Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 августа 2016 г. N 3-АПГ16-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Коми к Государственному совету Республики Коми о признании не действующими с момента принятия части 1 статьи 3 и части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" в части по апелляционной жалобе Государственного Совета Республики Коми на решение Верховного Суда Республики Коми от 5 апреля 2016 года, которым административное исковое заявление прокурора Республики Коми удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Государственным Советом Республики Коми принят Закон Республики Коми от 25 декабря 2015 года N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" (далее - Закон Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N 134-РЗ), первоначальный текст документа опубликован в изданиях Сетевое издание "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru, 26.12.2015, на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.12.2015, в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 30.12.2015, N 26, ст. 366.
Частью 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N 134-РЗ предусмотрено, что включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) осуществляется по выбору граждан соответствующим органом местного самоуправления:
1) по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми;
2) по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми;
3) по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми.
Согласно части 2 статьи 7 вышеуказанного Закона жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующими с момента принятия:
- часть 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N 134-РЗ в части слов "по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми; по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми; по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми";
- часть 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N 134-РЗ в части слов "на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда".
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что приведенные нормы Закона Республики Коми противоречат положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), которым гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения по месту их жительства на территории субъекта Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 5 апреля 2016 года исковые требования прокурора Верховного Суда Республики Коми удовлетворены частично. Суд признал противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу: часть 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N 134-РЗ в части слов "по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми; по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми; по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми"; часть 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N 134-РЗ в части слов "на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственный Совет Республики Коми обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора Республики Коми.
В апелляционной жалобе Государственный Совет Республики Коми ссылается на то, что оспариваемые нормы согласуются с требованиями федерального законодательства и приняты в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Указывает, что в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки детей-сирот относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Критерии, условия и пределы правового регулирования в части жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа данным Федеральным законом не установлены.
Полагает, что установленная статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений ограничена лишь территорией субъекта Российской Федерации, где находится место жительства указанных лиц; данная норма не ограничивает право субъекта Российской Федерации при принятии законов по установлению иных особенностей определения места предоставления жилых помещений в пределах территории данного субъекта Российской Федерации.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Республики Коми представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены постановленного по делу решения суда в апелляционном порядке.
Пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В статье 3 вышеназванного Федерального закона N 159-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Часть 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ определяет, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проанализировав положения части 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и принимая решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых положений Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N 134-РЗ противоречащими вышеназванным положениям федеральных законов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые нормативные положения предусматривают право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения лишь в границах тех муниципальных образований, которые перечислены в пунктах 1, 2, 3 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N 134-РЗ, то есть: по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми; по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми; по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми".
Тем самым ограничивается право указанных лиц на получение жилого помещения по месту их жительства на территории данного субъекта Российской Федерации.
Между тем такое ограничение в силу требований частей 3 и 5 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу с 1 января 2016 года, соответственно, уже применялся и регулировал общественные отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки в отношении других граждан, суд не нашел оснований для признания его отдельных положений не действующими с момента принятия, и вынес верное решение о признании их не действующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании положений законодательства, а обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 5 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Совета Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 августа 2016 г. N 3-АПГ16-3
Текст определения официально опубликован не был