Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Государственным унитарным предприятием "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту в помещениях административного здания Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (номер извещения 0173100009516000303) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено условие об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней).
3. В проекте государственного контракта документации о Аукционе не установлены меры о привлечении исполнителя к гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательства о привлечению соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
4. В проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено неправомерное требование об обязательном предоставлении исполнителем счет-фактуры для оплаты выполненных работ.
Представитель Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 29.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 25 804 161 рубль
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 19.09.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "СТ" с минимальным предложением о цене контракта 25 675 140,19 рублей.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Техническом задании "Выполнение работ по выборочному капитальному ремонту в помещениях административного здания Министерства промышленности и торговли Российской Федерации" документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В Техническом задании документации об Аукционе указано: "олифа должна отвечать следующим характеристикам: должна быть натуральная\оксоль\комбинированная; цвет по йодометрической шкале 400\600\800\мг I2/100 см3; отстой по объему не более 2%; условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 0,5) °С 10-70 с; кислотное число, мг КОН не должно быть менее 5; массовая доля нелетучих веществ, не более 73%; плотность при температуре (20
2) °С, г/см3 не более 1 г/см3; йодное число, мг йода на 100 г, не более 200; массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на Р2O5 не должна превышать 0,03%; припои оловянно-свинцовые должны использоваться: для пайки латуни, меди, железа, цинковых и оцинкованных листов, белой жести, приборов, радиоаппаратуры, гибких шлангов и бандажной проволоки электромоторов\для лужения и пайки контактных поверхностей электрических аппаратов, приборов и реле; химический состав: олово в пределах 25-35%; железо в пределах 0,01-0,05%; медь в пределах 0,08-0,1%; алюминий в пределах 0,001-0,1%; никель в пределах 0,01-0,04%; цинк в пределах 0,001-0,01%; марка: ПОС-90\ПОС-61\ПОС-50, ПОС-40\ПОС-26 30\ПОС-18; гранит керамический должен отвечать следующим характеристикам: водопоглощение,%, не более 0,12; отклонение лицевой поверхности от плоскостности в пределах % 0,4-0,1; искривление граней в пределах % 0,4-0,1; средний вес 1 плитки до 1,8 кг 1; предел прочности при изгибе, МПа более 50; стойкость к глубокому истиранию в пределах мм3, 120-126; износостойкость лицевой поверхности, степень 3\4; твёрдость по шкале Мооса, класс 5\6\7; морозостойкость, число циклов, не менее 125; коэффициент отражения более 45; высота монтажных рифлений, мм, не менее 0,3; отклонение формы плиток от прямоугольной (косоугольность) в пределах % 0,4-0,1; размером 300(+-10%)х300(+-10%)х8 (+-10%) мм".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Также указанные требования ограничивают доступ к участию в закупке, поскольку не представляется возможным определить порядок предоставления конкретных показателей, что приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе, технологии его производства.
Вышеуказанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе, не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям не отклонена ни одна заявка участника закупки.
2. В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика установления в проекте контракта предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени).
Заказчиком предоставляется отсрочка уплаты неустоек (штрафов, пени) в общем порядке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)". При этом обязанность Заказчика установления непосредственно в проекте контракта условия о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени) не предусмотрена.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что в контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с пунктом 5.2.32 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "подрядчик обязан привлечь к исполнению государственного контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15(Пятнадцати)% от цены государственного контракта. В отношении соисполнителей Подрядчик выполняет функции заказчика. Подрядчик несет ответственность за действия соисполнителей, совершаемые ими в рамках выполнения соответствующих работ, как за свои собственные. Невыполнение соисполнителем обязательств перед Подрядчиком не освобождает Подрядчика от выполнения условий государственного контракта. Также представители Заказчика пояснили, что в пункте 8.1 проекта контракта документации об Аукционе указано, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение государственного контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями государственного контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Из проекта государственного контракта документации об Аукционе следует, что оплата выполненных работ производится Заказчиком ежемесячно, в пределах объемов бюджетного финансирования, в течение 20 (Двадцати) рабочих дней со дня предоставления Подрядчиком документов, определенных пунктом 4.9 государственного контракта. Основанием для оплаты выполненных подрядчиком работ являются: акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акт о передаче Заказчику полного комплекта исполнительной документации предусмотренного действующими нормами и правилами для данного вида работ, и подписанные Сторонами, а также выставленный подрядчиком счет и счет-фактура. Окончательная оплата выполненных работ производится в течение 20 (Двадцати) рабочих дней после подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ и Акта приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченным выборочным капитальным ремонтом помещений административного здания (с учётом устранения дефектов).
В случае изменения расчетного счета Подрядчик обязан в однодневный срок в письменной форме сообщить об этом Заказчику, указав новые реквизиты расчетного счета. В противном случае все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на указанный в государственном контракте счет Подрядчика, несет Подрядчик.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, предоставление счета или счета-фактуры вытекает из Налогового законодательства, и в случае, если организация применяет упрощенную систему налогообложения, она не является плательщиком НДС, и соответственно требовать от организации счета-фактуры не представляется возможным.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ.
Пунктом 14 информационной карты документации об Аукционе установлено, что в составе заявки участника закупки предоставляется соответствующее свидетельство (надлежаще заверенная копия) о допуске участника закупки к видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным.
При этом документация об Аукционе не содержит указания на соответствующий вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в составе заявок участников закупки представлены свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта с указанием вида работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), в том числе с указанием на вид работы "33.3 Жилищно-гражданское строительство".
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части неправомерного установления в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 19.09.2016 N К-1498/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 сентября 2016 г. N К-1498/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был