Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2016 г. N 10-АПГ16-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Тимохине И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения Кировское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" к Избирательной комиссии Кировской области о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Кировской области от 6 августа 2016 года N 199/1531 "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Кировское областное отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России" по апелляционной жалобе административного истца на решение Кировского областного суда от 8 сентября 2016 г., которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя избирательного объединения Кировское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Долгих А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А. о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Кировской области пятого созыва от 16 июня 2016 г. N 58/187 выборы в Законодательное Собрание Кировской области шестого созыва назначены на 18 сентября 2016 г.
Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 6 августа 2016 г. N 199/1531 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Кировское областное отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России".
Избирательное объединение Кировское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - Кировское отделение КП РФ) обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене приведённого выше постановления.
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что оспариваемое постановление принято с нарушением требований, установленных пунктом 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частью 14 статьи 32 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 г. N 377-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области", поскольку при проверке подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения областного списка кандидатов, выявлено более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки; суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составило более 10 процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке. Согласно протоколу об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей от 2 августа 2016 г. и ведомости проверки подписных листов выявлено 89 фактов проставления даты внесения подписи избирателя несобственноручно избирателем. На основании заключений эксперта имеются основания для признания недействительными (недостоверными) 91 подписи избирателей. При этом согласно сведениям, содержащимся в ведомости проверки и итоговом протоколе, лишь 69 подписей признаны недействительными (недостоверными). Между тем, учитывая, что суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составило более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, то оспариваемое постановление подлежит отмене.
Решением Кировского областного суда от 8 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Кировское отделение КП РФ просит решение суда первой инстанции отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу об отсутствии предусмотренных избирательным законодательством оснований для отмены оспариваемого постановления.
При этом суд обоснованно исходил из предписаний пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), согласно которым решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 поименованного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Основанием отказа в регистрации списка кандидатов является, в том числе, если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно статье 27.1 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 г. N 377-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области" количество подписей, которое необходимо для регистрации списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона.
Пунктом 6.3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что недостоверной признаётся подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлечённого к работе по проверке подписей избирателей, в соответствии с пунктом 3 поименованной статьи.
Подпунктами "в", "е", "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что недействительными признаются:
- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признаётся недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи;
- подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 этой же статьи;
- подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями, или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
Аналогичные предписания закреплены в пунктах "в", "е", "ж" части 9 статьи 32 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 г. N 377-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области".
Согласно постановлению Избирательной комиссии Кировской области от 12 мая 2016 г. N 175/1316 количество подписей, необходимое для регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением на выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва - 5477, количество подписей, подлежащих выборочной проверке (20% от количества подписей, необходимых для регистрации) - 1095.
При рассмотрении дела установлено, что в поддержку выдвижения областного списка избирательным объединением "Кировское областное отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России" представлено 6 023 подписи избирателей.
Согласно протоколу об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей проведена проверка 1095 подписей, недостоверными (недействительными) признаны 97 подписей избирателей, из них 24 подписи - сведения об избирателе не соответствуют действительности; 68 подписей - дата внесения подписи избирателя проставлена несобственноручно; 1 подпись избирателя выполнена другим лицом; 4 подписи - неоговорённые исправления в сведениях об избирателе, что составляет 8,86% от общего количества подписей. Проверку подписных листов осуществляли члены рабочей группы по приёму и проверке документов, а также специалист- эксперт - эксперт отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ УМВД по Кировской области В. итоговый протокол подписан руководителем рабочей группы М.
Суд первой инстанции, проанализировав ведомость проверки подписных листов и сведениям УФМС России по Кировской области, сделал верное заключение о том, что относительно подписи в подписном листе 51 (строка 7) указаны два нарушения: сведения об избирателе не соответствуют действительности и неоговоренные исправления в сведениях об избирателе, и она учтена как две недействительные подписи, между тем необходимо признавать одну подпись недействительной по двум основаниям.
Судебная коллегия по административным делам также соглашается с судом, который исследовав подписи в папке N 2, пришёл к выводу о наличии неоговорённых исправлений в дате внесения подписи избирателя: в листе 32 строке 4 указана дата 21.07.2016, при этом вторая цифра дня 1 содержит исправление и может быть истолкована как 7; в листе 35 строке 1 указана дата 18.07.2016, при этом первая цифра 1 содержит исправление и может быть истолкована как 2, в связи с чем признал такие подписи недействительными на основании подпункта "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Обоснованно суд первой инстанции констатировал, что в подписном листе 56 имеется неоговорённое исправление в дате заверения подписи лицом, осуществляющим сбор подписей, так указана дата 22.07.2016, между тем вторая цифра "2" исправлена, такое исправление специально не оговорено.
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговорённые таким лицом.
Между тем, принимая во внимание, что Избирательной комиссией на основании заключения эксперта две подписи из указанного подписного листа уже признаны недействительными, суд правильно признал недействительными остальные восемь подписей.
Учитывая, что недостоверными (недействительными) являются 106 подписей избирателей, в том числе: 24 подписи - сведения об избирателе не соответствуют действительности; 68 подписей - дата внесения подписи избирателя проставлена несобственноручно; 1 подпись избирателя выполнена другим лицом; 3 подписи - неоговорённые исправления в сведениях об избирателе (одна исключена судом, поскольку уже учтена в подписях, в которых сведения об избирателе не соответствуют действительности); 2 подписи - неоговорённые исправления в дате внесения подписи избирателя; 8 подписей - неоговорённое исправление в дате заверения подписи лицом, осуществляющим сбор подписей, что составляет 9,68% от подлежащих выборочной проверке (1095) и проверенных судом подписей, суд сделал обоснованное заключение об отсутствии оснований для отказа в регистрации списка кандидатов.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского областного суда от 8 сентября 2016 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения Кировское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2016 г. N 10-АПГ16-8
Текст определения официально опубликован не был