1. Действия заказчика по расширению перечня оснований невозврата обеспечения заявки, предусмотренных Законом о контрактной системе, является нарушением.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 5.5.9 Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие случаи возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок:
"Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:
а) уклонение или отказ победителя конкурса, или иного участника конкурса с которым заключается контракта при уклонении победителя конкурса от заключения контракта, заключить контракт;
б) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящей конкурсной документаций или Федеральным законом о контрактной системе, до заключения контракта Заказчику обеспечения исполнения контракта;
в) изменение или отзыв участником конкурса заявки на участие в конкурсе после истечения срока окончания подачи таких заявок".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего случай, при котором возврат обеспечения заявки на участие в Конкурсе не производится, а именно: "изменение или отзыв участником конкурса заявки на участие в конкурсе после истечения срока окончания подачи таких заявок", нарушают часть 13 статьи 44 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки по критерию оценки "Квалификация участников закупки" :
N п/п Наименование критерия, показателя (подкритерия) Шкала предельных величин значимости показателей Баллы
2 Квалификация участника закупки 100
2.1 Количество инженерно-технических работников (ИТР), имеющих высшее или среднее инженерно-техническое образование в области строительства, и осуществляющие организацию или руководство производственными процессами на предприятии, чел.
(подтверждается копиями дипломов о высшем или среднем инженерно-техническом образовании и копиями трудовых книжек с первого листа и до листа, следующего после последней записи) до 14 (включительно) 0
от 15 до 21 (включительно) 2,5
от 22 и более 5
2.2 Количество рабочих, профессионально занимающихся производительным трудом и принадлежащих к рабочему классу и имеющих высшее или среднее инженерно-техническое образование в области строительства
(подтверждается копиями дипломов о высшем или среднем инженерно-техническом образовании) до 116 (включительно) 0
от 117 до 166 (включительно) 2,5
от 167 и выше 5
2.3 Количество успешно построенных объектов капитального строительства по исполненным за последние пять лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе контрактам/договорам с ценой каждого такого контракта/договора в пределах указанных ниже величин значимости, а также характер которых сопоставим с объектом настоящего конкурса.
Примечание: под сопоставимым характером строящегося объекта понимаются ранее построенные объекты, требующие наличия допуска на организацию строительства СРО и которые соответствуют требованиям к допуску СРО, установленному настоящей конкурсной документацией.
(подтверждается копиями контрактов/договоров и актами приемки законченного строительством объекта (формы КС-11 или КС-14) либо в случае, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, вместо акта приемки законченного строительством объекта предоставляется копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию), в том числе:
до 100 млн. руб. (включительно) не установлено 0
от 100 млн. руб. (не включительно) до 300 млн. руб. (включительно) от 6 и выше 20
от 300 млн. руб. (не включительно) до 500 млн. руб. (включительно) от 4 и выше 35
от 500 млн. руб. (не включительно) до начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (включительно) от 3 и выше 60
от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (не включительно) и выше от 2 и выше 65
2.4 Контрактная/договорная совокупная стоимость успешно построенных объектов капитального строительства за последние пять лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе
(подтверждается копиями контрактов/договоров и актами приемки законченного строительством объекта (формы КС-11 или КС-14) либо в случае, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, вместо акта приемки законченного строительством объекта предоставляется копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) до 500 млн. руб. (включительно) 0
от 500 млн. руб. (не включительно) до 800 млн. руб. (включительно) 2,5
от 800 млн. руб. (не включительно) до
1 млрд. руб. (включительно) 5
от 1 млрд. руб. (не включительно) до начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (включительно) 7,5
от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (не включительно) и выше 15
2.5 Количество положительных отзывов от заказчиков о построенных объектах капитального строительства сопоставимого характера
(подтверждается копиями отзывов) до 2 (включительно) 0
от 3 до 5 (включительно) 0,5
от 6 до 10 (включительно) 1
от 11 до 15 (включительно) 3
от 16 до 21 (включительно) 6
от 22 и выше 10
Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными участниками закупки.
Кроме того, в Конкурсной документации отсутствует значимость показателей критерия оценки "Квалификация участников закупки" в нарушение пункта 11 Правил.
Действия Заявителя, установившего ненадлежащий порядок оценки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Комиссией ФАС России установлено, что указанный порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения государственного контракта в связи с тем, что в Конкурсной документации отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными участниками закупки.
Кроме того, в нарушение пункта 11 Правил, в Конкурсной документации отсутствует значимость показателей критерия оценки "Квалификация участников закупки".
Таким образом, коллегия судей поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем надлежащим образом не установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, что нарушает положения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения обжалуемого акта."
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 г. по делу N А40-8516/16)
2. Комиссия заказчика вправе отказывать в допуске к участию в закупке организации в связи с предоставлением недостоверных сведений только в случае наличия доказательств, подтверждающих недостоверность таких сведений.
