Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2016 г. N 45-АПГ16-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Тимохине И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Верх-Исетскому одномандатному избирательному округу N 6 Тоболкиной О.Е. об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Верх-Исетскому одномандатному избирательному округу N 6 Кабанова А.В. по апелляционной жалобе административного истца на решение Свердловского областного суда от 8 сентября 2016 г., которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения относительно доводов жалобы представителя Кабанова А.В. - Аюпова М.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 15 июня 2016 г. N 2946-ПЗС очередные выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области назначены на 18 сентября 2016 г.
Решением Верх-Исетской районной территориальной избирательной комиссии города Екатеринбурга с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Верх-Исетскому одномандатному избирательному округу N 6 от 2 августа 2016 г. N 7/26 Кабанов А.В., выдвинутый избирательным объединением "Свердловское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по названному избирательному округу.
Тоболкина О.П., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по этому же избирательному округу, обратилась в суд с заявлением (с учётом уточнённых требований) об отмене регистрации кандидата Кабанова А.В., указав в обоснование требований на то, что Кабанов А.В., являясь руководителем Некоммерческой организации благотворительного фонда "Город без наркотиков", неоднократно использовал преимущества своего должностного положения.
По мнению административного истца, кандидат Кабанов А.В., разместив восемь баннеров, а также оплатив наличными денежными средствами работу двух агитаторов, использовал денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда, эта сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом.
Решением Свердловского областного суда от 8 сентября 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Тоболкина О.П. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу об отсутствии предусмотренных избирательным законодательством оснований для отмены оспариваемого решения.
При этом суд обоснованно исходил из предписаний пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), согласно которым регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях использования кандидатом в целях достижения определённого результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов (подпункт "б"); неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт "в").
Запрет использовать при проведении избирательной кампании преимущества своего должностного или служебного положения, распространяется на кандидатов, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, находящихся на государственной или муниципальной службе либо являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидатов, являющихся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации (пункт 1 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ).
Действия кандидата, которые подпадают под использование преимуществ должностного или служебного положения перечислены в пункте 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 36 постановления Пленума от 31 марта 2011 г. N 5, перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, установлен пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию. При решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием для применения судом предусмотренных Федеральным законом неблагоприятных последствий для кандидата необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий.
При рассмотрении дела суд на основании установленных обстоятельств и исследованных доказательств, оценённых в соответствии с действующим процессуальным законодательством, обоснованно констатировал, что кандидатом Кабановым А.В., как руководителем Некоммерческой организации благотворительного фонда "Город без наркотиков", каких-либо действий, перечисленных в пункте 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ, не совершалось, доказательств использования кандидатом Кабановым А.В. преимуществ своего положения, а также использования денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, не представлено.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, являются правильными, позиция основана на правильном применении и толковании норм, регулирующих возникшие отношения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского областного суда от 8 сентября 2016 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу Тоболкиной О.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2016 г. N 45-АПГ16-16
Текст определения официально опубликован не был