Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 10-АПГ16-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные Энергетические Системы "Энерго" о признании незаконным решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 25 сентября 2015 г. N 36/6-тэ-2015 "О тарифах на тепловую энергию и услуги по ее передаче, оказываемые муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные энергетические системы "Энерго", о долгосрочных параметрах регулирования" в части исключения из тарифа расходов по статье "Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива", по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные Энергетические Системы "Энерго" на решение Кировского областного суда от 25 апреля 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные Энергетические Системы "Энерго" Соловьева А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Г.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные Энергетические Системы "Энерго" (далее - МУП "КЭС "Энерго", предприятие) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - РСТ Кировской области, тарифный орган) от 25 сентября 2015 г. N 36/6-тэ-2015 "О тарифах на тепловую энергию и услуги по ее передаче, оказываемые муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные энергетические системы "Энерго", о долгосрочных параметрах регулирования" в части исключения из тарифа расходов по статье "Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива".
В обосновании заявленного требования предприятие указало, что полное исключение из тарифа расходов по статье "Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива" нарушает права административного истца на создание установленных законодательством нормативных запасов топлива и не позволяет обеспечить надежное и безопасное теплоснабжение потребителей.
Решением Кировского областного суда от 25 апреля 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "КЭС "Энерго" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы Региональная служба по тарифам Кировской области и прокуратура Кировской области представили отзыв и возражения.
В судебное заседание представители РСТ Кировской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, прокуратуры Кировской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, заслушав объяснения представителя МУП "КЭС "Энерго", заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений Закона о теплоснабжении в части регулирования тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания).
Согласно статье 8 Закона о теплоснабжении в сфере теплоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на тепловую энергию и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
В силу части 1 статьи 9 и статьи 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП "КЭС "Энерго", являясь теплоснабжающей организацией, обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию на 2015-2017 годы с применением метода индексации установленных тарифов.
Одновременно с заявлением об установлении тарифа МУП "КЭС "Энерго" представило в тарифный орган смету расходов на производство и передачу тепловой энергии с включением в нее расходов по статье "Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей", в размере 8 501,3 тыс. руб. для котельных NN 1 и 7 и в размере 16 617,6 тыс. руб. для котельной N 2.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.
На заседании правления тарифного органа 25 сентября 2015 г. утверждены долгосрочные параметры регулирования деятельности МУП "КЭС "Энерго" для формирования тарифов на тепловую энергию согласно приложениям NN 1, 3, 6 и установлены тарифы на тепловую энергию и услуги по ее передаче согласно приложениям NN 2, 4, 5, 7 на период с 25 сентября 2015 г. по 31 декабря 2017 г.
Решение об установлении тарифов на тепловую энергию принято уполномоченным органом при наличии необходимого кворума посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пунктов 31, 32 Правил регулирования тарифов.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал, что при установлении тарифов МУП "КЭС "Энерго" расходы на приобретение резервного топлива не могли быть учтены тарифным органом, так как не были подтверждены фактические расходы на его приобретение.
Вместе с тем, Судебная коллегия не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения является одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В силу пункта 12.4 Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденного Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации 25 августа 2004 г., одним из основных условий для положительной оценки готовности организации к работе осенне-зимний период является наличие для котельных нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 10, 11, 12 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемым в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
Для котельных, работающих на газе, ННЗТ устанавливается по резервному топливу.
НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
Из указанных нормативных правовых актов, а также из подпункта "б" пункта 47 Основ ценообразования следует, что для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей при расчете тарифа в необходимую валовую выручку должны включаться расходы теплоснабжающей организации по созданию нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 8 сентября 2015 г. N 6-нз утверждены запасы топлива при производстве тепловой энергии для котельных МУП "КЭС "Энерго": для котельной N 1 (печное топливо) ОНЗТ составил 0,3942 тыс. т., для котельной N 2 (мазут) - 4,0018 тыс. т., для котельной N 7 (печное топливо) - 1,6461 тыс. т.
Сторонами вышеуказанные объемы ОНЗТ, необходимые для обеспечения бесперебойного функционирования котельных, эксплуатируемых МУП "КЭС "Энерго", в случае непредвиденных обстоятельств или в условиях ограничения подачи основного топлива, не оспаривались.
В пунктах 28 и 29 Основ ценообразования перечислены источники информации о ценах (тарифах), и расходах при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен), а также при определении обоснованности фактических значений расходов (цен).
Как следует из материалов дела, котельные были переданы МУП "КЭС "Энерго" в хозяйственное ведение на основании постановления администрации города Вятские Поляны Кировской области от 18 августа 2015 г. N 1636 и договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 1 сентября 2015 г., заключенного между управлением по делам муниципальной собственности города Вятские Поляны и предприятием.
Поскольку нормативы запасов топлива для предприятия утверждены 8 сентября 2015 г. до принятия оспариваемого решения РСТ Кировской области 25 сентября 2015 г., то МУП "КЭС "Энерго" не имело возможности заключить договоры на приобретение нормативных запасов топлива в результате торгов для представления информации о ценах и расходах при определении плановых расходов тарифному органу в соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Основ ценообразования.
Согласно пункту 30 Основ ценообразования при отсутствии данных, указанных в пункте 29 настоящего документа, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.
При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 31 Основ ценообразования).
Пунктом 20 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения.
В силу пункта 33 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Отказывая во включении в необходимую валовую выручку предприятия расходов предприятия на создание нормативных запасов топлива, тарифный орган исходил из того, что представленный МУП "КЭС "Энерго" прайс-лист Химион МЧ от 31 августа 2015 г. не соответствует требованиям пункта 28 Основ ценообразования и, кроме того, содержит сведения только о цене печного топлива.
Между тем, необходимость несения расходов на создание нормативных запасов топлива для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в объемах, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, была подтверждена МУП "КЭС "Энерго" представлением распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 8 сентября 2015 г. N 6-нз и, при несогласии с ценой резервного топлива, указанной в прайс-листе Химион МЧ, тарифный орган имел возможность получить необходимые сведения с использованием официальной статистической информации для соответствующего субъекта Российской Федерации, а также запросить дополнительные сведения о цене топлива, стоимости его доставки в МУП "КЭС "Энерго".
В Методических указаниях закреплены положения о том, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования (пункт 7). Необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому виду деятельности (пункт 11).
Данные положения согласуются и с пунктом 13 Основ ценообразования, в котором закреплено право регулируемой организации на включение экономически обоснованных расходов в состав необходимой валовой выручки.
Из вышеизложенного следует, что учет экономически обоснованных расходов является обязательным элементом тарифного регулирования, направленным на реализацию таких принципов регулирования, как обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Довод РСТ Кировской области о том, что значительный рост тарифов на услуги теплоснабжения может быть обжалован потребителями тепловой энергии, не свидетельствует о несоответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Соблюдение принципа достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих теплоснабжения, и их абонентов не может быть основано на произвольном занижении тарифов с учетом экономической обоснованности заявленных регулируемой организацией расходов и их надлежащем подтверждении.
При таких обстоятельствах исключение расходов на создание нормативных запасов топлива привело к необоснованному занижению тарифа.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кировского областного суда от 25 апреля 2016 г. отменить, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные Энергетические Системы "Энерго" - удовлетворить.
Признать незаконным решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 25 сентября 2015 г. N 36/6-тэ-2015 "О тарифах на тепловую энергию и услуги по ее передаче, оказываемые муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области "Коммунальные энергетические системы "Энерго", о долгосрочных параметрах регулирования" в части исключения из тарифа расходов по статье "Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива" со дня принятия настоящего определения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 10-АПГ16-2
Текст определения официально опубликован не был