Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 44-АПГ16-36
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Тимохине И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максимова И.В. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 17 от 7 августа 2016 г. N 9/01 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 17 Подкорытова В.Ю. по апелляционной жалобе Максимова И.В. на решение Пермского краевого суда от 30 августа 2016 г., которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Максимова И.В. - Шаховнина А.И., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Подкорытова В.Ю. - Куранова В.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я. о законности судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2016 г. N 2395 на 18 сентября 2016 г. назначены выборы депутатов Законодательного Собрания.
Постановлением Избирательной комиссии пермского края от 17 июня 2016 г. N 193/03-2 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 17 возложены на территориальную избирательную комиссию Чусовского муниципального района (далее - ОИК N 17).
7 августа 2016 г. ОИК N 17 приняла решение N 9/01 о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по названному округу Подкорытова В.Ю., выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Максимов И.В., зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по тому же избирательному округу, выдвинутый избирательным объединением "ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", обратился в суд с заявлением об отмене этого решения, ссылаясь на то, что при оформлении необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах (нотариально удостоверенный список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей) допущены нарушения требований избирательного законодательства.
Решением Пермского краевого суда от 30 августа 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Максимов И.В. просит судебное постановление отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором и Подкорытовым В.Ю. представлены возражения о законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены оспариваемого решения ОИК N 17.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата в депутаты органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
При этом в силу пункта 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидат обязан составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о них и подписи этих лиц, а также представить список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы.
Частью 4.1 статьи 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 г. N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" установлена обязанность составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией Пермского края. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в списке, составленном на бумажном носителе, удостоверяются нотариально.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к названному федеральному закону.
Судебная коллегия находит верным суждение суда, основанное на приведённых нормах права, о представлении Подкорытовым В.Ю. всех необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, а также о соответствии их требованиям избирательного законодательства, в связи с чем считает правильным вывод суда о несостоятельности заявленных требований.
Избирательное законодательство не предусматривает иных требований, кроме перечисленных в пункте 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, к списку лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей.
Суд первой инстанции, исследовав названный список, правомерно констатировал, что его форма и содержание соответствуют федеральному и региональному законодательству, что нарушение нотариусом формы удостоверительной надписи, установленной приложением к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 9, не предусмотрено Федеральным законом N 67-ФЗ основанием для признания подписей избирателей недействительными, а также основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Является обоснованной позиция суда первой инстанции о предоставлении кандидатом Подкорытовым В.Ю. необходимого для регистрации кандидата достоверных подписей избирателей.
Мотивы, по которым суд пришёл к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом судебном акте, согласуются с законом и фактическими обстоятельствами дела.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, аналогичны объяснениям в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в решении, и не могут повлечь отмену законного судебного постановления.
Оснований для отмены решения суда, названных в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 30 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Максимова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 44-АПГ16-36
Текст определения официально опубликован не был