Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Панацея" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального агентства по делам молодежи (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральным агентством по делам молодежи (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на организацию и проведение Всероссийского конкурса молодежного творчества и Всероссийского молодежного фестиваля искусств (номер извещения 0173100003516000102) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru - 31.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 618 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 19.09.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "Апекс Событий" с минимальным предложением о цене контракта 3 455 190 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.09.2016 N 0173100003516000102-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "5" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе, в связи с тем, что:
"Участник закупки в своей заявке указал несоответствующие характеристики в отношении: разрешения экрана, размера видеопамяти, размеров ноутбука; объема кэша L2, размера. веса моноблоков; разрешения печати, приблизительной скорости печати, размера сканирования, скорости копирования, уровня шума при работе, потребляемой мощности при работе МФУ (пункт 2 Части III "Техническая часть" Документации о проведении электронного аукциона); площади сцены предоставленного помещения (пункт 8 Части III "Техническая часть" Документации о проведении электронного аукциона)".
Вместе с тем, пунктом 3.2.2.3 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "если минимальные и максимальные значения показателя разделены символом "-" ("тире", "дефис"), необходимо указать конкретное значение показателя в пределах указанного диапазона допустимых значений, при этом минимальное и максимальное значение не включаются в диапазон допустимых значений".
Пунктом 2 Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие характеристики к товару "Моноблоки": "объем кэша L2 1-8 Мб, вес 8.07 кг".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, Комиссия установила, что пункт 2 заявки Заявителя содержит следующие характеристики к товару "Моноблоки": "объем кэша L2 512 Кб, вес 6.7 кг".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку победителем Аукциона признано ООО "Апекс Событий".
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки.
Пунктом 8.3 Раздела 8 проекта контракта документации об Аукционе, в том числе, установлено: "в случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным контрактом срока исполнения указанного обязательства и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных государственным контрактом и фактически исполненных Исполнителем".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в проекте государственного контракта Заказчиком надлежащим образом не установлены условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе участникам закупки необходимо представить, в том числе, конкретные показатели в отношении пункта 15 Технического задания документации об Аукционе: "Свитшоты с вышивкой", "Деревянные значки размером 4 см (диаметр) в количестве 75 шт. с логотипом Мероприятия", "Силиконовые наклейки с символикой Мероприятия размером 3 см (диаметр) в количестве 100 шт".
Вместе с тем, из условий Технического задания документации об Аукционе следует, что исполнителю на основании разработанного фирменного стиля необходимо обеспечить участников мероприятия следующей продукцией: "Свитшоты с вышивкой", "Деревянные значки размером 4 см (диаметр) в количестве 75 шт. с логотипом Мероприятия", "Силиконовые наклейки с символикой Мероприятия размером 3 см (диаметр) в количестве 100 шт".
Таким образом, Заказчиком установлены требования к описанию участниками Аукциона в составе заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, показателей результатов оказываемых услуг по изготовлению: "Свитшоты с вышивкой", "Деревянные значки размером 4 см (диаметр) в количестве 75 шт. с логотипом Мероприятия", "силиконовые наклейки с символикой Мероприятия размером 3 см (диаметр) в количестве 100 шт".
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком осуществляется, в том числе, закупка услуг по изготовлению "Свитшоты с вышивкой", "Деревянные значки размером 4 см (диаметр) в количестве 75 шт. с логотипом Мероприятия", "силиконовые наклейки с символикой Мероприятия размером 3 см (диаметр) в количестве 100 шт".
Кроме того, Комиссией установлено, что пункт 15 Технического задания документации об Аукционе содержит сведения о сверхподробном описании состава товаров, конкретные показатели которых необходимо указать участникам закупки в составе своих заявок, например: "Свитшоты с вышивкой. Характеристика свитшотов: состав ткани футер не менее 80% хлопок не более 20 п\э, переплетение кулирная гладь (не должна садиться при стирке). Гребенное полотно высшего качества, из которой должны быть изготовлены свитшоты, подвергается дополнительной обработке для обеспечения мягкости и шелковистости полотна, а так же минимальной усадке. Сорт должен быть высший. Свойства материала: устойчивость окраски должна быть "прочная", гигроскоскопичность от 8%. Лицевая сторона футера должна напоминать кулирную гладь, изнаночная сторона-с вычесанным ворсом. Ткань должна быть устойчива к появлению катышков, должна долго служить и со временем не должна терять форму, должна иметь высокую прочность и устойчивость перед деформациями".
Кроме того, пунктом 2 Технического задания документации об Аукционе установлено требование к товару: "МФУ - 1 шт. (многофункциональное устройство - принтер, сканер, копир), шаг масштабирования около 1 %, потребляемая мощность (при работе) должна быть около 439 Вт, потребляемая мощность (в режиме ожидания) должна быть около 65 Вт".
Пунктом 3.2.2.3. документации об Аукционе установлено: "при описании характеристик используемых товаров не допускается использование слов "не более", "не менее", "может быть", "должно быть", "или эквивалент", "или аналог", "приблизительно", "примерно", "около"".
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, компонентного состава веществ, используемых при изготовлении товаров, а также характеристик товаров, не являющихся функциональными, технологическими, качественными и(или) эксплутационными характеристиками товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Учитывая изложенное документация об Аукционе содержит ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок, а также установлены излишние требования к описанию товаров, необходимых для оказания услуг, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки участников, не допущенных к участию в Аукционе, отклонены Аукционной комиссией, в том числе, по иным основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Панацея" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 7, 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 28.09.2016 по делу N К-1564/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 сентября 2016 г. N К-1564/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был