Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 20-АПГ16-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Раджабова Т.М. на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 24 августа 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления об отмене постановления Избирательной комиссии Республики Дагестан от 11 августа 2016 года N 147/1069-5 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Раджабова Т.М., выдвинутого в порядке самовыдвижения по Центральному одномандатному избирательному округу N 11 - Республика Дагестан" и возложении на Избирательную комиссию Республики Дагестан обязанности зарегистрировать Раджабова Т.М. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по Центральному одномандатному избирательному округу N 11 - Республика Дагестан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года N 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по избирательному округу "Республика Дагестан - Центральный одномандатный избирательный округ N 11" возложены на Избирательную комиссию Республики Дагестан.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Дагестан от 11 августа 2016 года N 147/1069-5 Раджабову Т.М., выдвинутому в порядке самовыдвижения по Центральному одномандатному избирательному округу N 11 - Республика Дагестан" кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, отказано в регистрации по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Раджабов Т.М. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Дагестан от 11 августа 2016 года N 147/1069-5 и возложении на Избирательную комиссию Республики Дагестан обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, ссылаясь на то, что не согласен с выводами эксперта, на основании которых были признаны недействительными подписи избирателей. Кроме того, истец указывает на несогласие с установленным законодателем требованием относительно количества подписей избирателей, подлежащих представлению в избирательную комиссию при самовыдвижении в качестве кандидата.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 24 августа 2016 года административное исковое заявление Раджабова Т.М. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Раджабов Т.М. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в поддержку выдвижения политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу, на которого не распространяется действие частей 2 и 4 настоящей статьи, самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. В случае представления подписных листов с подписями избирателей окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
В силу части 20 указанной статьи кандидат не регистрируется, если количества представленных им подписей избирателей за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
Положениям пункта 7 части 7 статьи 51 названного Федерального закона установлено, что основанием для отказа в регистрации кандидата для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке.
Пунктом 2 постановления Избирательной комиссии Республики Дагестан от 1 июня 2016 года N 113/745-5 установлено, что в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Государственной Думы Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 (Республика Дагестан - Центральный одномандатный избирательный округ) количество подписей избирателей должно составлять не менее 16 909 и не более 17 754. При проведении проверки подписей избирателей проверке подлежит 3 382 подписи избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах. В случае если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от установленного количества подписей, подлежащих проверке, проводится дополнительная проверка ещё 2 537 подписей.
Как следует из материалов дела, 3 августа 2016 года кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Раджабов Т.М., выдвинутый по одномандатному избирательному округу N 11 (Республика Дагестан - Центральный одномандатный избирательный округ), представил в Избирательную комиссию Республики Дагестан, в числе иных документов подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его самовыдвижения, в количестве 17 600 подписей.
В ходе проверки Избирательной комиссией Республики Дагестан соблюдения требований закона к сбору подписей избирателей и оформлению представленных Раджабовым Т.М. подписных листов, и достоверности содержащихся в них сведений об избирателях и подписей избирателей, был составлен протокол случайной выборки подписных листов от 3 августа 2016 года, согласно которому для первоначальной проверки было отобрано 3 382 подписи избирателей, содержащихся в папках N 14 (495 подписей), N 12 (495 подписей), N 5 (495 подписей), N 18 (495 подписей), N 35 (494 подписи), N 36 (488 подписей) и N 21 (подписи с 1 по 420).
Проверка отобранных подписей была осуществлена рабочей группой избирательной комиссии с привлечением в порядке, установленном частью 2 статьи 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", эксперта Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Дагестан, которым составлено экспертное заключение от 7 августа 2016 года N 182/2.
В результате проведенной проверки с учетом проведенного экспертного исследования установлено, что 3 261 подпись из 3 382 проверенных подписей являются недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с тем, что дата внесения подписи избирателей проставлена ими не собственноручно. В процентном соотношении количество недостоверных подписей составило 96,42% от установленного количества подписей, подлежавших проверке. Соответственно, количество действительных подписей, представленных Раджабовым Т.М., составило 14 339.
Указанное количество представленных кандидатом в депутаты подписей избирателей, при требуемых 16 909 подписей, является недостаточным для его регистрации, что в соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 51 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", явилось законным основанием для отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что отказ Избирательной комиссии Республики Дагестан в регистрации Раджабову Т.М. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 (Республика Дагестан - Центральный одномандатный избирательный округ) является законным и обоснованным.
В этой связи суд правомерно отклонил доводы административного истца о необходимости исследования подписей избирателей посредством проведения почерковедческой экспертизы, поскольку Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, не распространяется.
Правила судопроизводства и проведения экспертиз, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 8 декабря 2011 года N 1629-О-О, не относятся к деятельности эксперта, привлеченного избирательной комиссией к проверке достоверности подписей избирателей.
Порядок проверки таких подписей предусмотрен пунктами 3-7 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В свою очередь, требование к форме заключения эксперта установлено частью 2 статьи 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в соответствии с которой такое заключения должно быть изложено в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Указанным требованиям, вопреки доводам апелляционной жалобы, приведенное выше заключение эксперта полностью соответствует, поскольку оформлено в письменном виде, составлено экспертом, обладающим соответствующими специальными познаниями. При этом доказательств, которые могли бы поставить под сомнение компетентность и объективность указанного эксперта, равно как и опровергнуть его выводы, в суд не представлено.
Необоснованным является утверждение административного истца, оспаривающего возможность признания недействительными подписей избирателей по основанию несобственноручного написания даты, поскольку такие подписи признаются недействительными в силу прямого указания закона (подпункт "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Доводы административного истца, основанные на его несогласии с установленным законом количеством подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку законодательное определение соответствующего уровня предварительной электоральной поддержки кандидата направлено на исключение из избирательного процесса лиц, такой поддержкой не обладающих, что, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 декабря 2012 года N 32-П, не может рассматриваться как ограничение избирательных прав граждан.
Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 24 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Раджабова Т.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 20-АПГ16-19
Текст определения официально опубликован не был