Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2016 г. N 45-АПГ16-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антошина А.A. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 от 10 августа 2016 г. N 12/39 "О регистрации Гаффнера И.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3" по апелляционной жалобе Антошина А.А. на решение Свердловского областного суда от 23 августа 2016 г., которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Антошина А.А. и его представителя Семеновой Н.С., поддержавших доводы жалобы, возражения Гаффнера И.В. и его представителя Малышевой М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е. о законности судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 15 июня 2016 г. N 2946-ПЗС на 18 сентября 2016 г. назначены очередные выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 (далее - ОИК N 3) от 10 августа 2016 г. N 12/39 Гаффнер И.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3.
Антошин А.А., кандидат в депутаты по тому же избирательному округу, выдвинутый избирательным объединением "Свердловское региональное отделение политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ", обратился в суд с требованием об отмене этого решения, ссылаясь на не представление Гаффнером И.В. 12 июля 2016 г. с заявлением о согласии баллотироваться всех документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, которые были представлены 29 июля 2016 г., что, по мнению административного истца, повлекло незаконное открытие избирательного счёта и незаконную оплату подписных листов.
Решением Свердловского областного суда от 23 августа 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Антошин А.А. просит судебный акт отменить по причине нарушения норм материального и процессуального права и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором, представителем ОИК N 3 и Гаффнером И.В. представлены возражения о законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены оспариваемого постановления ОИК N 3.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального Закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Аналогичное положение содержится в подпункте 3 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и абзаца второго пункта 1 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области, регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 названного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
В силу подпункта "а" и "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ одним из условий выдвижения кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является представление в избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу составленных по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации, сведений о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведений о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Приведённым предписаниям федерального законодателя корреспондируют положения пункта 1 и 2-1 статьи 44 Избирательного кодекса Свердловской области.
Пунктом 2 статьи 45 Избирательного кодекса Свердловской области установлено, что выдвижение кандидатов при выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области заканчивается за 50 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, следовательно, выдвижение кандидатов при выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, назначенных на 18 сентября 2016 г., заканчивалось 29 июля 2016 г. в 18 часов.
Согласно пункту 4 статьи 51 названного регионального закона документы для регистрации кандидата представляются в избирательную комиссию не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, то есть в данном случае до 18 часов 3 августа 2016 г.
Как усматривается из материалов дела, 12 июля 2016 г. Гаффнером И.В. поданы в ОИК N 3 документы для уведомления о выдвижении кандидата, кроме сведений о принадлежащем ему, супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, сведения о своих расходах, а также о расходах супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход супругов за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Перечисленные документы представлены Гаффнером И.В. в избирательную комиссию в 9 часов 00 минут 29 июля 2016 г., то есть до окончания срока выдвижения кандидатов при выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, в связи с чем суд пришёл к правильному выводу об отсутствии для отказа в регистрации Гаффнера И.В. кандидатом в депутаты.
Таким образом, Судебная коллегия находит правильным вывод суда о законности решения ОИК N 3 о регистрации кандидата Гаффнера И.В., решение суда об отказе в удовлетворении заявления Антошина А.А. об отмене данного решения - законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского областного суда от 23 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Антошина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2016 г. N 45-АПГ16-13
Текст определения официально опубликован не был