Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России проработало вопрос о порядке определения референтных цен на товары, работы, услуги, приобретаемые для государственных и муниципальных нужд субъектов естественных монополий, и представляет соответствующий доклад.
Отмечаем, что указанный доклад был согласован Минфином России, и Минпромторгом России и ФАС России без замечаний.
Приложение на 42 л. в 1 экз.
|
Е.И. Елин |
Доклад
о порядке определения референтных цен на товары, работы, услуги, приобретаемые для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд субъектов естественных монополий
Настоящий доклад подготовлен во исполнение решения, принятого на заседании Правительства Российской Федерации 2 сентября 2015 г. (протокол N 31, раздел I, пункт 4).
Под референтными ценами для целей настоящего доклада понимаются среднерыночные цены на товары, работы, услуги, что соответствует трактовке данного понятия, содержащейся в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2593-р.
1. Цели формирования референтных цен
1.1. Исключение возможности неверного установления цены контракта, в том числе организация автоматизированного контроля цен
В настоящее время положениями статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрена обязанность заказчика определять и обосновывать начальные цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом установлено приоритетное использование метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который предполагает определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Выполнение заказчиком указанной обязанности контролируется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (пункт 3 части 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, одной из задач, которые решаются в рамках функционирования контрактной системы является определение рыночных цен на закупаемые товары, работы, услуги.
Важность решения данной задачи для достижения целей контрактной системы (часть 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ) обусловлена следующими факторами:
завышенные цены контрактов являются экономической базой для возможных коррупционных проявлений, в том числе получения нелегальных доходов ("откатов");
неосновательное занижение цен контрактов может повлечь снижение качества закупаемых товаров, работ, услуг, невозможность исполнения контрактов на требуемых условиях.
Таким образом, для достижения целей функционирования контрактной системы необходимо сформировать механизм, позволяющий определять соответствие цен товаров, работ, услуг, содержащихся в планах-графиках закупок, извещениях о закупках, государственных контрактах, рыночным ценам на товары, работы, услуги. Данный механизм должен с использованием программно-аппаратного комплекса ЕИС обеспечивать автоматическое выявление отклонений начальных (максимальных) цен, цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, от среднерыночных (референтных) цен.
С учетом изложенного референтные цены позволят в рамках контрактной системы обеспечить переход от существующего процедурного контроля за установлением начальных (максимальных) цен контрактов, который осуществляется соответствующими органами контроля "вручную" к системному автоматизированному контролю за соответствием начальных (максимальных) цен контрактов рыночным ценам на товары, работы, услуги средствами ЕИС.
1.2. Дополнительные сферы применения референтных цен
Референтные цены могут найти также применение в качестве одного из источников ценовой информации для целей:
рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства;
государственного регулирования цен на продукцию, закупаемую по государственному оборонному заказу;
при установлении тарифов на услуги субъектов естественных монополий;
при оценке деятельности заказчиков, в том числе руководства компаний с государственным участием.
2. Задачи, которые подлежат решению в целях формирования системы референтных цен
2.1. Идентификация и классификация товаров, работ, услуг, цены на которые подлежат мониторингу
Для определения референтных цен необходимо идентифицировать товары, работы, услуги, то есть необходимо ответить на вопросы:
что подразумевается под каждым конкретным наименованием товара, работы, услуги;
какие товары, работы, услуги являются идентичными и могут использоваться при определении референтных цен.
Без такой идентификации невозможно сопоставлять ценовую информацию, содержащуюся в различных источниках, в том числе в нескольких контрактах или договорах. Так, в соответствии с частью 13 статьи 22 Закона N 44-ФЗ идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (при определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться).
Для целей такой идентификации целесообразно использовать каталог товаров работ, услуг, предусмотренный статьей 23 Закона N 44-ФЗ (далее - каталог ТРУ). Ведение указанного каталога будет осуществляться в ЕИС. При этом с 1 января 2017 г. при планировании и осуществлении закупок наименование объекта закупки должно указываться только в соответствии с каталогом ТРУ.
К настоящему времени Минэкономразвития России реализован первый этап создания каталога ТРУ. В соответствии с государственным контрактом Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N ГК-113-ОФ/Д21 разработана концепция каталога ТРУ и создана информационная система по его ведению (в настоящее время содержит описание более 30 тыс. товаров, работ, услуг).
Для целей определения референтных цен в каталог ТРУ может быть включена соответствующая ценовая информация, в том числе по данным из реестра контрактов (согласно Закону N 44-ФЗ) и реестра договоров, заключенных заказчиками (согласно Закону N 223-ФЗ). Для этого необходимо усовершенствовать порядки ведения указанных реестров, предусмотрев обязанность заказчика включать в реестровые записи контрактов, договоров в структурированном виде информацию о средней цене за единицу товаров, работ, услуг. Вместе с тем отмечаем, что Закон N 223-ФЗ не предусматривает обязанности заказчиков по применению каталога ТРУ. В связи с этим реализация данных предложений потребует законодательных изменений.
2.2. Установление издержек, включаемых в референтные цены
Референтная цена должна включать все издержки поставщика (подрядчика, исполнителя), связанные с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, а также налоги и сборы. В терминологии Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс" такая цена должна соответствовать термину DDP (англ. delivered duty paid) - товар доставляется заказчику в место назначения, указанное в договоре, очищенный от всех пошлин.
