Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2016 г. N 69-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Тукаевой А.И. на решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 августа 2016 года, которым ей отказано в удовлетворении административного иска об отмене постановления окружной избирательной комиссии Ханты-Мансийского одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры шестого созыва от 11 августа 2016 года N 07/12 "Об отказе в регистрации Тукаевой А.Ш. кандидатом в депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры шестого созыва по Ханты-Мансийскому одномандатному избирательному округу N 5".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 июня 2016 года N 2172 выборы депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа шестого созыва назначены на 18 сентября 2016 года.
Постановлением избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 июня 2016 года N 1025 полномочия окружной избирательной комиссии Ханты-Мансийского одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры шестого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Ханты-Мансийского района.
Постановлением окружной избирательной комиссии Ханты-Мансийского одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры шестого созыва от 11 августа 2016 года N 07/12 Тукаевой А.И., выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры шестого созыва, по основанию, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с недостаточным количеством представленных подписей избирателей.
Тукаева А.И. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Ханты-Мансийского одномандатного избирательного округа N 5 от 11 августа 2016 года N 07/12, ссылаясь на то, что не смогла представить необходимое количество подписей избирателей из-за пожара, в результате которого были потеряны 379 подписных листов.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 августа 2016 года административное исковое заявление Тукаевой А.И. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Тукаева А.И. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 той же статьи 38 предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Положениями пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Постановлением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июня 2016 года N 1040 "О количестве достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов по одномандатным избирательным округам и максимально допустимом количестве подписей избирателей, представляемых в окружные избирательные комиссии кандидатами на выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" по Ханты-Мансийскому одномандатному избирательному округу N 5 с учётом числа избирателей в избирательном округе (59 159 человек) количество достоверных подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов составляет 1 775, а максимально допустимое количество подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию для регистрации кандидатов, 1 952.
Из материалов дела следует и Тукаевой А.И. не оспаривается, что 3 августа 2016 года истица представила в окружную избирательную комиссию, в числе иных документов подписные листы с подписями избирателей и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, согласно которому в поддержку её самовыдвижения собрано 98 подписей избирателей.
Указанное количество представленных кандидатом в депутаты подписей избирателей в силу приведенных выше законоположений является недостаточным для его регистрации, что в соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что отказ избирательной комиссии в регистрации Тукаевой А.И. в качестве кандидата в депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры шестого созыва по Ханты-Мансийскому одномандатному избирательному округу N 5 является законным и обоснованным.
Доводы административного истца о том, что подписные листы были утрачены при пожаре, судом первой инстанции надлежащим образом оценены и обоснованно отклонены. Причины, по которым подписные листы с необходимым для регистрации кандидата количеством подписей избирателей были утрачены, правового значения не имеют.
Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тукаевой А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2016 г. N 69-АПГ16-10
Текст определения официально опубликован не был