Заказчик проводил аукцион на право заключения государственного контракта на приобретение копировально-множительной техники.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.12.2015 N 0173100013915000129-3 победителем Аукциона признано ООО "Тирион".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что направили в адрес ООО "Тирион" проект контракта, а ООО "Тирион" 13.01.2016 направило в адрес Заказчика подписанный проект контракта с заполненной спецификацией предлагаемой к поставке продукции с указанием моделей копировальной техники, а именно: многофункциональная установка Canon imageRUNNER ADVANCE C3325i, сканеры Panasonic KV-S5055C и Panasonic KV-SL1066.
Заказчиком 18.01.2016 размещен на Официальном сайте протокол отказа от заключения контракта N 0173100013915000129-4 (далее - Протокол отказа). Как следует из Протокола отказа, основанием для отстранения ООО "Тирион" от участия в закупке послужило представление Заявителем недостоверной информации о технических характеристиках предлагаемой к поставке копировальной техники в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а именно:
- по позиции "Полноцветное многофункциональное устройство средней производительности формата А3" - Заявителем по показателю "Емкость реверсивного автоматического податчика документов" представлено значение показателя "110 листов (75 )";
- по позиции "Сканер 1" - Заявителем по показателю "Тип сканирующего элемента" представлено значение показателя "CCD";
- по позиции "Сканер 2" - Заявителем по показателю "Потребляемая мощность" представлено значение показателя "30 Вт (во время работы) типичное".
Представители Заказчика пояснили, что проверка характеристик копировальной техники осуществлялась Аукционной комиссией на основании сведений, размещенных производителями товаров, предлагаемых к поставке Заявителем, на официальных сайтах указанных производителей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заказчиком в разделе VII "Техническая часть документации об аукционе" документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к поставляемым товарам:
- по позиции "Полноцветное многофункциональное устройство средней производительности формата А3" - "Емкость реверсивного автоматического податчика документов, не менее 110 листов";
- по позиции "Сканер 1" - "Тип сканирующего элемента CCD";
- по позиции "Сканер 2" - "Потребляемая мощность, не более 30 Вт (во время работы)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно сведениям, размещенным на официальном сайте компании ООО "Канон Ру", емкости устройства подачи бумаги в стандартной комплектации многофункциональной установки Canon imageRUNNER ADVANCE C3325i соответствует значение 100 листов при плотности бумаги 80 , в связи с чем Аукционная комиссия признала сведения об указанной характеристике, содержащиеся в заявке Заявителя недостоверными.
Представителями Заявителя представлено на рассмотрение Комиссии письмо ООО "Канон Ру" от 22.01.2016 N 1601221610 о подтверждении проведения экспертизы модели многофункционального устройства Canon imageRUNNER ADVANCE C3325i в офисе ООО "Канон Ру" на предмет вместимости автоподатчика документов экспертом АНО "Центральный институт экспертизы, стандартизации и сертификации" Федотовым К.Н. (далее - Заключение).
Согласно вышеуказанному Заключению специалиста от 25.01.2016 N 1116/1F вместимости лотка автоподатчика документов соответствует значение 111 листов с бумагой плотностью 80 . Поскольку бумага плотностью 75 имеет меньший объем, соответствующий результат вместимости распространяется при меньшей плотности бумаги.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно сведениям, размещенным на официальном сайте компании ООО "Панасоник Рус", типу сканирующего элемента сканера Panasonic KV-S5055C соответствует значение "CIS", а потребляемой мощности сканера Panasonic KV-SL1066 соответствует значение "не более 40 Вт".
На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ООО "Панасоник Рус", характеристикам сканеров, указанных в заявке Заявителя на участие в Аукционе соответствуют следующие значения:
- "Тип сканирующего элемента" - "CCD";
- "Потребляемая мощность" - "Не более 40 Вт".
Кроме того, представителями Заявителя представлено на рассмотрение Комиссии Заключение специалиста от 25.01.2016 N 1116/2F, согласно которому средней потребляемой мощности при типичном режиме работы для сканера Panasonic KV-SL1066 соответствует значение "29,82 Вт", что не превышает значения, указанного на официальном сайте ООО "Панасоник Рус".
Вместе с тем, Заказчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что сведения, указанные в заявке Заявителя на участие в Аукционе являются недостоверными.
Согласно части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Вышеуказанные действия Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение об отстранении Заявителя от участия в Аукционе нарушают часть 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Таким образом, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе исчисляется с учетом количества дней, установленных Законом о контрактной системе, начиная со следующего дня после размещения извещения в единой информационной системе.
Кроме того, в случае, если заказчик устанавливает минимальный срок для подачи заявок при проведении электронного аукциона, то срок для подачи заявок исчисляется начиная со следующего дня после размещения извещения и должен быть не менее семи полных дней.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 11.12.2015.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, срок окончания подачи заявок заканчивается 18.12.2015 в 00:00, то есть на шестой день с даты размещения извещения о проведении Аукциона.
