Решение Новосибирского областного суда (извлечение) от 8 ноября 2007 г. N 3-145/2007
Новосибирский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление и.о. прокурора Новосибирской области о признании абзаца 2 пункта 1.2, приложения N 1 "Положения об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области" утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 13 июля 2007 г. N 285 противоречащими федеральным законам и недействующими, установил:
и.о. прокурора Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений Положения об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 13 июля 2007 г. N 285 (Положения), противоречащими федеральным законам и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
И.о. прокурора указал в заявлении, что положение абзаца 2 пункта 1.2 Положения, устанавливающего, что до принятия федерального закона или указа Президента Российской Федерации, определяющих соотношение должностей федеральной государственной службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы в аппарате Новосибирского областного Совета депутатов, в администрации Новосибирской области, в областных исполнительных органах государственной власти Новосибирской области, а аппарате избирательной комиссии Новосибирской области, в контрольно-счетной палате Новосибирской области, в территориальных исполнительных органах государственной власти Новосибирской области (далее - государственные органы Новосибирской области) соотносятся с должностями федеральной государственной гражданской службы соответственно в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Аппарате Правительства Российской Федерации и федеральном министерстве, в федеральной службе и федеральном агентстве, в аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в аппарате Счетной палаты Российской Федерации, в территориальных органах федеральных органов государственной власти (далее - государственные Российской Федерации), установленные Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1575 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" и приложение N 1 к Положению, которое определяет размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих противоречат Федеральным законам от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации "- пункту 4 статьи 2, абзацу 3 пункта 4 статьи 8, от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - пункту 2 статьи 3, подпункту "б" пункта 1 статьи 5, пункту 2 статьи 26.14, пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номер Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 г.следует читать как "1574"
Прокурор считает, что, устанавливая в абзаце 2 пункта 1.2 Положения соотношения должностей федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы Новосибирской области Губернатор Новосибирской области превысил предоставленные ему законом полномочия, так как установление такого соотношения в полномочия губернатора области не входит.
В нарушении пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ , пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации "определенные приложением N 1 Положения размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих органов государственной власти, государственных органов Новосибирской области превышают размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения, установленные Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" с учетом повышения должностных окладов в 1,1 раза, произведенного Указом Президента РФ от 30.12.2006 г. N 1490 для соотносимых категорий федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации.
Новосибирская область является получателем дотаций из Федерального фонда поддержки субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и в субъекте Российской Федерации, которому предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений; размеры должностных окладов, ежемесячного денежного поощрения ставят государственных гражданских служащих Новосибирской области в лучшее положение по сравнению с федеральными государственными гражданскими служащими, занимающими соответствующие должности и имеющими те же классные чины.
По мнению прокурора Положение об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области, утвержденное постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.07.2007 г. N 285, затрагивает интересы населения Новосибирской области, поскольку порождает увеличение расходных обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению деятельности органов государственной власти области, и, как следствие, влечет уменьшение объемов расходов на реализацию региональных целевых программ, реализацию мер социальной поддержки граждан отдельных категорий, на мероприятия в области образования, здравоохранения и другие вопросы, от которых зависит благополучие населения области.
Прокурор отдела прокуратуры Новосибирской области, участвующая в процессе, доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.
Представители Губернатора Новосибирской области с заявлением прокурора не согласны, представили письменные возражения, которые были оглашены в судебном заседании (л.д. 50, 65-69).
В своих возражениях указывают, что с 1 января 2008 г. абзац второй пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и абзац второй пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ утрачивают свою силу.
Статья 85 БК РФ определяет соотношение размеров оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих, а не соотношение размеров должностных окладов и окладов за классный чин.
