Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 203-КГ16-5
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Воронова А.В.,
судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.,
при секретаре Замолоцких В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя начальника территориального отделения (г. Казань) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник территориального отделения) Алексеевой Т.Г. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2015 г. и апелляционное определение Приволжского окружного военного суда от 13 ноября 2015 г. по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Казанского высшего военного командного училища - филиала федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" капитана Андреева О.В. об оспаривании действий начальника территориального отделения, связанных с направлением уведомления о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя начальника территориального отделения Ивановой Н.О. в поддержку кассационной жалобы, Судебная коллегия установила:
решением Казанского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2015 г., оставленным без изменения в апелляционном порядке, удовлетворено административное исковое заявление Андреева, в котором он просил признать незаконными действия начальника территориального отделения, связанные с вручением ему уведомления от 27 июля 2015 г. N 1 о готовности предоставить жилищную субсидию, и отозвать названное уведомление.
Определением судьи Приволжского окружного военного суда от 25 мая 2016 г. отказано в передаче кассационной жалобы представителя должностного лица на указанные судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника территориального отделения, утверждая со ссылкой на п. 1 ст. 15, абзацы 2 и 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), пункты 1 и 3 Порядка уведомления военнослужащих-граждан Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), установленного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 333, ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца, просит судебные постановления отменить.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих полагает необходимым жалобу представителя начальника территориального отделения удовлетворить.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке в силу ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела усматривается, что 20 ноября 2008 г. Андреев, зачисленный в распоряжение, признан нуждающимся в жилом помещении и с октября 2013 г. претендует на его получение в избранном месте жительства после увольнения с военной службы в г. Химки Московской области.
27 июля 2015 года начальник территориального отделения направил ему уведомление N 1 о готовности предоставить жилищную субсидию.
Полагая, что данное уведомление лишает его выбора формы реализации права на получение жилья и влечет негативные для него последствия в виде увольнения с военной службы без его согласия (в случае отказа от получения жилищной субсидии или непредоставления в установленный срок необходимых для ее получения документов), Андреев оспорил действия должностного лица в судебном порядке.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суды указали, что по смыслу положений ст. 15 Закона и ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ, Андреев вправе рассчитывать на получение жилого помещения в избранном им месте жительства. Направление уведомления о готовности предоставить жилищную субсидию нарушает права административного истца, поскольку предоставление жилищной субсидии привело бы к лишению его права на обеспечение жилым помещением в натуральном виде и повлекло бы нежелательные последствия в виде увольнения с военной службы без его согласия (в случае отказа от получения жилищной субсидии или непредоставления в установленный срок необходимых для ее получения документов).
Такой вывод основан на неправильном истолковании закона.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 12 п. 1 ст. 15 Закона предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 19 ст. 15 Закона определено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Согласно абз. 2-3 п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
В то же время согласно ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", вступившего в законную силу с 1 января 2014 года, лица, указанные в абзацах третьем-двенадцатом п. 1 ст. 15 Закона (в редакции настоящего Федерального закона), выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства в целях обеспечения их жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Лицам, указанным в абзацах третьем-двенадцатом п. 1 ст. 15 Закона (в редакции настоящего Федерального закона), отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим, начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия
Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательных актов отказ от жилищной субсидии либо непредставление документов для ее получения может повлечь увольнение Андреева с военной службы без его согласия до обеспечения жилым помещением по установленным нормам, в случаях, если бы он:
- изначально по своему желанию избрал форму жилищного обеспечения в виде получения жилищной субсидии;
- отказался, начиная с 1 января 2014 г., от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до 1 января 2014 г. месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- изъявил, начиная с 1 января 2014 г., желание изменить избранное до указанной даты место жительства.
Таких обстоятельств в отношении административного истца, избравшего в октябре 2013 г. формой жилищного обеспечения получение жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Химки Московской области, из материалов дела не усматривается.
С учетом изложенного сам по себе факт направления административным ответчиком уведомления от 27 июля 2015 г. N 1 не может повлечь для Андреева правовых последствий в виде нарушения его права на избрание формы жилищного обеспечения и угрозы увольнения его с военной службы без обеспечения жилым помещением.
При таких обстоятельствах дела в соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 2 ст. 227 и п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось, поскольку действиями начальника территориального отделения, направившего Андрееву уведомление от 27 июля 2015 г. N 1 о готовности предоставить жилищную субсидию, права и законные интересы последнего, которые подлежали бы восстановлению, не нарушены.
Суды пришли к ошибочному выводу о нарушении прав Андреева, в связи с чем его административное исковое заявление удовлетворено неправомерно.
Поскольку при рассмотрении дела юридически значимые обстоятельства установлены, однако судами допущена ошибка в толковании норм материального права, изложенное в соответствии со ст. 328 и п. 5 ч. 1 ст. 329 КАС РФ является основанием для отмены состоявшихся судебных актов и принятия по делу нового решения об отказе Андрееву в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Казанского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2015 г. и апелляционное определение Приволжского окружного военного суда от 13 ноября 2015 г. по административному исковому заявлению Андреева О.В. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Андрееву О.В. отказать.
Председательствующий |
А.В. Воронов |
Судьи |
О.А. Дербилов |
|
С.Г. Сокерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 203-КГ16-5
Текст определения официально опубликован не был