При этом срок окончания подачи заявки на участие в Аукционе согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен 19.12.2015 в 00:00.
Таким образом, действия Заказчика, сократившего срок подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Вместе с тем, заказчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что сведения, указанные в заявках ООО "Тирион" на участие в аукционах являются недостоверными.
По сроку размещения информации заказчик нарушение признал, суд считает возможным не проверять выводы ответчика.
В судебном заседании представлено письмо производителя о потребляемой мощности сканера. Суд, исследовав письмо, приходит к выводу, что в деле имеются другие доказательства, свидетельствующие о соответствии данного товара требованиям аукционной документации. Кроме того, в самом письме производителя указано, что данный показатель изменяется путем настройки оборудования.
Таким образом, требования заявителя не подлежат удовлетворению."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2016 г. по делу N А40-54227/16-147-494)
3. Объединение в один лот строительства объекта капитального строительства с поставкой оборудования приводит к ограничению количества участников закупки.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на приобретение в собственность нежилого здания.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с извещением о проведении закупки, документацией об Аукционе наименование закупки - приобретение в собственность нежилого здания (общеобразовательной организации на 1100 мест).
Вместе с тем, пунктом 38 спецификации на приобретение в собственность нежилого здания (общеобразовательной организации на 1100 мест) документации об Аукционе установлено: "проектно-сметная документация Здания выполнена организациями, имеющими свидетельства о допуске к необходимому виду или необходимым видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ. Имеет положительное заключение организации, осуществляющей государственную экспертизу градостроительной документации в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ".
В пункте 1.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что продавец принимает на себя обязательство передать в собственность муниципального образования "Город Томск", а Покупатель обязуется принять в собственность муниципального образования "Город Томск" и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта нежилое здание (далее - Здание), которое будет создано в будущем.
Также в документации об Аукционе представлен ряд положений, в том числе, например, обязанности продавца: "передать Покупателю по акту приема-передачи положительное заключение государственной экспертизы проектно-сметной документации в отношении Здания в течение 10 рабочих дней с момента его получения Продавцом, но не позднее 01 апреля 2016 года; в срок до 15 декабря 2016 года приобрести право собственности на указанное в п. 1.1 настоящего контракта Здание и произвести оформление на себя права собственности в отношении Здания в соответствии с действующим законодательством РФ; предоставлять Покупателю информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших с ним договор или договоры, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Указанная информация должна быть предоставлена Продавцом Покупателю в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком", свидетельствующих, что объектом закупки является проектирование и строительство здания.
Изучив представленные на заседание Комиссии документы и сведения по закупке, Комиссия приходит к выводу, что объектом закупки является не приобретение нежилого здания, а строительство нежилого здания по заданию Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе наименование и описание объекта закупки ненадлежащим образом, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца вместо "пунктом 2 части 6 статьи 66" следует читать "пунктом 2 части 5 статьи 66"
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 68.10.14.000 "Услуги по покупке и продаже нежилых зданий и занимаемых ими земельных участков", при этом целью проводимой закупки является выполнение проектных и строительных работ нежилого здания - общеобразовательной организации на 1100 мест. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 999 000 000 рублей, в связи с чем необходимо установить в документации об Аукционе дополнительные требования, предусмотренные в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе к участникам Аукциона не установлены дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в своих заявках для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Изучив представленные на заседание Комиссии документы и сведения по закупке, Комиссия приходит к выводу, что объектом закупки является единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции, в последующем переданный в собственность Заказчику, Уполномоченному органу.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 N 356 (далее - Приказ). Согласно Приложению к Приказу в свидетельстве указывается предельная стоимость работ (по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства или по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства) по одному договору, на осуществление организации которых член саморегулируемой организации вправе заключать договоры.
В соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Следовательно, член саморегулируемой организации вправе заключать договоры по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства, по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает сумму, указанную в свидетельстве.
Условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к организации соответствующих работ, предельная стоимость которых должна быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.
В документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к организации соответствующих работ, предельная стоимость которых должна быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, не установивших в документации о закупке требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к работам по организации соответствующих работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик не согласился с принятым решением и обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Объектом закупки является единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции, в последующем переданный в собственность Заказчику, Уполномоченному органу.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. "
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2016 г. по делу N А40-97161/16-147-838)
4. В проекте контракта заказчик должен установить штрафные санкции в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Заказчик провел аукцион на право заключения контракта на поставку и монтаж пресса гидравлического (производство изделий посредством горячего прессования) РНМ-160 в комплекте или эквивалента в количестве 1 шт. в рамках выполнения проекта Реконструкция и техническое перевооружение лабораторно-исследовательского комплекса по разработке полимерных композиционных материалов и их опытно-промышленному производству.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Аукциона.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения неустойки).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
В соответствии с Правилами определения неустойки за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, штраф устанавливается в размере 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей).
