Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N АПЛ16-361
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Горшкова В.В.
при секретаре Горбачевой Е.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" о признании недействующими пунктов 14, 16, 17, 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, по апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания "Жилфонд" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2016 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации Мацаевой Т.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
в силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям Правительства Российской Федерации относится утверждение правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенностей предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условий и порядка заключения соответствующих договоров, а также правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.
Согласно пункту 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключённому управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключённого управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Пункт 16 устанавливает, что организация, действующая от своего имени и в интересах собственника, при наличии договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в жилом доме (домовладении) с даты начала предоставления коммунальных услуг, указанной в заключённом с собственником жилого дома (домовладения) в письменной форме договоре о предоставлении коммунальных услуг, а прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора о предоставлении коммунальных услуг по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации.
В пункте 17 Правил предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 Правил;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 14 или 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, действующей от своего имени и в интересах собственника при наличии договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями, в письменной форме заключён и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Пункт 18 Правил предусматривает, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
ООО "Управляющая компания "Жилфонд" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 14, 16, 17, 18 Правил. В подтверждение заявленных требований сослалось на то, что оспариваемые нормы противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (статьям 44, 161, 162), нарушают права и свободы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку энергоснабжающие организации, отказывая в заключении договоров энергоснабжения, ставят под угрозу экономические интересы Общества.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Представитель Правительства Российской Федерации заявленное требование не признал, полагая, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не содержит положений, нарушающих права административного истца.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2016 г. в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит о его отмене и вынесении нового решения об удовлетворении заявления. Решение суда считает вынесенным с нарушением материального и процессуального права, указывает на то, что судом не исследованы представленные суду доказательства и им не дана оценка, не учтены судом и разъяснения положений Жилищного кодекса Российской Федерации, изложенные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 3026-О.
В суд апелляционной инстанции административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещён в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к правильному выводу о том, что Правила разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий по вопросу, отнесённому к его компетенции, с соблюдением формы, порядка издания и опубликования.
Проанализировав оспоренные нормы Правил на соответствие Жилищному кодексу Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что они детализируют нормативное регулирование, установленное указанным кодексом, относительно начала периода предоставления коммунальных услуг по заключённым договорам, не противоречат Кодексу и, следовательно, не нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца на осуществление им предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 7 статьи 162 указанного кодекса, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Предоставление коммунальных услуг управляющей компанией обеспечивается посредством заключения с ресурсоснабжающей организацией договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
При отсутствии договора ресурсоснабжения выполнение договора управления многоквартирным домом управляющей компанией в части предоставления коммунальных услуг невозможно, в связи с чем указание в пункте 14 Правил на то, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о его приобретении, заключённому управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, правомерно.
Вопреки утверждению Общества отказ ресурсоснабжающей компании в заключении договора ресурсоснабжения с управляющей компанией не свидетельствует о незаконности норм Правил и не может быть основанием для отмены решения суда.
Не противоречит пункт 14 Правил и статье 27 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", регламентирующей сроки выполнения работ (оказания услуг), как ошибочно полагает административный истец. В соответствии со статьёй 39.1 указанного закона правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила, отдельные положения которых оспариваются Обществом, устанавливают специфику предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами. Отношения по управлению многоквартирными домами, предоставлению коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, о соответствии которому суд первой инстанции указал в своём решении при проверке обжалованных норм Правил.
Пункты 16, 17, 18 Правил также обоснованно признаны судом не нарушающими права Общества, так как они не регулируют отношения по предоставлению управляющей организацией коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме.
Обоснованно не согласился суд первой инстанции с утверждением административного истца о противоречии оспоренных норм положениям статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующим исключительно вопросы, отнесённые к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Не противоречат выводам суда первой инстанции о законности оспариваемых предписаний Правил правовые позиции, изложенные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 3026-О, на которые ссылается административный истец в апелляционной жалобе в подтверждение своих требований.
Довод в апелляционной жалобе о том, что судом первой инстанции не исследованы доказательства, представленные Обществом, опровергается протоколом судебного заседания от 22 июня 2016 г. (л.д. 107). Ходатайство административного истца об исследовании дополнительных доказательств в материалах дела отсутствует. Кроме того, при проверке нормативного правового акта суд не устанавливает фактические обстоятельства, а проверяет этот акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выводы суда первой инстанции о законности оспоренных пунктов Правил сделаны исходя из компетенции Правительства Российской Федерации и на основе анализа норм федерального законодательства.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
В.В. Горшков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N АПЛ16-361
Текст определения официально опубликован не был