Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ЗдравТорг" (далее - Заявитель) на действия Федерального медико-биологического агентства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Заказчика, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта поставку и монтаж комплекса рентгеновского диагностического цифрового высокого класса на 2 рабочих места (номер извещения 0173100009116000026) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, единой комиссией Заказчика, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. При внесении изменений в документацию об Аукционе, Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
2. В документации об Аукционе не установлены ограничения (запреты), предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457).
3. В документации об Аукционе не установлен срок монтажа товара.
4. В документации об Аукционе ненадлежащим образом описан объект закупки, в том числе в отношении обязанности исполнителя предъявить копию сертификата обучения по проведению монтажных работ соответствующего наименования и модели оборудования на предприятии-производителе.
5. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии у исполнителя сертификата обучения по проведению монтажных работ поставляемого товара.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 14 361 702,13 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.09.2016.
1. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
На заседании Комиссии установлено, Заказчиком согласно предписанию, принятого на основании решения от 18.08.2016 по делу N К-1330/16 по итогам рассмотрения жалобы ООО "ЗдравТорг", при внесении изменении в документацию об Аукционе 25.08.2016 установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.09.2016.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что при внесении 06.09.2016 изменений в документацию об Аукционе Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 22.09.2016, что не противоречит требованиям указанного предписания.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является поставка товара, что исключает необходимость установления требований, предусмотренных Постановлением N 1457.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является поставка товара и монтаж.
Согласно пункту 6 информационной карты документации об Аукционе установлен срок поставки товаров - не позднее 10 декабря 2016 г., а согласно пункту 5.1 срок действия контракта до 30 декабря 2016 г.
Пунктом 5.3 проекта контракта документации об Аукционе, установлено, что срок поставки, по итогам которого подписывается акт приемки - передачи товара, срок наладки и ввода в эксплуатацию, включая инструктаж специалистов грузополучателя - до 10 декабря 2016 года.
Пунктом 10.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что поставщик гарантирует, что установка, наладка и ввод Товара в эксплуатацию будет произведена специалистами Поставщика в соответствии с законодательством Российской Федерации в сроки, указанные в пункте 5.3 контракта документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что срок монтажа оборудования установлен, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Техническим заданием документации об Аукционе предусмотрены 2 таблицы с характеристиками товаров и требованиями к монтажу указанного товара.
В таблице, предусматривающей требования к монтажу, указано следующее: "Электоро-питание должно быть по постоянной схеме. Наличие сервисной документации от производителя на диагностику, обслуживание и ремонт на весь перечень обслуживаемого оборудования. Гарантия на работы, не менее - 18 месяцев с момента ввода в эксплуатацию".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные работы выполняются Заказчиком, в связи с чем исключается необходимость выполнения указанных работ исполнителем.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в документация об Аукционе ненадлежащим образом описан объект закупки, , поскольку техническое задание документации об Аукционе однозначным образом не определяет требования к монтажу - требуется выполнить работы исполнителю, либо указанные работы являются выполненными.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащее описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Техническим заданием документации об Аукционе предусмотрены 2 таблицы с характеристиками товаров и требованиями к монтажу указанного товара. В таблице, предусматривающей требования к монтажу, указано следующее:
"Электоро-питание должно быть по постоянной схеме - наличие", "Закончена настилка полов и прокладка кабельных каналов - наличие", "Установлены ренген-защитные двери и окна - наличие", "Проект на размещение оборудования - наличие".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлены следующие правила заполнения заявки:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать помимо информации указанной в статье 66 Закона о контрактной системе, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации. Для удобства участника информацию можно представить в форме таблицы".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в заявке на участие в Аукционе требуется указать исключительно показатели товара.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, поскольку участнику закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо указывать наряду с конкретными показателями товаров, иные значения выполнения работ (оказания услуг).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В таблице, предусматривающей требования к монтажу указано следующее:
"Работы по монтажу обслуживанию медицинской техники оказываются специалистами прошедшие обучение по монтажу оборудования подтвержденное документом на право технического обслуживания и ремонта данного оборудования. Инженер Исполнителя обязан предъявить копию сертификата обучении проведению монтажных работ соответствующего наименования и модели оборудования на предприятии-производителе непосредственно перед началом выполнения работ/услуг, в противном случае Заказчик вправе не допустить его к выполнению работ/услуг".
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования в документации об Аукционе нарушают часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 22 части 2 статьи 99 частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЗдравТорг" обоснованной в части ненадлежащего описания объекта закупки и установления неправомерного требования о наличии у исполнителя сертификата обучения по проведению монтажных работ поставляемого товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 08.09.2016 N К-1448/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 сентября 2016 г. N К-1448/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был