В связи с отсутствием нормативного правового акта Российской Федерации, который определял бы соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством. При этом считают, что оспариваемое прокурором Новосибирской области постановление Губернатора Новосибирской области не устанавливает соотношение должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, поскольку абзац 2 пункта 1.2 Положения содержит нормы-принципы, содержащие основополагающие руководящие начала, исходя из которых должно определяться денежное содержание государственных гражданских служащих субъектов РФ и является логическим продолжением абзаца первого пункта 1.2 Положения, который дублирует нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации. Абзац 2 п. 1.2 Положения определяет размеры оплаты труда по различным органам государственной власти руководствуясь принципом непревышения размеров оплаты труда гражданских служащих Новосибирской области по отношению к федеральным гражданским служащим с учетом положений статьи 85 БК РФ и оспариваемое прокурором в части Положение принято губернатором Новосибирской области в пределах полномочий, установленных Законом Новосибирской области от 01 февраля 2005 г. N 265-ОЗ "О государственной гражданской службе Новосибирской области".
Также представители губернатора Новосибирской области указывают, что прокурор Новосибирской области не указал в заявлении какой конкретно пункт Приложения N 1 какому нормативному правовому акту противоречит; при этом считают, что Приложение N 1 не противоречит действующему законодательству, в том числе абзацу 2 пункта 5 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ.
Размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области (раздел 4 Приложения N 1) равны размерам должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения для соотносимых категорий федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации.
Невозможность соотношения всех должностей государственной гражданской службы органов государственной власти, государственных органов Новосибирской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, по мнению представителей губернатора Новосибирской области, обосновывается отсутствием таких должностей в территориальных органах и наличием существенных различий в организационной структуре, компетенции, объеме работ территориальных федеральных органов исполнительной власти и органов законодательной и исполнительной власти, иных государственных органов Новосибирской области.
Исходя из анализа функций каждого федерального органа полагают можно сделать вывод о том, что территориальный орган федерального органа не осуществляют функции тождественные функциям Губернатора Новосибирской области, Новосибирского областного Совета депутатов, администрации Новосибирской области, избирательной комиссии Новосибирской области, и следовательно, государственные служащие субъекта Российской Федерации и государственные служащие территориальных органов федеральных органов выполняют различные функции, а не выполняют равные государственные полномочия, как указано в заявлении прокурора Новосибирской области.
Необоснованным считают довод заявления прокурора Новосибирской области о сравнении только должностных окладов, а не оплаты труда государственных гражданских служащих; при этом полагают, что в заявлении неправомерно проведено сравнение отдельных должностей государственных гражданских служащих Новосибирской области с федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов федеральных органов.
Выслушав прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области, представителей Губернатора Новосибирской области, исследовав материалы дела, заслушав прения сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судебным разбирательством установлено, что Губернатором Новосибирской области 13 июля 2007 г. подписано постановление N 285, которым утверждено "Положение об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области" (л.д. 12-20).
Указанное постановление вместе с приложениями опубликовано в газете "Советская Сибирь" N 139 от 20.07.2007 г. (л.д. 11).
В связи с принятием постановления от 13.07.2007 г. N 285 признано утратившим силу постановление Губернатора Новосибирской области от 15 февраля 2005 г. N 83 "Об утверждении Положения об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области" и постановления Губернатора Новосибирской области от 18.04.2005 г. N 246, от 14.04.2006 г. N 180, от 29.05.2006 г. N 243, от 09.06.2006 г. N 263, от 01.12.2006 г. N 483, от 01.07.2007 г. N 229, от 22.06.2007 г. N 254, которые вносили изменения в постановление Губернатора Новосибирской области от 15.02.2005 г. N 83.
Пункт 1.2 Положения об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области определяет, что размеры оплаты труда гражданских служащих не могут превышать размеры оплаты труда федеральных государственных служащих по соответствующим должностям федеральной государственной службы (абзац первый п. 1.2).
