Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с вопросами, возникающими у банков - членов АРБ по поводу применения Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части дополнения в пункт 7 статьи 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) подпунктами "н.2" и "н.3", обязывающих вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - ЕФРС) сведения о выдаче независимой гарантии, а также о заключении финансовым агентом договора финансирования под уступку денежного требования. Данные законодательные изменения вступают в силу с 1 октября 2016 года.
1) Подпунктом "н.2" пункта 7 статьи 7.1 Закона N 129-ФЗ определено, что обязательному внесению в ЕФРС подлежат "сведения о выдаче независимой гарантии с указанием идентификаторов бенефициара и принципала (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер при их наличии), а также существенных условий данной гарантии".
Согласно пункту 2 статьи 7.1 Закона N 129-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕФРС, являются открытыми и общедоступными, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Вместе с тем, публикация сведений о выданных банковских гарантиях (согласно пункту 3 статьи 368 Гражданского кодекса РФ банковские гарантии являются одним из видов независимых гарантий) несет для кредитных организаций - гарантов риск нарушения режима банковской тайны, определенной в статье 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Кроме того, в настоящее время кредитные организации публично размещают информацию о выданной гарантии для формирования федеральными органами исполнительной власти специальных реестров в соответствии со статьями 141 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", 74.1, 176.1 и 204 Налогового кодекса РФ, 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", 15.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". В этой связи представляется необоснованным осуществлять повторную публикацию соответствующей информации в ЕФРС, сопряженную с необходимостью нести предусмотренные статьей 7.1 Закона N 129-ФЗ дополнительные расходы.
2) Подпунктом "н.3" пункта 7 статьи 7.1 Закона N 129-ФЗ определено, что обязательному внесению в ЕФРС подлежат "сведения о заключении финансовым агентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с указанием даты заключения договора, суммы требования, основания возникновения требования, даты возникновения требования или условий будущего денежного требования, идентификаторов, указанных в подпункте "н.2" настоящего пункта, всех сторон договора".
В части публикации сведений о заключенных договорах финансирования под уступку денежного требования (далее - договоры факторинга) необходимо отметить следующие сложности, связанные с невозможностью публикации всех сведений в соответствии с новой редакцией Закона N 129-ФЗ. Учитывая требования главы 43 Гражданского кодекса РФ (в частности, статьи 826 ГК РФ), а также устоявшуюся деловую практику сторонами зачастую заключаются договоры факторинга в качестве рамочных, в котором не содержится весь объем сведений, подлежащий публикации в соответствии с Законом N 129-ФЗ. В данных ситуациях на дату заключения договора факторинга отсутствует информация о сумме требования, основаниях возникновения требования, даты возникновения требования или условий будущего денежного требования. Информация о сумме финансирования, о размере, сроке исполнения и основаниях возникновения уступаемых денежных требований определяется дополнительными соглашениями (например, реестром требований). При этом в договоре факторинга устанавливается условие о переходе к финансовому агенту денежного требования к любому из должников клиента в момент заключения дополнительного соглашения об условиях его передачи.
На основании изложенного у банковского сообщества возникли следующие вопросы:
1) Является ли кредитная организация-гарант соответствующим лицом, которое обязано размещать в сети "Интернет" и вносить в ЕФРС указанную в подпункте "н.2" пункта 7 статьи 7.1 Закона N 129-ФЗ информацию о выданных банковских гарантиях, если такая информация уже была опубликована (или включена в специальные реестры) в соответствии с требованиями иных законодательных актов? Или лицом, обязанным размещать в сети "Интернет" и вносить в ЕФРС указанную информацию, является принципал по банковской гарантии?
2) Каким способом кредитная организация - финансовый агент должна размещать в сети "Интернет" и вносить в ЕФРС указанную в подпункте "н.3" пункта 7 статьи 7.1 Закона N 129-ФЗ информацию о договорах факторинга, если в первоначальном документе, заключенном для финансирования под уступку денежного требования отсутствуют условия о сумме финансирования, о размере, сроке исполнения и основаниях возникновения уступаемых денежных требований? При этом возлагается ли на соответствующую кредитную организацию обязанность по последующему размещению в сети "Интернет" и внесению в ЕФРС сведения из всех дополнительных соглашений к договору факторинга? Или лицом, обязанным размещать в сети "Интернет" и вносить в ЕФРС указанную информацию, является принципал по банковской гарантии?
3) На настоящий момент в большинстве договорных актов (в частности, при выдаче банковских гарантий и заключения договоров факторинга) не указывается идентификационный номер налогоплательщика соответствующих лиц (главным образом, это касается сведений физических лиц, которые, ссылаясь на отсутствие обязанности иметь данный номер не указывают его в соответствующих документах даже при наличии такового). Какие будут юридические последствия, если в соответствующих договорных актах не будет указан идентификационный номер налогоплательщика-физического лица при наличии у него данного номера?
Учитывая практическую значимость вышеизложенных вопросов, просим Вас изложить официальную позицию Министерства экономического развития Российской Федерации, а также дополнительную и уточняющую информацию по данным вопросам.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 5 октября 2016 г. N А-01/5-486 "О применении кредитными организациями Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был