Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2016 г. N 69-АПГ16-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Борисовой Л.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения Ханты-Мансийское окружное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по выборам депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 августа 2016 года N 1216 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ханты-Мансийское окружное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России по единому избирательному округу" по апелляционной жалобе избирательного объединения Ханты-Мансийское окружное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации на решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя избирательного объединения - Ханты-Мансийское окружное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации Левченко И.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей избирательного объединения Ханты-Мансийское окружное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России Коденцевой Ю.И. и Полетаева А.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее ХМАО - Югры) от 16 июня 2016 года N 2172 назначены выборы депутатов Думы ХМАО - Югры шестого созыва на 18 сентября 2016 года.
Постановлением избирательной комиссии ХМАО - Югры от 5 августа 2016 года N 1210 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Думы ХМАО - Югры шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением объединения Ханты-Мансийское окружное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации по единому избирательному округу.
Постановлением избирательной комиссии ХМАО - Югры от 12 августа 2016 года N 1216 - зарегистрирован список кандидатов в депутаты Думы ХМАО - Югры шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ханты-Мансийское окружное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России по единому избирательному округу.
Избирательное объединение Ханты-Мансийское окружное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации обратилось в суд с иском к избирательной комиссии ХМАО - Югры об оспаривании постановления от 12 августа 2016 года N 1216 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Думы ХМАО - Югры шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ханты-Мансийское окружное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России по единому избирательному округу", ссылаясь с учетом уточнения на то, что оспариваемое постановление принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) и частью 1 статьи 19 Закона ХМАО - Югры от 27 апреля 2016 N 36-оз "О выборах депутатов Думы ХМАО - Югры" (далее - закон N 36-оз).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что избирательная комиссия не была должным образом извещена избирательным объединением Ханты-Мансийское окружное отделение Коммунистической партии Коммунисты России о выдвижении кандидатов в депутаты Думы, проводившемся 19 июля 2016 года, как это зафиксировано в справке о приеме документов.
В дополнении к иску административный истец сослался на наличие предусмотренных подпунктами "б.1" и "б.2" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, поскольку для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов избирательным объединением Ханты-Мансийское окружное отделение Коммунистической партии Коммунисты России были представлены документы, оформленные с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, а также не представлены сведения, предусмотренные избирательным законодательством.
В частности, административный истец указал, что представленное в избирательную комиссию решение избирательного объединения Ханты-Мансийское окружное отделение Коммунистической партии Коммунисты России от 6 июля 2016 года о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу не подписано, и в нем не указан порядок размещения кандидатов.
Помимо этого, в справке о приеме избирательной комиссией документов для заверения списка кандидатов отсутствует подтверждение принятия от избирательного объединения Ханты-Мансийское окружное отделение Коммунистической партии Коммунисты России решения уполномоченного органа избирательного объединения о наделении лица полномочиями по заверению списка кандидатов по единому избирательному округу.
По мнению административного истца, представленный в избирательную комиссию список кандидатов в Думу ХМАО - Югры шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутых избирательным объединением Ханты-Мансийское окружное отделение Коммунистической партии Коммунисты России, заверен первым секретарем окружного отделения названной политической партии Абдуррахмановым В.А., не наделенным такими полномочиями.
Кроме того, ссылается на то, что в избирательную комиссию представлена выписка из протокола общего собрания о назначении уполномоченных представителей, а не решение, когда уставом политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России предусмотрено принятие решений в форме постановления и резолюции.
Еще одним нарушением административный истец считает то, что в решении общего собрания Ханты-Мансийского окружного отделения Коммунистической партии Коммунисты России о выдвижении списка кандидатов избирательным объединением, на котором принято решение о назначении уполномоченным представителем Старкова В.С., не указаны сведения о дате рождения последнего, его месте жительства, месте работы, данные паспорта.
Решением Суда ХМАО - Югры от 24 августа 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе избирательное объединение Ханты-Мансийское окружное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации просит названное решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Ссылается на то, что суд первой инстанции дал ошибочную оценку доводам административного истца и неправильно применил нормы материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой ХМАО - Югры, избирательной комиссией ХМАО - Югры, избирательным объединением Ханты-Мансийского окружного отделения Коммунистической партии Коммунисты России представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Представитель избирательной комиссии ХМАО - Югры, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим отмене.
При этом суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято с соблюдением норм избирательного законодательства и оснований для его отмены не имеется.