До принятия федерального закона или указа Президента Российской Федерации, определяющих соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы в аппарате Новосибирского областного Совета депутатов, в администрации Новосибирской области, в областных исполнительных органах государственной власти Новосибирской области, в аппарате избирательной комиссии Новосибирской области, в Контрольно-счетной палате Новосибирской области, в территориальных исполнительных органах государственной власти Новосибирской области (далее - государственные органы Новосибирской области) соотносятся с должностями федеральной государственной гражданской службы соответственно в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Аппарате Правительства Российской Федерации и федеральном министерстве, в федеральной службе и федеральном агентстве, в аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в аппарате Счетной палаты Российской Федерации, в территориальных органах федеральных органов государственной власти (далее - государственные органы Российской Федерации), установленными Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (абзац 2 п. 1.2 Положения).
При соотнесении должностей государственной гражданской службы Новосибирской области к должностям федеральной государственной гражданской службы учитываются:
1) задачи и функции соответствующих государственных органов Новосибирской области и государственных органов Российской Федерации;
2) категории, группы должностей государственной гражданской службы Новосибирской области и должностей федеральной государственной гражданской службы;
3) квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы Новосибирской области и должностям федеральной государственной гражданской службы (абзац 3 п. 1.2 Положения).
Приложение N 1 к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области устанавливает размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих, в том числе определяя должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение гражданских служащих по должностным категориям: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты:
- Новосибирского областного Совета депутатов (раздел 1 приложения N 1);
- администрации Новосибирской области (раздел 2 Приложения N 1);
- областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области (раздел 3 Приложения N 1);
- территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области (раздел 4 Приложения N 1);
- Контрольно-счетной палаты Новосибирской области (раздел 5 Приложения N 1);
- избирательной комиссии Новосибирской области (раздел 6 Приложения N 1).
В соответствии с пунктом "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба, а в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (в редакции Федерального закона от 06.07.2006 г. N 105-ФЗ) "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
На федеральном уровне соответствующий правовой акт не принят.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Законодательное регулирование по предметам совместного ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ).
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 20 Федерального закона N 184-ФЗ).
Статья 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяет основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные в ст. 21 Федерального закона N 184-ФЗ не являются исчерпывающими. Согласно подпункта "з" пункта 2 статьи 21 Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституциями (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 27 Устава Новосибирской области Губернатор Новосибирской области является высшим должностным лицом Новосибирской области.
Полномочия Губернатора Новосибирской области определены в статье 29 Устава Новосибирской области. Перечень этих полномочий не является исчерпывающим. В соответствии подпунктом 29 п. 1 ст. 29 Устава Губернатор Новосибирской области осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Новосибирской области.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Устава Губернатор Новосибирской области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы Новосибирской области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Губернатором Новосибирской области 01.02.2005 г. подписан Закон Новосибирской области N 265-ОЗ "О государственной гражданской службе в Новосибирской области" (л.д. 39-45).
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Новосибирской области N 265-ОЗ регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой Новосибирской области, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Новосибирской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами области.
К полномочиям Новосибирского областного Совета депутатов в сфере гражданской службы относятся:
1) принятие законов и иных нормативных актов области, регулирующих отношения в сфере государственной гражданской службы;
2) утверждение областных целевых программ развития гражданской службы;
3) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области (части первая ст. 3 Закона Новосибирской области N 265-ОЗ).
Часть 2 статьи 3 Закона Новосибирской области N 265-ОЗ определяет полномочия Губернатора Новосибирской области и администрации Новосибирской области в сфере гражданской службы.
Суд считает обоснованными доводы прокурора, что установление соотношения должностей федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы Новосибирской области к полномочиям Губернатора Новосибирской области или высшего исполнительного органа государственной власти Новосибирской области не относится.
Исходя из положений подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации относится к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Новосибирского областного Совета депутатов.
