Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 78-АПГ16-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Скопылатова С.И. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии N 12с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 от 27 июля 2016 года N 12-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва Скопылатова С.И.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя территориальной избирательной комиссии N 12 Журова Е.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 15 июня 2016 года N 378 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва.
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июня 2016 года N 149-3 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию N 12.
Решением территориальной избирательной комиссии N 12 от 27 июля 2016 года N 12-1 Скопылатову С.И., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 в связи с выявлением 10 и более процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, и недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Не согласившись с указанным решением, Скопылатов С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным и отмене. В обоснование заявленных требований указал на допущенные нарушения порядка оформления ведомостей проверки подписных листов, а именно отсутствие на каждом листе ведомости подписи эксперта, проводившего исследование. Кроме того, сослался на то, что эксперт не устанавливал факт выполнения рукописных текстов самими избирателями.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Скопылатова С.И. отказано.
В апелляционной жалобе Скопылатов С.И. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 данной статьи).
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно подпунктам "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, и недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Аналогичные основания для отказа закреплены в подпунктах "з" и "и" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".
Пунктом 6.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В силу подпункта "л" пункта 6.4 этой же статьи недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 8 и подпункте "л" пункта 12 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".
Пунктом 2 статьи 37 данного Закона предусмотрено, что для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу необходимо представить подписи избирателей в количестве 3 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.
Согласно пункту 7 статьи 40 этого же Закона Санкт-Петербурга проверке подлежат 25 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата по одномандатному избирательному округу и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы.
Для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 Скопылатову С.И. необходимо было представить не менее 4 641 и не более 5 105 подписей избирателей.
Судом установлено и из материалов административного дела следует, что Скопылатовым С.И. в избирательную комиссию представлено 4 716 подписей избирателей на 1 582 подписных листах в 8 папках.
После проведения случайной выборки для проверки были отобраны 2 папки: N 2 - количество подписей 560 и N 4 - количество подписей 600, всего 1 160 подписей.
В установленном законом порядке к проверке были привлечены эксперты-почерковеды ЭКЦ ГУМВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Согласно заключениям этих экспертов от 22 июля 2016 года N 31/629-16 и N 31/630-16 в подписных листах имеются строки, тексты которых, в том числе и даты внесения подписи, выполнены одним лицом, но не лицом, осуществлявшим сбор подписей.
По данному основанию территориальная избирательная комиссия признала 260 подписей избирателей недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, признав вышеуказанные заключения экспертов достоверными доказательствами, исходил из того, что более 10 процентов проверенных подписей избирателей в поддержку кандидата Скопылатова С.И. являются недействительными, что достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации Скопылатова С.И. кандидатом в депутаты, что нарушений в оформлении ведомостей проверки подписных листов не допущено.
Проанализировав и оценив заключения экспертов и ведомости проверки подписных листов, суд выявил технические неточности в подсчете недействительных подписей, в результате чего пришел к выводу о том, что в ведомости ошибочно отражены как недействительные 50 подписей избирателей. Вместе с тем суд указал на то, что технические неточности в подсчете количества недействительных подписей не влияют на законность оспариваемого решения избирательной комиссии, поскольку согласно экспертным заключениям количество оставшихся недействительных подписей (210) значительно превышает 10 процентов (116) от количества проверенных подписей.
Данные выводы соответствуют установленным судом обстоятельствам административного дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции о недостаточности количества подписей, необходимых для регистрации Скопылатова С.И. кандидатом в депутаты, сделаны на основе письменных доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о нарушении территориальной избирательной комиссией порядка оформления ведомости проверки подписных листов, утвержденного постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 30 июня 2016 года N 153-11, являлся предметом исследования суда первой инстанции, в решении ему дана правовая оценка, с которой Судебная коллегия согласна.
Возможность изложения письменного заключения эксперта как в ведомости проверки подписных листов, так и в отдельном документе предусмотрена пунктом 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 6 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", а также Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Скопылатова С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 78-АПГ16-16
Текст определения официально опубликован не был