Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.В. Калинина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.В. Калинин оспаривает конституционность:
положений части первой статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и др.);
пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону), согласно которому при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из представленных материалов, в 2014 году территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации отказали В.В. Калинину в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа работы с тяжелыми условиями труда, в который не были засчитаны периоды его работы с 1 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года маляром по окраске автомобилей красками на меламино-алкидной основе. Суды общей юрисдикции со ссылкой на оспариваемые положения признали правильность данного решения, указав на отсутствие достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих характер работы В.В. Калинина и его занятость на соответствующих видах работ в течение полного рабочего дня.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения позволяют правоприменителям обусловливать возникновение и реализацию права на пенсию исполнением работодателями своих обязанностей по представлению сведений о работнике для целей индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также по выдаче документов о характере работы, чем вступают в противоречие со статьями 6 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 39, 45, 46 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемый В.В. Калининым пункт 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действуя во взаимосвязи с положениями Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", закрепляет общий порядок подтверждения страхового стажа за период после регистрации в качестве застрахованного лица, направлен на обеспечение реализации пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя.
Равным образом не может расцениваться в качестве ущемляющей права В.В. Калинина и часть первая статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения максимально полного учета стажа, необходимого для назначения пенсии и исчисления ее размера, возлагающая на работодателя обязанность по выдаче работнику копий документов, связанных с работой, к числу которых в силу прямого указания пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" относятся также те, которыми подтверждаются периоды работы или иной деятельности до регистрации в качестве застрахованного лица.
Проверка же правильности исчисления специального стажа заявителя при определении его права на назначение пенсии в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калинина Виктора Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. N 1852-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калинина Виктора Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был