Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 44-АПГ16-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Борисовой Л.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Петрова А.A.
об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 29 от 30 июля 2016 г. N 06/18 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 29 Эйсфельд Д.А.",
по апелляционной жалобе Петрова А.A., поданной его представителем Пономаревым С.А.
на решение Пермского краевого суда от 16 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Петрова А.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Петрова А.А. - Алексеевой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2016 года N 2395 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва.
На основании постановления Избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 года N 193/03-2 территориальная избирательная комиссия "Городского округа - город Кудымкар" выполняет полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 29.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 29 от 30 июля 2016 года N 06/18 Эйсфельд Д.А., выдвинутая Региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Пермской крае, зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 29.
Петров А.А. также являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по тому же одномандатному избирательному округу (на основании решения окружной избирательной комиссии от 6 августа 2016 года N 08/24), выдвинутый в порядке самовыдвижения, обратился в областной суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 29 от 30 июля 2016 года N 06/18 о регистрации кандидата в депутаты Эйсфельд Д.А., ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных подпунктами "в.1" и "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку при подаче документов для регистрации Эйсфельд Д.А. в избирательную комиссию были представлены документы, оформленные с нарушением требований закона, а именно: в заявлении о согласии баллотироваться кандидат в депутаты указала сведения о своем профессиональном образовании: "Пермский ордена трудового Красного Знамени государственный университет им. А.М. Горького, 1992 г., диплом ... однако приложила к этому заявлению диплом с отличием ..., выданный 18 июня 1992 г., который не указан в заявлении, поскольку "диплом" и "диплом с отличием" являются разными документами, учитывая положения приказа Министерства высшего и среднего специального образования СССР" и Инструкции о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов лицам, окончившим высшие учебные заведения СССР, утвержденной приказом этого же Министерства от 11 января 1961 г. N 9, в справке о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в справке о расходах кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка в течение последних трех лет, отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, поскольку в них указано, что Эйсфельд Д.А. является кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, а не кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва.
Решением Пермского краевого суда от 16 августа 2016 года требования Петрова А.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Петрова А.А. - Пономарев С.А. просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления Петрова А.А., считая решение суда незаконным, ссылается на то, что указание кандидатом в сведениях о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, и других сведениях, составленных по Форме, установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, на выдвижение в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а не в депутаты Законодательного Собрания Пермского края, свидетельствует об отсутствии необходимых сведений, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Пермского края, представителем Эйсфельд Д.А. - Князевой О.В. представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Петров А.А., Эйсфельд Д.А., представители окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 29 по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва и Избирательной комиссии Пермского края, представители Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Пермском крае, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрены основания отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1" пункта 24); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2" пункта 24).
Аналогичные положения содержатся в пунктах "в.1", "д" части 5 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" (далее - Закон Пермского края N 766-ПК).
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно подпункту "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ вместе с заявлением представляются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании.
Аналогичные нормы содержатся в части 1, пункте "б" части 1.1 статьи 28 Закона Пермского края N 766-ПК.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации: сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Аналогичные положения содержатся в пункте "а" части 2.1 статьи 28 Закона Пермского края N 766-ПК.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу о том, что при рассмотрении документов, представленных кандидатом Эйсфельд Д.А., у избирательной комиссии отсутствовали предусмотренные пунктами "в.1" и "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Отклоняя доводы административного истца о несоответствии сведений об образовании, указанных кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться, копии документа об образовании, приложенной к заявлению, и наоборот, неприложении копии того документа, который указан в заявлении, суд исходил из того, что указав в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании: "Пермский ордена трудового Красного Знамени государственный университет им. А.М. Горького, 1992 г., диплом ...", Эйсфельд Д.А. приложила к заявлению копию соответствующего диплома об образовании, выданного названным университетом 18 июня 1992 г. Подлинность представленного диплома подтверждена ответом ФГБОУ "Пермский государственный национальный исследовательский университет" от 26 июля 2016 года N 16-3/3283 на запрос окружной избирательной комиссии N 29.
Таким образом, кандидатом Эйсфельд Д.А. соблюдены положения избирательного законодательства об указании в заявлении необходимых сведений об образовании.
Не соглашаясь с доводом административного истца о том, что указание Эйсфельд Д.А. в справках об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке сведений о том, что она выдвинута кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, а не в депутаты Законодательного Собрания Пермского края, является нарушением п. 3.1 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ, суд исходил из того, что это обстоятельство не является нарушением требований, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации.
Форма справок, в которых должны быть отражены перечисленные сведения, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546).
Судом установлено, что Эйсфельд Д.А., выдвинутая Региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Пермском крае кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 29, обратилась 16 июля 2016 года в окружную избирательную комиссию N 29 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом по указанному избирательному округу, представив необходимые для выдвижения документы.
В отношении представленных кандидатом сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, с указанием о выдвижении Эйсфельд Д.А. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, суд правильно исходил из того, что данное обстоятельство не свидетельствует о ненадлежащем оформлении избирательного документа и не искажает указанную в нем информацию.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным данным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок, то есть приведенный нормативный правовой акт содержит прямое предписание об объеме сведений, которые кандидат обязан сообщить в названной справке.
Следовательно, с учетом другой информации, находящейся в других документах, недочеты, допущенные кандидатом при указании в наименовании справки об имуществе сведений о выборной должности, на которую претендует кандидат, не могут расцениваться как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации, и не свидетельствуют о ненадлежащем оформлении сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей за пределами территории Российской Федерации, влекущих отмену решения о регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах оснований для отмены регистрации Эйсфельд Д.А. со ссылкой на подпункт "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ у Судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании положений избирательного законодательства, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, суд не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 16 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова А.А. поданную его представителем Пономаревым С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 44-АПГ16-28
Текст определения официально опубликован не был