В соответствии с Правилами определения неустойки за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, штраф устанавливается в размере 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктами 6-8 Правил определения неустойки установлен порядок и формулы расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
Вместе с тем, согласно пунктам 5.1-5.3, 5.16 проекта контракта документации об Аукционе установлено следующее:
"За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему Контракту Исполнитель и Государственный заказчик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
В случае просрочки исполнения обязательств по Контракту Исполнитель, обязан уплатить Государственному заказчику штраф в размере ___% (____ процентов) процентов от стоимости Контракта и пеню в размере 0,1% от стоимости Контракта, за каждый день задержки до фактического выполнения своих обязательств.
За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств по настоящему Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Исполнитель уплачивает Государственному Заказчику штраф в размере ____% (____ процентов) цены Государственного контракта. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1063
В случае просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Государственным Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Государственным Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Государственным Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Государственным Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Государственным Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.".
На основании вышеизложенного следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе не установлен размер штрафа и размер пени за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, в проекте контракта документации об Аукционе не установлен соответствующий требованиям Правил определения неустойки размер штрафа, размер пени за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с указанным решением, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанно дело, оставил решение ФАС России в силе.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2016 г. по делу N А40-69479/16-17-603)
5. Требования к объекту закупки не должно ограничивать количество участников закупки.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на 2016-2017 годы с установлением условия банковского сопровождения контракта.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог и ледовых переправ межмуниципального значения.
В соответствии с приложением к государственному контракту, входящему в состав документации об Аукционе, необходимо осуществить выполнение работ на 54 объектах, расположенных в различных административных районах (Абзелиловский, Альшеевский, Архангельский, Баймакский, Бакалинский и другие).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком, Уполномоченным органом объекта закупки путем объединения в один лот выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, расположенных в разных районах Республики Башкортостан, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе требования по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, расположенных в 54 районах Республики Башкортостан, влекут за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 16 Информационной карты документации об Аукционе "участник закупки формирует заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с регламентом электронной площадки, определенной для проведения настоящего электронного аукциона, требованиями Федерального закона, а также требованиями настоящей документации об электронном аукционе.
Для участия в электронном аукционе лица, получившие аккредитацию на электронной площадке, определенной для проведения настоящего электронного аукциона подают заявку на участие в электронном аукционе в форме двух электронных документов (первая и вторая части заявок на участие в электронном аукционе).
В соответствии с частью 10 статьи 66 Федерального закона участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в электронном аукционе отношении каждого объекта закупки.
При описании объекта закупки участником закупки должны применяться общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Сведения, которые содержатся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. Описание предлагаемых товаров осуществляется в соответствии с единицами (системами) измерений и написанием наименований показателей, указанных в Разделе N2 "Техническое задание" настоящей документации об электронном аукционе".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с принятым решением, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Из материалов дела следует, в связи с объединением в один предмет закупки по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, расположенных в разных районах Республики Башкортостан начальная максимальная цена контракта составляет 5.239.000.000 руб.
Согласно документации, размер обеспечения заявки на участие в аукционе составляет 5% от начальной максимальной цены контракта - 261.950.000 руб., в пункте 7 раздела 1 "общие сведения" документации размер обеспечения исполнения контракта в аукционе составляет 30% начальной (максимальной) цены контракта - 1.571.700.000 руб., что влияет на количество участников закупки.
Таким образом, для того чтобы осуществить организацию работ, одному участнику необходимо будет задействовать дополнительные трудовые и финансовые ресурсы.
Доводы жалоб о том, что законодательство не содержит запрета на объединение предмета торгов в один лот, не являются основанием для отмены судебного акта, поскольку с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора следует вывод о том, что установленные в документации требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
С учетом того, что такой возможностью обладают не все потенциальные участники, установление заказчиком требования о выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, расположенных в разных районах Республики Башкортостан в достаточной удаленности нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела следует, протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0101200008115003261 от 14.12.2015, в соответствии с которым на участие подана одна заявка - ОАО "Башкиравтодор"."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 г. по делу N А40-244495/15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проанализирован ряд судебных дел по вопросам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
В частности, указано, что действия заказчика по расширению перечня оснований невозврата обеспечения заявки, предусмотренных Законом о контрактной системе, являются нарушением.
Комиссия заказчика вправе отказывать в допуске к участию в закупке организации в связи с предоставлением недостоверных сведений. При этом должны быть доказательства, подтверждающие недостоверность таких сведений.
Нельзя объединять в один лот строительство объекта с поставкой оборудования. Это приводит к ограничению количества участников закупки.
В проекте контракта заказчик должен установить штрафные санкции в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.