Суд считает, что соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы Новосибирской области, установленное Губернатором Новосибирской области в абзаце 2 пункта 1.2 Положении об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области произведено с превышением предоставленных законом полномочий и противоречит нормам федеральных законов - пункту 4 статьи 2, абзацу 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (в редакции Федерального закона от 06.07.2006 г. N 105-ФЗ) "О системе государственной службы Российской Федерации", пункту 2 статьи 3, подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Суд не может согласиться с позицией представителей губернатора Новосибирской области, что в абзаце 2 п. 1.2 Положения об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области не установлено соотношение должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, поскольку в оспариваемом прокурором Новосибирской области абзаце 2 пункта 1.2 Положения указано, что до принятия федерального закона или указа Президента Российской Федерации, определяющих соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы в аппарате Новосибирского областного Совета депутатов, в администрации Новосибирской области, в областных исполнительных органах государственной власти Новосибирской области, в аппарате избирательной комиссии Новосибирской области, в Контрольно-счетной палате Новосибирской области, в территориальных исполнительных органах государственной власти Новосибирской области (далее - государственные органы Новосибирской области) соотносятся с должностями федеральной государственной гражданской службы соответственно в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Аппарате Правительства Российской Федерации и федеральном министерстве, в федеральной службе и федеральном агентстве, в аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в аппарате Счетной палаты Российской Федерации, в территориальных органах федеральных органов государственной власти (далее - государственные органы Российской Федерации), установленными Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".
По вышеизложенным основаниям суд считает, что при признании абзаца 2 пункта 1.2 Положения противоречащим положениям федеральных законов, не подлежит применению пункт 6.3.2 Инструкции по документационному обеспечению администрации Новосибирской области, утвержденная постановлением Губернатора Новосибирской области от 30.12.2005 г. N 700, на которую ссылались представители губернатора Новосибирской области в своих возражениях.
В судебном заседании представителями Губернатора Новосибирской области не оспаривался довод прокурора, что Новосибирской области предусматривалась дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в соответствии с приложением 13 к Федеральному закону от 23.12.2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" в размере 3 150 292,3 тыс. руб., в соответствии с приложением 14 к Федеральному закону от 26.12.2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" - в размере 2 802 339,8 тыс. руб. На 2007 г. размер дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации для Новосибирской области в соответствии с приложением 14 к Федеральному закону от 19.12.2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" составляет 2 719 776,6 тыс. руб.
Согласно статьи 2 и приложения 1 к Закону Новосибирской области от 11.12.2004 г. N 244-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2005 год", статьи 3 и приложения N 2 к Закону Новосибирской области от 09.12.2005 г. N 358-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2006 год", статьи 3 и приложения N 2 к Закону Новосибирской области от 16.12.2006 г. N 70-ОЗ "Об областном бюджете на 2007 год" областной бюджет на указанные годы утверждался с учетом поступления денежных средств из федерального бюджета (л.д. 46-48).
Согласно статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в составе федерального бюджета образуется Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, средства которого распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 1); дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (абзац первый пункта 4); уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации не может превышать уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации иного субъекта Российской Федерации, который до распределения дотаций Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации имел более высокий уровень расчетной обеспеченности (пункт 5); уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объеме бюджетных услуг в расчете на одного жителя (пункт 6).
Согласно абзаца 2 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 194-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса администрации Сахалинской области о проверке конституционности абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации" наличие оснований возникновения у субъекта Российской Федерации права на получение дотаций из федерального бюджета, закрепленных в положениях статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве нормативных критериев, означает, что данный субъект Российской Федерации не располагает реальными экономическими возможностями обеспечить в полном объеме выполнение возложенных на него конституционных функций и объективно нуждается в финансовой поддержке со стороны Российской Федерации. Направляемые на решение соответствующих задач из федерального бюджета средства имеют публичное предназначение, чем обуславливают требование их целевого использования. Это может выражаться в частности, в установлении федеральным законодателем специальных, имеющих императивный характер, правил.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.03.2007 г. N 24-ФЗ) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно пункта 2 ст. 3 Федерального закона N 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Одним из основных принципов гражданской службы в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 79-ФЗ является принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
В субъекте Российской Федерации, которому в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации , размер оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.
Аналогичная норма содержится в абзаце втором пункта 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона 18.10.2007 г. N 230-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно пп. 3, 4 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральный государственных служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В силу вышеуказанных положений статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ вопросы оплаты труда федеральных государственных служащих регулируются Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 (в редакции Указа Президента РФ от 24.09.2007 г. N 1215, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 30.12.2006 г. N 1490) "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (л.д. 35-38).