Разрешая спор, суд установил, что решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты было принято общим собранием Ханты-Мансийского окружного отделения Коммунистической партии Коммунисты России 6 июля 2016 года, о проведении которого избирательная комиссия извещена 1 июля 2016 года, а указание в справке о приеме документов даты решения общего собрания 19 июля 2016 года является технической ошибкой. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела (л.д. 41-42) и не оспаривается в апелляционной инстанции лицами, участвующими в деле.
В связи с чем, Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что требования подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ, возлагающего на региональные отделения партий обязанность извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением списков кандидатов в депутаты не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта, в данном случае были соблюдены.
Проверяя доводы, изложенные в дополнении к административному исковому заявлению, суд указал, что постановление общего партийного собрания Ханты-Мансийского окружного отделения Коммунистической партии Коммунисты России от 6 июля 2016 года, согласно которому выдвинут список кандидатов в депутаты, и приложение к нему, подписано надлежащим лицом - первым секретарем комитета названного окружного отделения Абдуррахмановым В.А., а протокол общего собрания подписан им же, как председательствующим на общем собрании, и секретарем Ирдугановой Т.А. При этом в данном списке кандидаты размещены в соответствующем порядке.
Суд признал правомерным заверение списка кандидатов в депутаты Абдуррахмановым А.В., поскольку в соответствии с п. 6.15 Устава политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России первый секретарь комитета регионального отделения вправе подписывать решения комитета, его бюро, а также иные документы регионального отделения.
Судом установлено также, что документы избирательного объединения Ханты-Мансийского окружного отделения политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России принимались в комплекте, что отражено в справке (подтверждении), в него входили решения, представленные в виде выписок, в частности, о назначении уполномоченным представителем избирательного объединения Старкова В.С., которым в заявлении в избирательную комиссию указаны все сведения о себе.
Оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что избирательное объединение представило в избирательную комиссию все надлежаще оформленные документы, необходимые в соответствии с требованиями избирательного законодательства, которые содержат полные сведения, в том числе о кандидатах и уполномоченных представителях избирательного объединения, соответствующие требованиям Федерального закона N 67-ФЗ и Закона N 36-оз.
С такими выводами суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться не может по следующим основаниям.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ гарантируется право избирательных объединений выдвигать кандидатов и списки кандидатов.
В силу пункта 2 данной статьи выдвижение списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии списков кандидатов в депутаты в органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
В пункте 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ закреплено, что при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 и 3.1 статьи 33 данного федерального закона. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов (за исключением копии устава политической партии), при наличии которых в соответствии с пунктом 1 статьи 38 этого же закона осуществляется регистрация списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией.
Среди оснований для отказа в регистрации списка кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации подпунктами "б.1" и "б.2" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрены следующие:
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов);
- отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).
Согласно положениям пункта 3 статьи 21 Закона N 36-оз в едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов. Состав списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением. Список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть и региональные группы, соответствующие территориям одномандатных избирательных округов.
Пунктом 4 статьи 21 Закона N 36-оз определен перечень документов, которые уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 75 дней до дня голосования должен представить в избирательную комиссию автономного округа, в состав которых входят следующие:
- решение общего собрания регионального отделения политической партии о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу, в котором среди прочего должны быть указаны: решение о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу и порядке размещения в нем кандидатов, итогов голосования по этому решению; решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения (пп. 1).
- решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе по финансовым вопросам, в котором указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы и службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), с приложением списка уполномоченных представителей избирательного объединения с учетом требований пункта 4 статьи 18 названного закона (пп. 5);
- решение уполномоченного органа избирательного объединения, подтверждающее наделение лица полномочиями по заверению списка кандидатов по единому избирательному округу (если в уставе избирательного объединения такое лицо не определено) (пп. 10).
Списки кандидатов по единому избирательному округу и уполномоченных представителей избирательного объединения должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью этого избирательного объединения (пункт 5 статьи 21 Закона N 36-оз).
Согласно пункту 8 статьи 21 Закона N 36-оз основаниями для отказа избирательному объединению в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу является отсутствие списка кандидатов, оформленного в соответствии с настоящей статьей и документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи (за исключением подпунктов 3 и 4).
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, 22 июля 2016 года избирательной комиссией ХМАО - Югры от Старкова В.С. были приняты документы для заверения списка кандидатов на выборы депутатов Думы ХМАО - Югры шестого созыва от избирательного объединения Ханты-Мансийского окружного отделения политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, перечень которых приведен в соответствующей справке (подтверждении) о приеме документов (л.д. 43-46).
В качестве решения общего собрания регионального отделения политической партии о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу Старковым В.С. было представлено постановление (решение) общего собрания избирательного объединения Ханты-Мансийского окружного отделения политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России от 6 июля 2016 года, датой принятия которого в справке ошибочно указано 19 июля 2016 года (л.д. 77-78).
