Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2016 г. N 4-АПГ16-36
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Тимохине И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Журавлева А.Е. о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии Лыткаринского одномандатного избирательного округа N 10 от 27 июля 2016 года N 25/10 "О регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Лыткаринскому одномандатному избирательному округу N 10 Сафронова А.В., выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области" по апелляционной жалобе Журавлева А.Е. на решение Московского областного суда от 7 сентября 2016 года, которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Журавлева А.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Сафронова А.В. - Вардина А.А. против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. о законности судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Московской областной Думы от 16 июня 2016 года N 33/170-П, опубликованным 17 июня 2016 г. в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 108, на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Московской областной Думы.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Московской областной Думы по Лыткаринскому одномандатному избирательному округу N 10 Журавлев А.Е., выдвинутый избирательным объединением "Московское областное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России", обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решение Окружной избирательной комиссии Лыткаринского одномандатного избирательного округа N 10 (далее - ОИК N 10) от 27 июля 2016 года N 25/10 о регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по тому же избирательному округу Сафронова А.В., выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области".
Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что ОИК N 10 допущены нарушения избирательного законодательства, которые в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) являются основаниями для отмены её решения о регистрации кандидата Сафронова А.В.
По мнению Журавлева А.Е., избирательным объединением не была соблюдена процедура выдвижения Сафронова А.В. в качестве кандидата, в избирательную комиссию не поступало заявление Сафронова А.В. о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, в нарушение требований части 3 статьи 21 Закона Московской области от 6 июня 2011 года N 79/2011-ОЗ "О выборах депутатов Московской областной Думы" (далее - Закон Московской области) кандидатом Сафроновым А.В. не представлен в избирательную комиссию документ, подтверждающий указанные в заявлении сведения об основном месте работы и занимаемой должности, а именно не представлен документ (выписка из протокола, выписка из ЕГРЮЛ), подтверждающий статус кандидата как генерального директора.
По мнению административного истца, кандидатом Сафроновым А.В. не представлены корректные сведения о недвижимом и ином имуществе, а также копия паспорта, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, в заявлении Сафронова А.В. о согласии баллотироваться не указан населённый пункт в сведениях об адресе места жительства.
Журавлёв А.Е. считает, что решение о регистрации кандидата Сафронова А.В. принято неуполномоченным органом, поскольку решением Избирательной комиссии Московской области от 24 мая 2016 года N 263/3577-5 полномочия ОИК N 10 возложены на территориальную избирательную комиссию города Лыткарино Московской области, которая и имела полномочия принимать решение о регистрации кандидата в депутаты.
Решением Московского областного суда от 7 сентября 2016 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Журавлев А.Е. просит судебное постановление отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Вардин А.А. представил возражения на доводы апелляционной жалобы, полагая их несостоятельными, а решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ устанавливает, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Из содержания пункта 8 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются Федеральным законом N 67-ФЗ, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии (пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 67-ФЗ).
Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 17 февраля 2010 года N 192/1337-5 утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий.
В силу пункта 2.6 названных рекомендаций в случае возложения на территориальную избирательную комиссию полномочий окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная избирательная комиссия в соответствующих случаях принимает решения, которые оформляются как решения окружной избирательной комиссии.
Из материалов дела усматривается, что решением от 24 мая 2016 года N 263/3577-5 Избирательная комиссия Московской области возложила на территориальную избирательную комиссию города Лыткарино полномочия ОИК N 10, что согласуется с приведёнными предписаниями, следовательно, решение о регистрации Сафронова А.В. кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Лыткаринскому одномандатному избирательному округу N 10 принято уполномоченной избирательной комиссией.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населённого пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населённого пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Организацию выборов в Московскую областную Думу осуществляет Избирательная комиссия Московской области, которая заверяет списки кандидатов и является избирательной комиссий соответствующего уровня при подготовке и проведении выборов данного уровня.
Поскольку избирательным объединением выполнены приведённые предписания и 22 июня 2016 года Избирательная комиссия Московской области была извещена о проведении мероприятий (конференции) по вопросам выдвижения списков кандидатов в депутаты Московской областной Думы, судом сделан верный вывод о соблюдении избирательным объединением порядка выдвижения кандидатов в депутаты.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 35 этого же закона избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором определяется по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ).
Как предусмотрено частью 1 статьи 23 Закона Московской области, избирательные объединения выдвигают кандидатов, списки кандидатов по одномандатным избирательным округам, в случае выдвижения кандидатов более чем по одному одномандатного избирательному округу, избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, заверение которого осуществляется Избирательной комиссией Московской области.
Статья 25 указанного регионального закона регламентирует выдвижение избирательным объединением кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Согласно части 1 названной статьи уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, приведённым в части 3 статьи 21 Закона Московской области, не позднее чем через 30 дней после дня официального опубликования (публикации) постановления Думы (решения Избирательной комиссии Московской области) о назначении выборов представляет в Избирательную комиссию Московской области следующие документы: решение съезда политической партии или конференции (общего собрания) её регионального отделения, о выдвижении кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам и назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; два экземпляра списка кандидатов по одномандатным избирательным округам; решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов по одномандатным округам, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии; официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии или её регионального отделения (если список кандидатов по одномандатным округам выдвигается региональным отделением политической партии) список граждан, включённых в соответствующий список кандидатов по одномандатным округам и являющихся членами данной политической партии.
Избирательная комиссия Московской области в течение трёх дней со дня поступления документов обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении (часть 6 статьи 25 Закона Московской области).
В силу части 7 статьи 25 Закона Московской области решение Избирательной комиссии Московской области о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов в течение одних суток с момента принятия направляются названной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии.
Кандидат, включённый в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, представляет в соответствии с частью 5 статьи 21 указанного закона в окружную избирательную комиссию документы, перечисленные в частях 3.1, 4, 4.1 статьи 21 этого же закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата в депутаты, а избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата.
Данная норма в полной мере соответствует пункту 14.3 статьи 35 и пункту 5 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, содержащим аналогичные предписания.
Как следует из материалов дела, список кандидатов в депутаты Московской областной Думы по одномандатным избирательным округам избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области" в количестве 25 человек, в котором кандидат Сафронов А.В. поименован, заверен решением Избирательной комиссии Московской области от 12 июля 2016 года N 272/3706-5.
Решение о заверении списков кандидатов с копией списков и копией заявления кандидата посредством территориально-распределённой, телекоммуникационной автоматизированной системы общегосударственного уровня для реализации информационных процессов в ходе подготовки и проведения выборов "ГАС Выборы" поступили в окружную избирательную комиссию в сроки и объёме, предусмотренные действующим законодательством. Сведений опровергающих данные обстоятельства апелляционная жалоба не содержит.
Судом также установлено, что все необходимые для выдвижения и регистрации кандидата документы были представлены в избирательную комиссию в установленные законом сроки в надлежащем оформлении.
При таком положении вывод суда о том, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата Сафронов А.В. является законным, как основанный на правильном применении норм материального права и материалах дела, является верным.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.
Иные утверждения, приведённые в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского областного суда от 7 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Журавлева А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2016 г. N 4-АПГ16-36
Текст определения официально опубликован не был