Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 19-АПГ16-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Антоняна Г.С. на решение Ставропольского краевого суда от 19 августа 2016 г. по административному делу по административному исковому заявлению Антоняна Г.С. о признании заявления о снятии своей кандидатуры недействительным, признании незаконными постановлений ОИК одномандатного избирательного округа N 4 г. Георгиевска, восстановлении в качестве кандидата в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Думы Ставропольского края от 16 июня 2016 г. N 2676-V ДСК на 18 сентября 2016 г. назначены выборы депутатов Думы Ставропольского края шестого созыва. Данный документ 17 июня 2016 г. опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также в газете "Ставропольская правда, N 91-92.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона Ставропольского края от 27 июня 2006 г. N 68-кз (ред. от 04.05.2016) "О выборах депутатов Думы Ставропольского края" (далее - Закон края) самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу осуществляется не позднее чем через 30 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов. Указанный период включает в себя период сбора подписей избирателей в поддержку кандидата.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 27 июля 2006 г."
В данном случае период выдвижения кандидатов в депутаты названного органа государственной власти завершается 18 июля 2016 г.
28 июня 2016 г. Антонян Г.С., выдвинутый в порядке самовыдвижения, представил в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 4 г. Георгиевска (далее - ОИК, Комиссия) заявление и документы, необходимые для выдвижения кандидатом в депутаты, 1 июля 2016 г. представил уведомление о реквизитах специального избирательного счёта в филиале ПАО "Сбербанк России".
5 июля 2016 г. он представил в Комиссию заявление кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, взамен ранее поданного, заявления, а 29 июля 2016 г. - заявление о снятии своей кандидатуры в связи с невозможностью представления им полного пакета документов, необходимых для регистрации кандидата.
Постановлением ОИК от 29 июля 2016 г. N 11/36 Антонян Г.С. признан утратившим статус кандидата и рассмотрение его документов о выдвижении кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва по четвёртому одномандатному избирательному округу было прекращено.
2 августа 2016 г. в Комиссию Антоняном Г.С. подано заявление об отзыве заявления о снятии своей кандидатуры с указанием на то, что он передумал.
Постановлением ОИК от 6 августа 2016 г. N 12/37 Антоняну Г.С. разъяснён порядок снятия с регистрации кандидата в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва.
Антонян Г.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействительным заявления о снятии своей кандидатуры, признании незаконными вышеназванных постановлений ОИК, восстановлении в качестве кандидата в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва. При этом указал, что заявление об отзыве своей кандидатуры подал вынужденно, не хватало подписей избирателей в поддержку своего выдвижения, срок сбора подписей истёк 18 июля 2016 г., и Комиссия угрожала ему штрафными санкциями.
Ставропольским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований просит в апелляционной жалобе Антонян Г.С.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Антоняна Г.С., суд исходил из вывода об отсутствии предусмотренных законом оснований для восстановления статуса кандидата в депутаты и отмены обжалуемых постановлений ОИК.
Данный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно пункту 2 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) регистрация кандидата аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона края кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за один день до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответствующую окружную избирательную комиссию. Указанное заявление не подлежит отзыву. Если кандидат был зарегистрирован, то на основании полученного заявления окружная избирательная комиссия в течение суток принимает решение об аннулировании регистрации подавшего заявление кандидата.
При этом в части 3 данной статьи отмечено, что указанные выше действия, не лишают лицо, их совершившее, права на повторное выдвижение на тех же выборах по любому одномандатному избирательному округу в порядке и сроки, предусмотренные Законом края.
В ходе разбирательства по делу не установлен факт какого-либо давления со стороны ОИК, принуждения административного истца к отзыву своей кандидатуры, и доказательств иного ни суду, ни Судебной коллегии не представлено. Истец сам занимался сбором подписей избирателей и в установленный законом срок не представил необходимое число подписей в поддержку своего выдвижения. Поскольку период выдвижения завершился 18 июля 2016 г., позднее этой даты истец не вправе был повторно выдвигать свою кандидатуру на выборах в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва.
Кроме того, судом правильно отмечен факт обращения истца в суд с данным иском с пропуском установленного статьёй 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока, восстановление которого не предусмотрено законом.
При таких данных вывод суда о правомерности обжалуемых истцом действий и решений ОИК является правильным, а решение суда об отказе в удовлетворении иска - законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба Антоняна Г.С. не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ставропольского краевого суда от 19 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Антоняна Г.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 19-АПГ16-4
Текст определения официально опубликован не был