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
Постановление Губернатора Новосибирской области от 13 июля 2007 г. N 285 принято в соответствии с Законом Новосибирской области от 01.02.2005 г. N 265-ОЗ "О государственной гражданской службе Новосибирской области".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 01 февраля 2005 г. N 265-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 14.04.2007 г. N 95-ОЗ) "О государственной гражданской службе Новосибирской области" Закон в соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает классные чины государственной гражданской службы Новосибирской области, квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы Новосибирской области, дополнительные гарантии и условия их предоставления государственным гражданским служащим Новосибирской области, порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Новосибирской области и работников государственного органа, полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере государственной гражданской службы, а также регулирует вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих Новосибирской области и порядок ведения Реестра государственных гражданских служащих Новосибирской области, должностного регламента (л.д. 39-45).
Согласно статьи 7 Закона Новосибирской области N 265-ОЗ порядок и условия оплаты труда гражданских служащих установлены Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункт 1); денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), установленных федеральным законом (пункт 2); размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих, ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого гражданским служащим, устанавливаются в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области (пункт 3).
Пункт 1.1 Положения об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области устанавливает, что оплата труда государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Гражданским служащим устанавливаются следующие дополнительные выплаты:
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
ежемесячное денежное поощрение;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
премия за выполнение особо важных и сложных заданий;
единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.
Приложение N 1 к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской устанавливает размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих (пункты 2 и 4.3 Положения)
Сопоставив размеры должностных окладов гражданских служащих органов государственной власти, государственных органов Новосибирской области и размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих, установленные приложением N 1 к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области с подразделом 2 раздела 11 приложения 1 (должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации) к Указу Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 (в редакции Указа Президента РФ от 24.09.2007 г. N 1215, с изменения, внесенными Указом Президента РФ от 30.12.2006 г. N 1490) , суд приходит к выводу, что размеры должностных окладов гражданских служащих органов государственной власти, государственных органов Новосибирской области превышают размеры должностных окладов, установленные Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763.
Так согласно приложения N 1 к Положению, утвержденному постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.07.2007 г. N 285 установлены размеры должностных окладов:
для гражданских служащих Новосибирского областного Совета депутатов (раздел 1 приложения N 1 к Положению):
по категории "руководитель":
- руководитель аппарата - 6200 рублей в месяц,
- начальник управления - 6200 руб.,
- заместитель начальника управления - 5100 руб.,
- начальник отдела - 4840 руб.,
- заместитель начальника отдела - 4140 руб.;
по категории "помощники (советники)":
- от должности советник Председателя Новосибирского областного - 4840 рублей до должности помощник заместителя Председателя Новосибирского областного Совета депутатов - 3871 руб.;
по категории "специалисты":
от должности начальника отдела в составе структурного подразделения - 4675 рублей до должности консультант - 3643 рубля;
по категории "обеспечивающие специалисты":
- от должности главный специалист - 3167 рублей до должности специалист- 1650 рублей .
Аналогичные размеры окладов установлены для гражданских служащих администрации Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области (разделы 2, 3 приложения N 1 к Положению).
Пункт 4 приложения N 1 к Положению устанавливает размеры должностных окладов гражданских служащих территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области:
- по категории "руководители": от должности начальник управления - 4510 рублей в месяц до должности заместитель начальника отдела - 3520 рублей:
- по категории "специалисты": начальник отдела в управлении - 3520 рублей;
- по должности "обеспечивающие специалисты": от должности главный специалист - 2970 рублей до должности специалист - 1650 рублей.
