Частное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2016 г. N 9-АПГ16-36
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Тришиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б. административное дело по апелляционным жалобам территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода, Нижегородского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" и Тарасова А.Н. на решение Нижегородского областного суда от 6 сентября 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Гаранина М.Ю. об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Тарасова А.Н., выдвинутого избирательным объединением Нижегородское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" по одномандатному избирательному округу N 7, установила:
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области N 2230-V от 16 июня 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва на 18 сентября 2016 года.
Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 9 июня 2016 года N 122/1912-5 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 7 по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Нижегородского района Нижнего Новгорода.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода от 22 июля 2016 года N 4/2 Тарасов А.Н., выдвинутый избирательным объединением Нижегородское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 7.
Гаранин М.Ю., выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Нижегородской области Всероссийская политическая партия "партия Роста" и зарегистрированный кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском, в котором просил отменить регистрацию кандидата Тарасова А.Н., ссылаясь на неуказание им в документах, представленных для регистрации, сведений о судимости, которые существовали на момент принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата, но не могли быть ей известны.
Решением Нижегородского областного суда от 6 сентября 2016 года административный иск удовлетворён.
При рассмотрении избирательного спора выявлен ряд грубых нарушений, допущенных избирательной комиссией при осуществлении регистрации кандидата в депутаты Тарасова А.Н. и информационном обеспечении выборов.
Представление достоверных сведений о своей судимости кандидатом до дня рассмотрения вопроса о его регистрации является правом кандидата на уточнение сведений о нем, реализуемым в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В подтверждение сообщения Тарасовым А.Н. достоверных сведений о судимости до принятия избирательной комиссией решения о его регистрации в материалы дела избирательной комиссией представлен подлинный экземпляр его заявления в избирательную комиссию об уточнении данных, содержащий, в том числе, сведения о судимости в установленном законом объёме, с отметкой о его принятии избирательной комиссией 19 июля 2016 года и отсутствием входящего регистрационного номера.
В ходе судебного разбирательства представитель избирательной комиссии подтвердил, что заявлению Тарасова А.Н. входящий регистрационный номер не присвоен, запись о его поступлении в журнале входящей корреспонденции отсутствует, что справка-подтверждение о получении заявления Тарасову А.Н. не выдавалась, ссылаясь при этом на отсутствие каких-либо нормативных документов, предписывающих необходимость регистрации такого заявления и выдачи письменного подтверждения.
Вместе с тем, по смыслу части 7 статьи 37, части 4 статьи 42 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года N 187-З "О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области" при получении от кандидатов любых документов, необходимых для уведомления об их выдвижении и регистрации, окружная избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение их получения. Закон содержит прямое указание на необходимость незамедлительной выдачи такого подтверждения.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 октября 2011 года N 48/406-6 утверждена Примерная инструкция по делопроизводству в территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования (далее - Инструкция), с учётом которой территориальным избирательным комиссиям, в частности, рекомендовано в срок до 1 января 2012 года переработать используемые в работе инструкции по делопроизводству.
Согласно пункту 2.3 Инструкции поступившие документы подразделяются на регистрируемые и не подлежащие регистрации. Прием, первичная обработка и регистрация поступающих документов производятся председателем (секретарем) территориальной комиссии или ответственным за ведение делопроизводства с использованием ПИ "Дело" либо карточной, либо журнальной системы регистрации (пункт 2.2); при регистрации поступившего документа в регистрационной форме обязательно вводятся следующие реквизиты: вид документа, его исходящий номер и дата, данные о корреспонденте (адресанте) (фамилия, имя, отчество физического лица или название организации, местонахождение отправителя), а также краткое содержание документа, количество листов основного документа и листов приложения, количество экземпляров; регистрационный штамп с указанием входящего номера, даты и времени регистрации проставляется, как правило, в правом нижнем углу лицевой стороны первого листа зарегистрированного документа (пункт 2.9).
Документы кандидатов, представляемые для уведомления об их выдвижении и регистрации, в перечне документов, не подлежащих регистрации, являющемся приложением к Инструкции, не поименованы и, исходя из характера указанных в данном перечне документов, не могут быть к их числу отнесены.
Представляется, что делопроизводство в избирательной комиссии должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить обработку, хранение и использование документов, образующихся в её деятельности.
Допущенное избирательной комиссией пренебрежение к правилам делопроизводства при приёме 19 июля 2016 года заявления кандидата Тарасова А.Н. повлекло нарушение пункта 2 Порядка информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах, областных списках кандидатов при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, утверждённого постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 17 июня 2016 года N 123/1933-5, предусматривающего обязанность избирательной комиссии Нижегородской области не позднее, чем через два дня со дня регистрации кандидата, разместить на официальном сайте представленные зарегистрированными кандидатами биографические данные, включая сведения о судимости кандидатов.
Информация о кандидате Тарасове А.Н., размещённая в приведённом порядке на сайте избирательной комиссии Нижегородской области, сведений о его судимости не содержала, что привело к таким негативным последствиям, как недостоверное информирование избирателей о данном кандидате.
К тому же неправомерные действия членов избирательной комиссии создали возможность оспаривания регистрации кандидата Тарасова А.Н. и её отмены судом.
Необходимо отметить, что в таких условиях создаются препятствия к реализации прав граждан принимать участие в ведении государственных дел посредством свободно выбранных представителей, поскольку они лишаются реальной возможности осознанного выбора одного из нескольких кандидатов, с учётом полных и достоверных характеризующих таких кандидатов сведений, позволяющих избирателям составить представление об их морально-этических и нравственных качествах.
Вместе с тем, именно на избирательные комиссии законодатель возложил обязанность обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
При таком положении искажается роль избирательных комиссий в избирательном процессе, ставится под сомнение их объективность по отношению ко всем участвующим в выборах кандидатам и создаётся угроза реализации принципа равенства, в то время как согласно статье 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункта "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
обратить внимание избирательной комиссии Нижегородской области на необходимость неукоснительного соблюдения всеми нижестоящими избирательными комиссиями Нижегородской области при осуществлении ими полномочий по проведению выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления Нижегородской области норм законодательства Российской Федерации о выборах в целях недопущения впредь нарушений прав и законных интересов граждан.
О принятых мерах предлагается в течение одного месяца сообщить в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Частное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2016 г. N 9-АПГ16-36
Текст определения официально опубликован не был