Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ ВО "Национальный исследовательский мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" (далее - Уполномоченный орган), Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом,
ЗАО "СБЕРБАНК-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству общежития на 600 мест
МГУ им. Н.П. Огарёва (2-й этап) (номер извещения 0309100006116000080)
(далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе надлежащим образом не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 99), а именно, не установлена группа работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
2. Документация об Аукционе, не содержит приложение "Форма 4" содержащего характеристики и показатели товаров и материалов, сведения о которых необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 02.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 240 405 372 рубля;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
5) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе надлежащим образом не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 99, а именно, не установлена группа работ.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 000 000 рублей устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 02.09.2016 N 0309100006116000080 (далее - Извещение) объектом закупки является выполнение работ по строительству общежития на 600 мест
МГУ им. Н.П. Огарёва (2-й этап). ОКПД2 41.20.10.120. Начальная (Максимальная) цена контракта - 240 405 372 рубля.
На заседании Комиссии, представитель Уполномоченного органа пояснил, что требования к группе работ установлены в пункте 22.1 "Дополнительные требования к участникам электронного аукциона" Информационной карты документации об Аукционе, согласно которому:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены Контракта".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку не обеспечил, и не представил доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в составе документации об Аукционе не размещено приложение "Форма 4" содержащее характеристики и показатели товаров и материалов, сведения о которых необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 3.2.2.3.2 документации об Аукционе установлено следующие положения в отношении содержания первой части заявки:
"3.2.2.3.2. Согласие, предусмотренное пунктом 3.2.2.2 части II "Инструкция участникам аукциона в электронной форме", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в Форме 4 "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара (при необходимости), размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" части VI "Техническая часть документации об электронном аукционе", и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
На заседании Комиссии, представитель Уполномоченного органа пояснил, что согласно части III Информационной карты документации об Аукционе: "При возникновении противоречия между положениями части II "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" и части III "Информационная карта аукциона в электронной форме" применяются положения части III "Информационная карта аукциона в электронной форме"."
Кроме того, представитель Уполномоченного органа пояснил, что в соответствии с пунктом 26 части III Информационной карты документации об Аукционе участнику Аукциона в составе первой части заявки необходимо предоставить только согласие такого участника Аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода, в связи с чем, довод не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктами 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
На заседании Комиссии, установлено, что Извещение содержит следующие сведения: "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок: В соответствии с документацией об аукционе".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении не указана информация о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, что нарушает пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку документация об Аукционе содержит вышеуказанный порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в Аукционе, кроме того, на участие в Аукционе подана заявка от участника закупки и признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 23.09.2016 по делу N К-1533/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 сентября 2016 г. N К-1533/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был