Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2016 г. N 53-АПГ16-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тришиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оськина Д.М. о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Солнечному одномандатному избирательному округу N 6 от 2 августа 2016 года N 9/26 о регистрации Шамаховой Е.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по названному избирательному округу по апелляционной жалобе Оськина Д.М. на решение Красноярского краевого суда от 18 августа 2016 г., которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Красноярского отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Вовк Е.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Е.С. о законности судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 16 июня 2016 года N 10-4702П на 18 сентября 2016 года, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края 17 июня 2016 г., на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 18 мая 2016 года N 184/1871-6 полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Солнечному одномандатному избирательному округу N 6 возложены на Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Красноярска (далее - ОИК N 6).
2 августа 2016 года ОИК N 6 принято решение N 9/26 о регистрации Шамаховой Е.В., выдвинутой избирательным объединением Красноярского отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Солнечному одномандатному избирательному округу N 6.
Зарегистрированный кандидат по тому же избирательному округу Оськин Д.М., выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ", обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приведённого решения.
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что необходимые для уведомления о выдвижении кандидата документы представлены Шамаховой Е.В. по истечении установленного региональным законодательством срока, что исключало возможность регистрации кандидата.
Решением Красноярского краевого суда от 18 августа 2016 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Оськин Д.М. просит судебное постановление отменить по причине неправильного применения судом первой инстанции норм материального права и вынести новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором, ОИК N 6, Шамаховой Е.В. и Красноярским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" представлены возражения о законности судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного закона, иных требований, предусмотренных этим же федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации должен составлять не менее 30 дней (пункт 9 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 23 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года N 10-4435 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" (далее - Уставный закон Красноярского края) в одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть только одного кандидата. Если избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным избирательным округам, эти кандидаты включаются в один список кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам.
В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем через 30 дней после публикации решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания представляет в Избирательную комиссию Красноярского края документы, необходимые для выдвижения (пункт 16 приведённой статьи регионального закона).
Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени), то есть в настоящую избирательную кампанию не позднее 3 августа 2016 года, представляет в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации (пункт 1 статьи 26 Уставного закона Красноярского края).
Аналогичные сроки установлены утверждённым решением Избирательной комиссии Красноярского края от 17 июня 2016 года N 187/1927-6 календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва.
Как усматривается из материалов дела, решением Избирательной комиссии Красноярского края от 12 июля 2016 года N 196/2011-6 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва, выдвинутых избирательным объединением Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в который включена кандидатом в депутаты по Солнечному одномандатному избирательному округу N 6 Шамахова Е.В.
Таким образом, избирательное объединение представило в избирательную комиссию список кандидатов, выдвинутых по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам, вместе с необходимыми для выдвижения документами с соблюдением установленных сроков.
Судом также установлено, что Шамахова Е.В. представила в ОИК N 6 документы, предусмотренные пунктом 20 статьи 23 Уставного Закона и необходимые для регистрации, 26 июля и 2 августа 2016 года.
При указанных обстоятельствах Судебная коллегия находит верным суждение суда о том, что необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документы Шамаховой Е.В. представлены в избирательную комиссию в установленный региональным законом срок, в связи с чем у комиссии не имелось оснований для отказа в регистрации.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.
Иные утверждения, приведённые в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 18 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Оськина Д.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2016 г. N 53-АПГ16-23
Текст определения официально опубликован не был