В нарушение требований пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 21 Закона N 36-оз в названном постановлении (решении) общего собрания от 6 июля 2016 года не указан порядок размещения кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, нет разбивки на общерегиональную часть и региональные группы, соответствующие территориям одномандатных избирательных округов.
При этом представленный 22 июля 2016 года в избирательную комиссию протокол общего собрания регионального отделения от 6 июля 2016 года, на котором было принято постановление (решение) о выдвижении списка кандидатов, содержит сведения лишь о количественном составе общерегиональной (3 кандидата) и региональных групп (19 групп по два кандидата) (л.д. 67-76). Решением Политбюро политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России от 6 июля 2016 года утверждено решение общего собрания Ханты-Мансийского окружного отделения этой политической партии от 6 июля 2016 года о выдвижении списка кандидатов в депутаты в количестве 41 человека (л.д. 117), а в избирательную комиссию представлен список кандидатов от избирательного объединения в составе лишь 16 человек. (л.д. 80-87)
Помимо этого в названном постановлении (решении) избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов от 6 июля 2016 года не указаны дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы и службы, занимаемая должность Старкова В.С., назначенного уполномоченным представителем избирательного объединения Ханты-Мансийского окружного отделения политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России по вопросам участия в выборах депутатов ХМАО - Югры шестого созыва, чем нарушены требования подпункта 5 пункта 4 статьи 21 Закона ХМАО - Югры N 36-оз.
Ссылку суда первой инстанции на то, что названные сведения содержатся в заявлении, составленном Старковым В.С. при подаче документов избирательного объединения в избирательную комиссию, нельзя признать правильной, поскольку отсутствие указанной информации в решении общего собрания лишало избирательную комиссию возможности удостовериться в наличии у конкретного лица полномочий на совершение действий от имени избирательного объединения.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ региональные отделения партий обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, Федеральные конституционные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.
Вопреки названной норме и положениям пунктов 6.5 и 6.7 Устава политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, определяющим, что решения конференции (общего собрания) подписываются председательствующим на конференции и секретарем, на вышеуказанном постановлении (решении) общего собрания о выдвижении списка кандидатов от 6 июля 2016 года чьи-либо подписи отсутствуют.
Также не имеется подписей секретаря общего собрания на других, представленных в избирательную комиссию документах, являющихся приложением к решению общего партийного собрания: списке кандидатов в депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, списках уполномоченных представителей избирательного объединения Ханты-Мансийского окружного отделения политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России (л.д. 79, 87, 101-103).
Судебная коллегия находит ошибочным вывод суда о наличии у первого секретаря регионального отделения политической партии полномочий на заверение названных списков, поскольку списки являются приложением к протоколу общего собрания указанного отделения политической партии и в силу положений пунктов 6.5 и 6.7 Устава данной политической партии подлежали заверению председателем на этом собрании и секретарем. Пункт 6.15 Устава названной политической партии таких конкретных полномочий в отношении избирательного объединения первому секретарю регионального отделения не предоставляет.
В нарушение положений подпункта 10 пункта 4 и пункта 5 статьи 21 Закона N 36-оз решение уполномоченного органа избирательного объединения, подтверждающее наделение какого-либо лица полномочиями по заверению списка кандидатов по единому избирательному округу Ханты-Мансийским окружным отделением политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, в избирательную комиссию не представлено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных избирательным объединением Ханты-Мансийским окружным отделением политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов в депутаты, имелись документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ и Закона N 36-оз "О выборах депутатов Думы ХМАО - Югры".
В связи с этим, суд апелляционной инстанции полагает, что при наличии предусмотренных пунктом 8 статьи 21 Закона N 36-оз оснований для отказа в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу, а также предусмотренных подпунктами "б.1" и "б.2" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, оспариваемое решение избирательной комиссии ХМАО - Югры от 12 августа 2016 года N 1216 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Думы ХМАО - Югры шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ханты-Мансийское окружное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России по единому избирательному округу", нельзя признать законным.
Иное толкование приведенных правовых положений создавало бы угрозу нарушения принципа равенства прав и обязанностей избирательных объединений, ставя одно избирательное объединение в привилегированное положение по отношению к другим, соблюдающим требования закона.
Поскольку судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, решение суда подлежит отмене, как незаконное, с вынесением нового судебного постановления об удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 августа 2016 года отменить, принять новое решение: признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по выборам депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 августа 2016 года N 1216 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ханты-Мансийское окружное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России по единому избирательному округу".
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2016 г. N 69-АПГ16-11
Текст определения официально опубликован не был