Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 45-АПГ16-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "КИТ Екатеринбург" о признании не действующим постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 г. N 1268-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" в части по апелляционным жалобам Правительства Свердловской области, Администрации города Екатеринбурга, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 19 апреля 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Правительства Свердловской области по доверенности Кашиной М.И., представителя Администрации города Екатеринбурга по доверенности Жолобовой А.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "КИТ Екатеринбург" по доверенности Качмашевой А.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 г. N 1855-ПП утверждено положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области (далее - Положение), являющееся приложением к названному постановлению (пункт 1), а также утверждены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Ставки арендной платы)(подпункт 23 пункта 2 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 г. N 1855-ПП).
Размер арендной платы за использование земельных участков определяется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка по формуле, приведённой в пункте 5 указанного положения. Согласно данной формуле при расчёте арендной платы применяется ставка арендной платы, утверждённая постановлением Правительства Свердловской области.
Пунктом 12 Ставок арендной платы установлена ставка арендной платы за земельные участки под объектами торговли, за исключением земельных участков, указанных в пунктах 13-22 Ставок арендной платы.
Пунктом 52 Ставок установлена ставка арендной платы за земельные участки под организациями обрабатывающего производства.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 г. N 1268-ПП (далее - Постановление N 1268-ПП) в данное постановление внесены изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 Постановления N 1268-ПП ставка арендной платы за земельные участки под объектами торговли, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург", с 4,8 повышена до 6,8. Подпунктом 16 пункта 5 этого же постановления ставка арендной платы за земельные участки под организациями обрабатывающего производства, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург", с 4,0 повышена до 6,4.
Постановление N 1268-ПП официально опубликовано 31 декабря 2014 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), номер публикации 3570, вступило в действие с 1 января 2015 г. (пункт 15 Постановления N 1268-ПП) и в указанной части является действующим в настоящее время.
Общество с ограниченной ответственностью "КИТ Екатеринбург" (далее - ООО "КИТ Екатеринбург", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Постановления N 1268-ПП, которым внесены изменения в части увеличения размера ставок арендной платы за земельные участки под объектами торговли и под организациями обрабатывающего производства на территории муниципального образования "город Екатеринбург", установленные постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 г. N 1855-ПП. В обоснование своих доводов ООО "КИТ Екатеринбург" указало на то, что Общество является одним из арендаторов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0502060:2, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 4, расчёт арендной платы которого за 2015-2016 г. осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 г. N 1855-ПП в редакции Постановления N 1268-ПП.
Общество указывало на то, что подпункты 1, 16 пункта 5 Постановления N 1268-ПП противоречат принципу экономической обоснованности, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), и пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Свердловского областного суда от 19 апреля 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено: подпункты 1, 16 пункта 5 Постановления N 1268-ПП признаны не действующими с момента вступления решения суда в силу.
В апелляционных жалобах Правительство Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. По мнению подателей жалоб, суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание довод о том, что размер ставки арендной платы определён на основании прогнозной оценки поступлений арендной платы за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории МО "город Екатеринбург" (далее - Прогнозная оценка), с учётом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка, с сохранением баланса интересов арендатора и собственника земельного участка. Оспариваемые ставки дифференцированы исходя из категории земель "земли населённых пунктов", и исходя из конкретного вида разрешённого использования земельного участка.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, и Обществом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за пользование землёй взимается плата, в том числе арендная плата.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ (действовавшего до 1 марта 2015 г.) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшего на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, и пункта 2 части 3 статьи 39.7 ЗК РФ, действующего на дату рассмотрения дела в суде, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
К числу таких принципов, установленных Постановлением N 582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Постановление N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы (далее - Основные принципы) является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Проверяя доводы административного истца относительно соблюдения при принятии Постановления N 1268-ПП Основных принципов, суд первой инстанции сделал вывод, что при принятии оспариваемой части нормативного правового акта нарушен принцип экономической обоснованности, поскольку, по мнению суда, были учтены только интересы доходной части бюджета, которые не относятся к числу критериев, влияющих на доходность земельного участка. При этом экономические факторы, влияющие на доходность земельного участка, не выявлялись и не анализировались.
Вместе с тем данные выводы не основаны на фактических обстоятельствах дела.
Как видно из материалов дела, административным ответчиком в качестве экономического обоснования оспариваемого нормативного правового акта представлены аналитические данные, содержащиеся в "Прогнозной оценке поступлений арендной платы за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург", подготовленные ЗАО "Дубль-Гео".
Указанная Прогнозная оценка осуществлена по заданию Администрации г. Екатеринбурга на основании договора и технического задания. Её назначением являлась актуализация ставок арендной платы за земельные участки с учётом изменения кадастровой стоимости в результате признания её равной рыночной стоимости.
Проект Постановления N 1268, в том числе и в оспариваемой части, разрабатывался Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, что следует из пояснительной записки к проекту. Поводом для его разработки явились обращения органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области, в том числе Администрации города Екатеринбурга.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Правительства Свердловской области следует читать как "N 1268-ПП."
В ходе осуществления этой Прогнозной оценки были проанализированы данные об изменении кадастровой стоимости всех арендуемых земельных участков, относящихся в том числе и к таким видам разрешённого использования, как земельные участки под объектами торговли и земельные участки под организациями обрабатывающего производства.
Оспариваемые административным истцом ставки арендной платы, установленные Постановлением N 1268-ПП, дифференцированы исходя из категории земель "земли населённых пунктов", а также исходя из конкретного вида разрешённого использования земель.
Принимая во внимание, что кадастровая стоимость земельного участка является величиной, характеризующей экономическую ценность и доходность конкретного земельного участка, прогнозирование при принятии оспариваемого постановления размера арендной платы и ставки арендной платы на основании данных об изменении этой экономической характеристики свидетельствует о проведении экономической оценки факторов, влияющих на доходность земельного участка.
Таким образом, установление оспариваемых ставок арендной платы в процентном отношении от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности, а изменение части оспариваемых ставок Постановлением N 1268-ПП, как видно из пояснительной записки к проекту, вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, то есть изменением экономической характеристики земельных участков, и не является нарушением принципа экономической обоснованности.
При изложенных обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в деле доказательства, Судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемые подпункты 1, 16 пункта 5 Постановления N 1268-ПП не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. Выводы суда первой инстанции, изложенные в его решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела, что является основанием для отмены этого решения и вынесения нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО "КИТ Екатеринбург".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Свердловского областного суда от 19 апреля 2016 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "КИТ Екатеринбург" - отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 45-АПГ16-7
Текст определения официально опубликован не был