды объектов электросетевого оборудования, используемого ООО "Региональная распределительная сетевая компания" (далее - ООО "РРСК") при оказании услуг по передаче электрической энергии в Кировской области было установлено следующее.
1. По договору аренды недвижимого имущества от 01.02.2014 г. N 5100-FA041/01-005/0021-2014, заключенного между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5" и ООО "РРСК", ООО "РРСК" было передано во временное владение и пользование за плату недвижимое имущество согласно перечню имущества, являющимся Приложением N 1 к данному договору.
По условиям данного договора в перечень недвижимого имущества, передаваемого в аренду, входят следующие объекты электросетевого хозяйства Кировской ТЭЦ-1:
- открытое распределительное устройство 110 кВ (год ввода в эксплуатацию - 1968), инвентарный номер 30210/5101 (г. Киров, слобода Шевели);
- открытое распределительное устройство 110 кВ (год ввода в эксплуатацию - 1998), инвентарный номер 30212/5101 (г. Киров, слобода Шевели);
2. По договору аренды движимого имущества от 03.06.2014 г. N 5100-FA041/01-004/0034-2014, заключенного между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5" и ООО "РРСК", ООО "РРСК" было передано во временное владение и пользование за плату движимое имущество согласно перечню имущества, являющимся Приложением N 1 к данному договору.
Дополнительным соглашением от 04.07.2014 N 1 были внесены изменения в перечень движимого имущества, передаваемого в аренду по договору аренды движимого имущества от 03.06.2014 г. N 5100-FA041/01-004/0034-2014.
Согласно данному договору, в перечень движимого имущества, передаваемого в аренду, входят следующие объекты электросетевого хозяйства Кировской ТЭЦ-5:
- открытое распределительное устройство 110 кВ 2 блока (г. Киров, проезд Колесникова, 6);
- открытое распределительное устройство 220 кВ 3 блока (г. Киров, проезд Колесникова, 6);
- открытое распределительное устройство 110 кВ РТСН-1 (г. Киров, проезд Колесникова, 6).
3. По договору аренды недвижимого имущества от 03.06.2014 г. N 5100-FA041/01-005/0035-2014, заключенного между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5" и ООО "РРСК", ООО "РРСК" было передано во временное владение и пользование за плату недвижимое имущество согласно Перечню имущества, являющимся Приложением N 1 к данному договору.
Дополнительными соглашениями от 04.07.2014 N 1, от 27.08.2014 N 2, от 16.02.2015 N 3, от 29.04.2015 N 4 были внесены изменения в перечень недвижимого имущества, передаваемого в аренду по договору аренды недвижимого имущества от 03.06.2014 г. N 5100-FA041/01-005/0035-2014.
В результате, по условиям данного договора в перечень недвижимого имущества, передаваемого в аренду, входит следующий объект электросетевого хозяйства Кировской ТЭЦ-4:
- открытое распределительное устройство 110 кВ, входит в состав ЭПТК ТЭЦ-4 инвентарный номер 30390/5104 (г. Киров, ул. Луганская, 51, корпус 1).
Решением общего собрания акционеров ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5" от 27.06.2014 ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5" было реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания".
Решением годового общего собрания акционеров ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" от 29.05.2015 г. (протокол от 29.05.2015 г. N 2015-1г) было изменено фирменное наименование ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" на ПАО "Т Плюс".
Таким образом, правопреемником по обязательствам, вытекающим из рассмотренных договоров, является ПАО "Т Плюс".
В соответствии с ГОСТ 24291-90 Межгосударственный стандарт "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", "электростанция" - это энергоустановка, предназначенная для производства электрической энергии, содержащая строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование по ГОСТ 19431.
Электрической частью электростанции (электрической сети) согласно ГОСТ 24291-90, является совокупность электрических устройств, входящих в состав электростанции.
ГОСТ 19431-84 Межгосударственный стандарт "Энергетика и электрификация. Термины и определения" содержит следующее определение энергоустановки. "Энергоустановка" - это комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.
В соответствии с пунктом 2.5. Типовой инструкции по учёту электроэнергии при её производстве, передаче и распределении РД 34.09.101-94, утверждённой Минтопэнерго России 02.09.1994, "станционная электросеть" - электрическая сеть электростанции, включающая совокупность электроустановок, предназначенных для распределения и передачи электроэнергии в границах балансовой принадлежности электростанции.
Методическими рекомендациями о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества - энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы, утвержденными приказами Минюста России N 289, Минэкономразвития России N 422, Минимущества России N 224, Госстроя России N 243 от 30.10.2001 (далее - Методические рекомендации) установлено, что в состав энергетических производственно-технологических комплексов электростанций и электросетевых комплексов могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и рассматриваемые как одна вещь.
Согласно пункту 4 указанных Методических рекомендаций в состав таких сложных вещей входят объекты движимого и недвижимого имущества, предназначенные, в том числе, для передачи электрической энергии на расстояние по линиям электропередачи, в том числе распределительные устройства.
Разделом 3 Перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" предусмотрено, что открытые распределительные устройства электростанций входят в состав единого производственно-технологического комплекса тепловых и электрических станций.