Разделы 5 и 6 приложения N 1 к Положению устанавливают должностные оклады гражданских служащих Контрольно-счетной палаты Новосибирской области (начальник отдела - 4 840 рублей, главный инспектор - 5 330 рублей, старший инспектор - 4 565 рублей, инспектор - 4 015 рублей, главный специалист - 3 167 руб., ведущий специалист - 2 877 руб., специалист 1 разряда - 2420 руб.) и избирательной комиссии Новосибирской области (начальник отдела - 4430 руб., заместитель начальника - 4140 руб., консультант - 3643 руб., главный специалист - 3167 руб., ведущий специалист - 2 877 руб., специалист 1 разряда - 2420 руб.).
Установленные в Приложении N 1 к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области размеры должностных окладов гражданских служащих превышают размеры должностных окладов, установленных Указом Президента Российской Федерации N 763 (подраздел 2 раздел 11 приложения 1 с учетом повышения должностных окладов в 1,1 раза в соответствии с Указом Президента РФ от 30.12.2006 г. N 1490): руководитель территориального органа 4150 рублей, заместитель руководителя территориального органа 4070,0 руб., начальник отдела территориального органа - 3 520,0 руб., заместитель начальника отдела территориального органа - 3 300,0 руб., помощник руководителя территориального органа - 3190,0 руб., главный специалист - эксперт - 2970, о руб., ведущий специалист - эксперт - 2750,0 руб., специалист-эксперт и старший специалист 1 разряда - 2530,0 руб., старший специалист 2 разряда - 2420,0 руб., старший специалист 3 разряда - 2310,0 руб., специалист 1 разряда - 2090,0 руб., специалист 2 разряда - 1870,0 руб., специалист 3 разряда - 1650,0 руб.(д.д. 35-37).
Также Приложение N 1 к Положению устанавливает размеры ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов) для гражданских служащих, указанных в приложении N 1, которое составляет 3,3 должностных оклада для гражданских служащих:
- Новосибирского областного Совета депутатов (руководитель аппарата, начальник Управления, заместитель начальника управления);
- администрации Новосибирской области (руководитель аппарата Губернатора Новосибирской области, руководитель департамента, руководитель представительства, заместитель руководителя департамента, председатель комитета, заместитель руководителя представительства);
- исполнительных органов государственной власти Новосибирской области (руководитель департамента, управляющий делами, начальник управления финансов и налоговой политики Новосибирской области, заместитель руководителя департамента, начальник управления, являющегося органом исполнительной власти, начальник инспекции, заместитель начальника управления, являющегося органом исполнительной власти, заместитель начальника инспекции, начальник управления, являющегося структурным подразделением органа исполнительной власти, заместитель начальника управления, являющегося структурным подразделением органа исполнительной власти).
Для гражданских служащих Новосибирского областного Совета депутатов (начальник отдела и заместитель начальника отдела, являющегося структурным подразделением областного Совета депутатов, советник и помощник Председателя Новосибирского областного Совета депутатов), администрации Новосибирской области (заместитель руководителя аппарата Губернатора Новосибирской области, заместитель председателя комитета, пресс-секретарь Губернатора Новосибирской области, начальник отдела и заместитель начальника отдела, являющегося структурным подразделениям администрации Новосибирской области, советник и помощник Губернатора Новосибирской области) - 3,0 должностных оклада.
Для остальных категорий гражданских служащих, указанных в приложении N 1 к Положению размеры ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов) составляют 2,8; 2,7; 2,5; 2,3 должностных окладов.
Гражданским служащим территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области размеры ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов) установлены в размере 1,0 должностного оклада (раздел 4 приложения N 1 к Положению).
Суд считает обоснованным доводы прокурора, что размеры ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов), установленные для гражданских служащих, указанных в разделах 1, 2, 3, 5, 6 Приложения N 1 к Положению превышают размер ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, установленный подразделом 2 раздела 11 приложения 1 к Указу Президента РФ от 25.07.2006 г. N 763 - один должностной оклад.
Размер ежемесячного денежного поощрения, установленный в разделе 4 приложения N 1 к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области для гражданских служащих территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, не превышает размер ежемесячного поощрения федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, установленный подразделом 2 раздела 11 приложения 1 к Указу Президента РФ от 25.07.2006 г. N 763 и оснований для признания Приложения N 1 в этой части противоречащим п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ и п. 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" нет; требования и.о. прокурора Новосибирской области в этой части удовлетворению не подлежат.