Такая референтная цена позволит оценивать объективность определения заказчиком начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2.3. Определение порядка формирования референтных цен
2.3.1. Референтные цены целесообразно определять не для всех товаров, работ, услуг, а только в отношении "простых" часто закупаемых товаров, работ, услуг
Необходимо учитывать, что референтная цена может быть определена только для группы идентичных товаров, работ, услуг. Отмечаем, что для отдельных видов товаров работ, услуг определение референтных цен нецелесообразно. Например, закупки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) характеризуются значительным количеством параметров, которые зависят от каждого конкретного предмета исследования. В связи с этим затруднительно определить идентичные НИОКР и сопоставить их цены. Полагаем невозможным определение референтных цен в отношении инновационной и уникальной продукции.
С учетом изложенного считаем целесообразным определять референтные цены для перечня товаров, работ, услуг, которые наиболее часто являются объектами закупки и могут быть однозначно идентифицированы (лекарственные препараты, продукты питания, горючее и смазочные материалы, медицинские изделия, за исключением уникального оборудования, транспортные автомобили, клининговые услуги, изготовление печатной продукции).
Нумерация подраздела приводится в соответствии с источником
2.2.2. Источники информации, используемой для определения референтных цен
Референтные цены предлагается определять на основании информации, содержащейся:
в реестре контрактов (согласно Закону N 44-ФЗ);
в реестре договоров, заключенных заказчиками (согласно Закону N 223-ФЗ);
в информационных источниках, предоставляемых информационно-ценовыми агентствами.
2.3.3. Регулярность обновления расчетов референтных цен
Референтные цены должны пересчитываться не реже одного раза в месяц.
2.3.4. Формирование референтных цен необходимо осуществлять, по территориальному, признаку (по федеральным округам, субъектам Российской Федерации)
С учетом значительных различий в условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в субъектах Российской Федерации целесообразно определять референтные цены по федеральным округам. При этом необходимо установить предельно допустимую вариативность цен на один и тот же товар, работу, услугу между субъектами, входящими в состав одного федерального округа. В случае, если внутри федерального округа будет установлено значительное различие в ценах на один и тот же товар работу, услугу, целесообразно определять референтные цены по отдельным субъектам Российской Федерации или по группам субъектов Российской Федерации данного федерального округа.
2.4. Установление требований к порядку опубликования референтных цен
Референтные цены должны размещаться в открытом доступе на официальном сайте ЕИС. При этом должна быть обеспечена ретроспектива цен, то есть возможность получения информации o референтной цене на товар, работу, услугу актуальную на любой день в прошлом.
2.5. Введение в законодательство понятия референтная цена и предоставление полномочий Правительству Российской Федерации на определение органа исполнительной власти, осуществляющего мониторинг референтных цен
Для создания системы мониторинга референтных цен и их использования необходимо:
а) нормативное закрепление в законодательстве Российской Федерации:
понятия референтная цена;
определение перечня товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются референтные цены;
методологии расчета референтных цен;
порядка использования референтных цен;
б) формирование соответствующего функционала ЕИС, информационной системы "Электронный бюджет", каталога ТРУ, определение официального сайта ЕИС как места размещения референтных цен.
в) определение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование системы референтных цен, необходимой штатной численности и бюджета.
2.6. Предлагаемый порядок использования референтных цен в рамках контрактной системы
2.6.1. Использование референтных цен заказчиками
Предполагается установить обязанность заказчика при закупке товара, работы, услуги, в отношении которых осуществляется расчет референтных цен, использовать референтную цену для целей расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в качестве одного из обязательных источников ценовой информации.
При этом целесообразно установить максимально допустимые отклонения устанавливаемой заказчиком начальной (максимальной) цены контракта от референтной цены.
В случае если заказчик укажет в плане-графике закупки, извещении об осуществлении закупки начальную (максимальную) цену контракта, отличающуюся от референтной цены более чем на указанное допустимое отклонение, предлагается законодательно закрепить обязанность заказчика обосновывать причины такого отклонения. Требования к содержанию такого могут быть установлены нормативным правовым актом.
2.6.2. Использование референтных цен органами контроля
Для использования референтных цен органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля целесообразно создать функционал ЕИС, обеспечивающий автоматическое выявление и предоставление в соответствующие органы контроля информации о выявленных расхождениях цен. На основании данной информации органы внутреннего государственно (муниципального) контроля будут рассматривать соответствующее обоснование заказчика. При этом отсутствие такого обоснования или его несоответствие установленным требованиям будет являться основанием для приостановления органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществления закупки до устранения нарушения. Данная мера будет обеспечивать упреждающий контроль, направленный на недопущение неэффективного расходования бюджетных средств.
Вместе с тем, отмечаем что указанное расширение полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может потребовать дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с необходимостью увеличения штатной численности указанных органов.
3. Предложения:
С учетом изложенного полагаем целесообразным:
разработать план мероприятий ("дорожную карту") внедрения референтных цен на товары, работы, услуги, закупаемые в соответствии с законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ;
подготовить финансово-экономическое обоснование затрат на создание системы контроля и мониторинга начальных (максимальных) цен на товары, работы, услуги с использованием референтных цен.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 15 декабря 2015 г. N 36450-ЕЕ/Д28и "О порядке определения референтных цен на товары, работы, услуги"
Текст письма официально опубликован не был