На основании вышеизложенного установлено, что электроэнергетическое оборудование - арендованные ООО "РРСК" распределительные устройства, линии электропередачи и шинопроводы, являются составными частями электростанций - Кировской ТЭЦ-5, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-1.
Статьей 14 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) на АО "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - АО "СО ЕЭС") возложена обязанность по участию в осуществлении уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за техническим состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, влияющих на надежность и безопасность функционирования Единой энергетической системы России.
Письмом АО "СО ЕЭС" от 29.02.2016 N Д 51-19-2346 был проведён анализ наличия (отсутствия) технологической зависимости распределительных устройств, переданных генерирующими компаниями в аренду другим лицам (в том числе в отношении распределительных устройств, входящих в состав оборудования электростанций ПАО "Т Плюс" - Кировской ТЭЦ-5, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-1), по результатам которого установлено наличие технологической взаимосвязи, свидетельствующей об отсутствии организационно-технических возможностей нормальной эксплуатации основных частей электростанций и распределительных устройств, переданных ООО "РРСК" по договорам аренды от электростанций ПАО "Т Плюс" в качестве самостоятельных объектов, поскольку они являются частями единого технологического процесса по производству электрической энергии.
Также было установлено, что между, указанными распределительными устройствами, переданными в аренду ООО "РРСК", и электростанциями ПАО "Т Плюс" - Кировская ТЭЦ-5, Кировская ТЭЦ-4, Кировская ТЭЦ-1 существует следующая технологическая зависимость:
- наличие общей для основной части электростанции и распределительных устройств системы сбора и передачи телеинформации в диспетчерские центры системного оператора и общей системы передачи голосовых команд, разрешений, оперативных сообщений, базирующейся на единых, общих для основной части электростанции и распределительных устройств каналах связи по маршруту "распределительные устройства - главный щит станции - диспетчерский центр";
- наличие для распределительных устройств и основной части электростанции одного источника и общей схемы питания собственных нужд, обеспечивающих бесперебойную работу основного оборудования;
- наличие для распределительных устройств и основной части электростанции одного источника и общих цепей оперативного тока, обеспечивающих питание цепей управления, автоматики, сигнализации и защит;
- технологическая взаимосвязанность устройств РЗА (релейная защита, сетевая автоматика, противоаварийная автоматика, режимная автоматика, регистраторы аварийных событий и процессов, технологическая автоматика объектов электроэнергетики) генерирующего и электросетевого оборудования, в первую очередь в части устройств релейной защиты блоков "генератор - трансформатор", устройств синхронизации и устройств регистрации аварийных событий;
- эксплуатационное обслуживание распределительных устройств и основной части электростанции одним и тем же станционным оперативным персоналом, выполняющим оперативное обслуживание электроустановок (обходы, осмотры, подготовку рабочих мест, допуск ремонтного персонала и т.д.), производство переключений, пусков/остановок оборудования, ведение оперативных переговоров и т.д. как в отношении оборудования основной части электростанции, так и в отношении распределительных устройств.
Таким образом, ФАС России было установлено, что указанные распределительные устройства являются неотъемлемыми составными частями электростанций ПАО "Т Плюс" - Кировской ТЭЦ-5, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-1, и в качестве самостоятельных объектов электросетевого хозяйства рассматриваться не могут.
Выделение сетевого оборудования из единого имущественного комплекса электрических станций и создание на их базе сетевых организаций с целью получения доходов за счет оплаты передачи электрической энергии через соответствующие объекты, приводит к дополнительной тарифной нагрузке на потребителей услуг по передаче электрической энергии.
Кроме этого, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 36-ФЗ) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Учитывая, что пристанционное оборудование (распределительные устройства), которое является неотъемлемыми составными частями электростанций ПАО "Т Плюс" - Кировской ТЭЦ-5, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-1, является частью электростанции то в соответствии с запретом, предусмотренным статьей 6 Федерального закона N 36-ФЗ тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении электростанций не могут быть установлены.
Установленные факты свидетельствуют о том, что в отношении ООО "РРСК" у Региональной службы по тарифам Кировской области (решением об установлении тарифов) не имелось правовых оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и установление для ООО "РРСК" тарифов на услуги по передаче электрической энергии противоречит законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
Принятие Региональной службой по тарифам Кировской области решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО "РРСК" является действием, совершенным с превышением полномочий регулирующего органа, поскольку правовые основания для установления указанных тарифов у Региональной службы по тарифам Кировской области отсутствовали.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Отменить с 1 октября 2016 года:
- решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 26.12.2014 N 49/24-ээ-2015 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Региональная распределительная сетевая компания" на долгосрочный период 2015-2019 годы";
- решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 29.12.2015 N 51/13-ээ-2016 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Кировской области на 2016 год".
2. Предписать Региональной службе по тарифам Кировской области установить единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Кировской области на 2016 год и исключить из расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии ранее неправомерно учтенную величину НВВ ООО "РРСК", обеспечив введение в действие соответствующих законодательству тарифов с 1 октября 2016 года.
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 сентября 2016 г. N 1351/16 "Об отмене решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 26.12.2014 N 49/24-ээ-2015 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Региональная распределительная сетевая компания" на долгосрочный период 2015-2019 годы"
Текст приказа официально опубликован не был