См. ответ, приведенный в письме Росфинмониторинга от 3 ноября 2016 г. N 07-00-04/25508
В банк, являющийся членом АРБ, поступил исполнительный лист о списании со счета клиента банка крупной денежной суммы. Эти денежные средства должны быть перечислены взыскателю в Латвию.
Проверка, произведенная банком, показала, что исполнительный лист является подлинным. Спор, рассмотренный арбитражным судом, касался задолженности по договору купли-продажи векселей. Однако реальной хозяйственной деятельности клиент не ведет, поэтому векселя, вероятно, являются "бронзовыми". Одной из сторон сделки, являющейся основанием для взыскания средств, является иностранное юридическое лицо, зарегистрированное на территории республики Кипр.
В результате банк сделал вывод о сомнительности запрошенной клиентом операции.
С целью противодействия совершению сомнительной операции банком были проведены следующие действия:
- проведена идентификация клиента, его представителя, бенефициарного владельца до открытия расчетного счета в соответствии с действующим законодательством;
- были направлены запросы клиенту с требованием о представлении документов и сведений, подтверждающих операцию по счету, а также документов, перечисленных в исполнительном листе;
- отключена возможность формирования платежных поручений с использованием дистанционного банковского обслуживания в связи с неполным представлением документов по запросу Банка;
- проведена выездная проверка присутствия клиента, его единоличного исполнительного органа по адресу местонахождения, имевшая отрицательный результат, что зафиксировано в акте.
В связи с представлением клиентом неполного комплекта документов по запросу банка операции банка были признаны подозрительными.
Банк направил сообщения в органы прокуратуры и в территориальное учреждение Банка России. Банк уведомил, что клиент предъявил исполнительные документы с целью обхода норм валютного законодательства, а также законодательства в сфере противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, однако никто из указанных органов не отреагировал на обращение банка должным образом.
В результате банк попал в следующее затруднительное положение.
Во-первых, отсутствует решение о замораживании (блокировании) денежных средств клиента банка (часть 2 ст. 7.4 Федерального закона от 7 августа 2011 года N 115-ФЗ "О противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). Кроме того, клиент не был включен в перечень лиц, причастных к экстремисткой деятельности или терроризму (подпункт 6 пункта 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "7 августа 2001 года"
Во-вторых, в отношении операций с исполнительными документами подлежит применению норма части 8 ст. 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Ею предусмотрено, что "не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом".
Поскольку указанные в ст. 70 Закона об исполнительно производстве обстоятельства отсутствуют, банк вынужден исполнить исполнительный лист.
В связи с поставленной проблемой, просим Вас разъяснить порядок работы банков с исполнительными документами, используемыми для легализации преступных доходов и вывода капитала за рубеж, с целью корректного применения Закона N 115-ФЗ.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 5 октября 2016 г. N А-01/5-485 "О порядке работы банков с исполнительными документами в контексте применения Закона N 115-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был