Суд считает обоснованными доводы прокурора, что размер денежного содержания государственных гражданских служащих Новосибирской области в данном случае необходимо сопоставлять с денежным содержанием федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации.
Размеры оплаты труда, установленные приложением N 1 к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области подлежат сравнению с размерами денежного содержания, определенными подразделом 2 раздела 11 приложения 1 (должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации) к Указу Президента РФ от 25.07.2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих ", поскольку необходимо сопоставлять государственных гражданских служащих, находящихся в одинаковых условиях, которые выступают представителями публичной власти государства, выполняют функции государственного управления, призваны обеспечивать функционирование государственного аппарата и реализацию юридически властных полномочий соответствующих государственных должностных лиц в одном регионе.
С учетом изложенного суд не может согласиться с позицией представителей губернатора Новосибирской области, что необходимо производить сравнение между федеральными гражданскими служащими аппарата Счетной палаты РФ и государственными гражданскими служащими Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, Центральной избирательной комиссией РФ и избирательной комиссией Новосибирской области, федеральными службами и федеральными агентствами подведомственных федеральным министерствам и областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, аппаратом Правительства Российской Федерации и Федерального министерства и администрацией Новосибирской области, аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Новосибирским областным Советом депутатов, в подтверждении своих доводов заинтересованной стороной представлены сравнительные данные (л.д. 54-64).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам Российской федерации и совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Принимая во внимание, что Новосибирская область является субъектом Российской Федерации, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, положения пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должны были быть учтены при принятии Положения и противоречие оспариваемых прокурором Новосибирской области положений "Положения об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области" вышеуказанным положениям федеральных законов является основанием для признания их недействующими.
Суд не может согласиться с позицией представителей Губернатора Новосибирской области, что при рассмотрении заявленных прокурором требований в настоящем судебном заседании, должно быть принято во внимание, что с 1 января 2008 г. утрачивают свою силу абзац 2 пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ и абзац 2 пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с положениями части первой ст. 253 ГПК РФ, суд проверяет соответствие "Положения об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской", утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.07.2007 г. N 285 федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, которые действуют на момент рассмотрения заявления.
Суд считает необоснованными доводы представителей губернатора Новосибирской области, что прокурор должен был указать конкретно какой пункт приложения N 1 к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области какому нормативному правовому акту противоречит, поскольку и.о. прокурора Новосибирской области заявил требование о признании Приложения N 1 (полностью) к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области противоречащим п. 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 ст. 26.14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Суд считает, что оспариваемые прокурором Новосибирской области отдельные положения "Положения об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области" подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку исходя из правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. N 19-П, от 11 апреля 2000 г. N 6-П, от 18 июля 2003 г., от 27 января 2004 г. N 1-П следует, что решение суда общей юрисдикции о признании закона субъекта Российской Федерации, противоречащим федеральному закону не является подтверждением недействительности нормативного правового акта, его отмены самим судом, тем более лишение его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в законную силу не подлежащим применению.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ сообщение о принятом решении суда, после вступления его в законную силу, подлежит опубликованию в средстве массовой информации, в котором было официального опубликовано Постановление Губернатора Новосибирской области от 13.07.2007 г. N 285.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд решил:
заявление и.о. прокурора Новосибирской области удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 1.2, Приложение N 1 к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области, утвержденного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 13 июля 2007 г. N 285, за исключением установленного размера ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов) для гражданских служащих территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области (раздел 4 Приложения N 1 к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области).
Сообщение о принятом решении суда, после вступления его в законную силу, подлежит опубликованию в печатном издании, где было официально опубликовано постановление Губернатора Новосибирской области от 13 июля 2007 г. N 285.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение вступило в законную силу 30 января 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Новосибирского областного суда от 8 ноября 2007 г. N 3-145/2007
Текст решения предоставлен Новосибирским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника